double arrow

Исчисление трудового стажа

Принятые в рамках пенсионной реформы нормативные правовые акты сущест­венно повлияли на порядок и правила исчисления тру­дового стажа. Законо­да­тель­ством установлено два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж: обычный и льготный. В обычном порядке стаж исчисляется календарно, по факти­ческой продолжительности соответствующих периодов. Постановлением Пра­­ви­тель­ства РФ от 24 июля 2002г. утверждены Правила подсче­та и подтверж­дения страхо­вого стажа для установления трудовых пенсий, которые детально рег­ла­ментируют, какими документами подтверждаются различные периоды, включае­мые в страховой стаж, в каких случаях возможно его подтверждение свиде­тель­скими показаниями, как он исчисляется.

В обычном порядке исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также иных периодов произ­водится в календарном порядке из расчета пол­ного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных перио­дов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов пере­водятся в полные годы. В случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обоз­начения точных дат, за дату принимает­ся 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.

В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, за­считываемых в страховой стаж, учитывается один из таких перио­дов по выбору лица, обратившегося за установ­ле­нием пенсии, под­твержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.

В льготном порядке страховой стаж подсчитывается при работе в течение пол­ного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей про­мышленности, определяемых Правительством РФ. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, что­бы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила пол­ный год.

Особенности исчисления специального страхового стажа опреде­лены Прави­лами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. В данном акте установлены условия сумми­рования различ­ных видов работ, включаемых в специальный стра­ховой стаж, при этом действует правило, разрешающее прибавлять к менее льготному стажу более льготный, но не наоборот.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчи­ты­­ваются в стаж в календарном поряд­ке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получе­ния пособия по государственному социальному страхованию в пе­риод вре­менной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпус­ков, включая дополнительные.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабо­чего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением некоторых работ), исчисля­ются обычно по фактическому отработанному времени. Также ис­числяются определяемые Минтрудом РФ или предусмотренные списками периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно.

Кроме того, в Правилах предусмотрено, что при досрочном назна­чении трудо­вой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-раз­ведочными, поисковыми, топо­графо-геодезическими, геофизически­ми, гидрографическими, гидрологичес­ки­ми, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:

—работа от шести месяцев до одного года — как один год;

—работа менее шести месяцев — по фактической продолжи­тельности.

В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досроч­ное назначение трудовой пенсии по старости, включаются время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вах­товом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок вре­мени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нор­мальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установ­лен­ного ТК РФ.

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностях при досрочном назначении тру­довой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Феде­рального закона о трудовых пенсиях исчис­ляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосред­ственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и вре­мени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выпол­нения работы и обратно.

При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не даю­щую права на указанную пенсию, в той же организации по произ­водственной необходимости на срок не более одного месяца в тече­ние календарного года такая работа приравнивается к работе, пред­шествующей переводу.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по следующим причинам:

—появление на работе в состоянии алкогольного, наркотическо­го или токсического опьянения;

—на основании медицинского заключения в связи с выявлен­ными противопо­казаниями для выполнения работы, предусмотрен­ной трудовым договором;

—по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

—в случае если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

—в случае если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;

—в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (по вине как работодателя, так и работника).

Период испытания при приеме на работу, дающую право на дос­рочное назна­чение трудовой пенсии по старости, включается в стаж независимо от того, выдержал ли работник испытание.

Период начального профессионального обучения или переобуче­ния (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с уче­ническим договором включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в ст. 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях или в списках указаны производства или отдельные виды работ без пе­речисления профес­сий и должностей работников либо предусмотре­ны работники, выполняющие опреде­ленную работу без указания на­именований профессий или должностей.

При переводе в соответствии с медицинским заключением бере­менной жен­щины по ее заявлению с работы, дающей право на дос­рочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исклю­чающую воздействие неблагоприятных произ­водственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшест­вующей переводу.

