Трудовой стаж — это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала, и имелись ли в ней перерывы, а также других периодов, указанных в законе.
Трудовой стаж имеет количественную и качественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность. Качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.).
В современный период нормативные правовые акты и наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа:
1) общий трудовой стаж;
2) специальный трудовой стаж (выслуга лет);
3) страховой стаж:
а) общий страховой стаж;
б) специальный страховой стаж;
4) страховой стаж для определения размера пособия.
Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяет общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002г., учитываемая в календарном порядке.
В общий трудовой стаж включаются следующие периоды:
1) работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работы по найму за пределами Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасательной части независимо от ее характера; индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
2) творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
3) службы в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны;
4) временной нетрудоспособности, начавшейся в период работе и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
5) пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
6) получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Таким образом, содержание общего трудового стажа резко сужено по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством. В общий стаж не включены периоды: обучения, проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны, проживания в г. Ленинграде в период его блокады, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым, ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.
Отсутствие необходимой преемственности в регулировании трудового стажа старым и новыми законами влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в том числе весьма преклонного возраста. Из общего трудового стажа исключены периоды, связанные с историей нашей страны. Лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию, крайне обостренно воспринимают данные нововведения.
Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002г., что влияет на размер страховой части трудовой пенсии.
Кроме того, общий трудовой стаж необходим в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих, когда у них выслуга составляет менее 20 лет.
При наличии общего трудового стажа определенной продолжительности и соответствующих наград возможно получение звания «Ветеран труда» с предоставлением социальных льгот.
Следующий вид трудового стажа — страховой стаж.
Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» дает следующее определение страхового стажа: это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии со ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, а также за ее пределами, если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Данная статья закрепляет право граждан РФ, работающих за пределами РФ, добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Физические лица вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата взносов страхователем.
При этом уплаченные суммы страховых взносов учитываются при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» наравне с периодами работы в страховой стаж засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы, получения пособия по временной нетрудоспособности, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства, содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Включив в страховой стаж данные периоды, законодатель предусмотрел исчисление стажа календарно, т. е. без льгот. Кроме того, действует еще одно обязательное условие. Эти периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались взносы в Пенсионный фонд.
Правовые последствия страхового стажа связаны с возникновением права на трудовые пенсии. Для приобретения права на пенсию по старости на общих основаниях требуется не менее пяти лет страхового стажа как для мужчин, так и для женщин, т. е. дифференциации по полу нет. Кроме того, наличие страхового стажа является одним из условий для назначения досрочной пенсии по старости.
Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливаются независимо от продолжительности страхового стажа. Однако в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части пенсии по инвалидности определяется с учетом нормативной продолжительности страхового стажа. Для инвалида, не достигшего 19 лет, она составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев. Данная норма является более жесткой по сравнению с ранее действовавшей.
Кроме того, изменилось правило о том, к какому времени необходимо иметь требуемый стаж. Ранее стаж определялся по возрасту ко времени наступления инвалидности, а в настоящее время — ко дню, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии. При этом нередко возраст ко времени наступления инвалидности ниже возраста ко дню назначения пенсии, в этом случае требования к продолжительности трудового стажа увеличиваются.
Новое законодательство резко сужает дифференциацию уровня пенсионного обеспечения от продолжительности страхового стажа пенсий будущего назначения, поскольку он исключен из формул расчета размера трудовых пенсий для лиц молодого возраста.
Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий страховой стаж и специальный страховой стаж. Все изложенное выше относится к общему страховому стажу.
Следующим видом трудового стажа является специальный страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях, производствах, отраслях, в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.
Специальный страховой стаж лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам и другим категориям граждан. Ранее это были пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости.
В специальный страховой стаж включается работа:
- указанная в статьях 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;
- в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
- в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
- педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
- лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- творческая деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях и т.д.).
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые предусмотрели порядок исчисления и суммирования специального страхового стажа.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.
Практически все указанные выше периоды включаются в специальный страховой стаж на основании списков производств, работ, профессий и должностей, утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия и порядок их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).
К числу таких актов относятся:
- Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781);
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) и др.
Следующий вид стажа - это специальный трудовой стаж, с которым связано право на пенсию за выслугу лет военнослужащих, служащих органов внутренних дел, прокурорско-следственных работников и других приравненных к ним категорий.
Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае - наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, как правило, календарно, то выслуга может исчисляться и в льготном порядке.
Более подробно специальный трудовой стаж урегулирован специальными нормативными правовыми актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет.
Специальный трудовой стаж (выслуга лет) — это учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет суммарная продолжительность периодов определенной службы (работы), в течение которых уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с действующим законодательством не производилась.
Государство в целях экономии бюджетных средств в ущерб интересам служащих освобождает соответствующие силовые министерства и ведомства от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Это приводит к тому, что в случае увольнения со службы без права на получение пенсии за выслугу лет (в силу, например, недостаточности выслуги или причин увольнения) указанные служащие, не относясь к числу застрахованных, лишены возможности получать страховые пенсии. Что же касается государственных гражданских служащих, которым также назначается пенсия за выслугу лет в дополнение к страховой пенсии (по старости или по инвалидности), то страховые взносы на их заработок в период такой службы начисляются, и пенсия за выслугу лет назначается им с учетом специального страхового стажа.
Специальный трудовой стаж регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Порядок его исчисления предусмотрен постановлением СМ РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».
Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам — это новый вид страхового стажа, учитываемого при определении размера указанных пособий. Под ним понимается продолжительность периодов работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периодов иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данный вид стажа введен с 1 января 2007г. Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (опубликован в Российской газете 31.12.2006) вместо действовавшего ранее непрерывного трудового стажа.
Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеет свое значение лишь для определения размера указанных пособий (100, 80 или 60% от среднего заработка работника в зависимости от продолжительности данного вида трудового стажа). Эти положения регулируются статьями 2, 7, 16, 17 данного Закона.
Ранее существовал непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы в одной организации или в нескольких при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.
Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключалось в том, что он являлся важным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т. е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияла на размер пособия.
В пенсионном обеспечении на федеральном уровне непрерывный трудовой стаж свое значение утратил. Ранее существовали и надбавки к пенсии за непрерывный стаж.
Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулировался постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973г. № 252, утвердившим Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию.
В связи с принятием 29 декабря 2006г. Федерального закона № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» непрерывный трудовой стаж свое значение утратил. С 1 января 2007г. для определения размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам учитывается страховой стаж (т.е. страховой стаж для определения размера пособий, как новый вид стажа).
При исчислении трудового стажа необходимо иметь в виду, что все виды трудового стажа исчисляются в календарном порядке. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002г. № 555.
Минимальной единицей измерения трудового стажа является один день. Начало и окончание соответствующего периода указывается в документах — трудовой книжке, справке и т.д. В случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.
Для общего страхового стажа установлены следующие особенности его исчисления. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии (например, гражданин одновременно осуществлял уход за своим малолетним ребенком и за взрослым инвалидом I группы, то в страховой стаж включается лишь один из указанных периодов.
Существуют исключения, устанавливающие особый, льготный порядок исчисления стажа. Например, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. В соответствии с Перечнем сезонных отраслей промышленности, работа в таких организациях в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год (утв. постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498).
Особенности исчисления специального страхового стажа определены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516, в которые внесены изменения постановлением Правительства РФ от 2 мая 2006 г. № 266 (СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2088). В данном акте предусмотрены правила суммирования различных видов работ, включаемых в специальный страховой стаж,
Особый порядок исчисления специального страхового стажа установлен в случаях назначения досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Он предусмотрен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Согласно этому акту лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню (оперирующие врачи-специалисты в отделениях хирургического профиля, врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи-патологоанатомы, врачи-судебно-медицинские эксперты), год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и 6 месяцев.
Следует обратить внимание на особенности исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, а также инженерно-технического состава и службы управления воздушным движением:
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459.
В связи с установлением Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27 ноября 2001г. ежемесячной доплаты к досрочной пенсии по старости (ст. 27, п. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями сверх ставки единого социального налога, для данной категории введена разновидность специального страхового стажа — стаж работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дающий право на указанную доплату.
Список соответствующих должностей и Правила исчисления выслуги членов летных экипажей утверждены постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 г. (СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1134).
Льготный порядок исчисления специального трудового стажа (выслуги лет) военнослужащих предусмотрен постановлением СМ РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».
В соответствии с указанным постановлением в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается один месяц службы за шесть месяцев — в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны, один месяц службы за три месяца в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий и т. д.
Особенности исчисления специального трудового стажа для назначения пенсий за выслугу лет прокурорско-следственным работникам определены в п. 1.1—1.3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 (СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 2000).
Выслуга государственных гражданских служащих исчисляется в соответствии с Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, утвержденным Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. №1413 с последующими изменениями.
Иные, особые правила исчисления специального трудового стажа, определены Федеральными Законами «О противодействии терроризму» (ст. 23); «О службе в таможенных органах РФ» (ст. 50); постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах РФ, и их семьям» (СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 737).
Федеральным законом от 1 апреля 1996г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» введена обязательная регистрация в территориальном органе Пенсионного фонда каждого Работодателя, независимо от формы собственности и формы хозяйствования. На основе такой регистрации на каждого застрахованного открывается индивидуальный лицевой счет, в котором отражаются данные о работе, заработке и внесенных за данное лицо страховых взносах.
Данный Закон также предусматривает, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица. Сведения о застрахованных лицах представляются всеми страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В связи с внесением изменений и дополнений в этот закон Правительство РФ Постановлением от 14 июля 2003 г. утвердило новую редакцию Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (СЗ РФ. 2003. № 29. Ст. 2999).
Данные правила до 1 января 2007г. необходимо было применять с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004г. № 138-0 по жалобе гражданина Каленова А. Ф. на нарушение его конституционных прав положением подп. «и» п. 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго п. 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве» // Вестник Конституционного Суда РФ.
№ 5. 2005; Определения Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006г. № 16-0 «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации» от 15 марта 2000г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.