В таком же порядке исчисляются периоды, когда беременная женщина не ра­ботала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

Примером льготного порядка исчисления специального страхо­вого стажа яв­ля­ется исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение тру­довой пенсии по старости лицам, осущест­влявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населе­ния в государственных и муниципальных учреждениях здравоохра­нения, предусмотренных Правилами, утвержденными постановле­нием Правительства РФ от 29 октября 2002г.

На основании этого документа лицам, работавшим в структур­ных подраз­делениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню (оперирующие врачи-специалисты в отде­лениях хирургического профиля, врачи — анестезиологи-реанимато­логи, врачи-патологоанатомы, врачи — судебно-медицин­ские экс­перты), год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и шесть месяцев.

Льготный порядок исчисления специального трудового стажа (выслуги лет) военнослужащих предусмотрен постановлением Пра­вительства РФ от 22 сентября 1993 г. «О порядке исчисления вы­слуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, прохо­дившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мич­манов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в ор­ганах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». В соответствии с указанным по­становлением в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего со­става органов внут­ренних дел, учреждений и органов уголовно-ис­полнительной системы засчи­ты­вается на льготных условиях:

а) один месяц службы за шесть месяцев — в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечест­венной войны;

б) один месяц службы за три месяца:

—в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в со­став дейст­вую­щей армии, в советских партизанских отрядах и со­единениях в период боевых действий;

—время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вслед­ствие ранений, контузий, увечий или заболева­ний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входив­ших в состав действующей армии;

—в странах, армии которых вели боевые действия или оказыва­ли военную по­мощь другим государствам, — командированным в эти страны военным специа­листам летного состава, независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982г.;

—на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальст­вующего состава органов внутренних дел принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, конту­зий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах;

—на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения;

—в составе смешанных сил по установлению мира и поддержа­нию право­порядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в при­днестровских регионах Рес­пуб­лики Молдова, на территории Абха­зии в условиях грузино-абхазского конф­ликта, на территории Рес­публики Таджикистан, в условиях военного конфликта на территории Нагорного Карабаха.

в) один месяц службы за два месяца:

—на летной работе в реактивной и турбовинтовой авиации — на условиях, определяемых министром обороны РФ;

—в отдаленных местностях Российской Федерации согласно приложению;

—в высокогорных местностях на высоте 2500 м и более над уровнем моря;

—в воинских частях, штабах, учреждениях, на предприятиях и в организациях, находящихся на территории Республики Казахстан в г. Ленинске и на космод­роме «Байконур»;

г) один месяц службы за полтора месяца:

—на летной работе в авиации;

—на атомных подводных кораблях;

—на подводных лодках в период нахождения их в строю;

—в должностях водолазов всех наименований и специально­стей;

—в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систе­мати­ческим совершением прыжков с парашютом;

—в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел;

—в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на терри­тории бывшей Чечено-Ингушской Республики в период с 1 февра­ля 1992г.;

д) один месяц службы за один и 1/3 месяца:

—в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внут­рен­них дел и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции и т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006г. «О противо­дей­ствии терроризму» устанавливается льготное исчис­ление выслуги лет.

Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполни­тельной влас­ти, проходящим (проходившим) службу в подразделе­ниях, непосредственно осу­щес­т­­вляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пен­сий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непо­средственного участия в контртеррористических операциях — из расчета один день службы за три дня.

Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотруд­ников Феде­раль­ных органов исполнительной власти в контртерро­ристических операциях для льгот­ного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанав­ливаются в поряд­ке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетру­доспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обя­зательному социальному страхованию» в страхо­вой стаж для опре­деления размеров пособий по временной нетрудоспособности, бере­менности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или му­ниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в тече­ние которой гражданин подлежал обяза­тельному социальному стра­хованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с мате­ринством.

Исчисление страхового стажа производится в календарном по­рядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчи­тываемых в страховой стаж, учи­ты­вается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавли­ваются Феде­раль­ным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выра­бот­ке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обяза­тельного социаль­ного страхования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: