Совокупная стоимость владения

Модель совокупной стоимости владения позволяет сократить затраты и повысить эффективность вложений в информационные системы в силу самой постановки решаемой с ее помощью задачи — минимизации стоимости владения при заданных параметрах функциональных возможностей информационной системы.

ТСО информационной системы – это полный комплекс затрат, связанных с приобретением, внедрением и использованием системы, и воспринимаемый как единые затраты на информационную систему в процессе ее создания и эксплуатации.

Разные методики предполагают различную классификацию этих затрат:

- первоначальные и эксплуатационные

- прямые и косвенные

- явные и скрытые

- фиксированные и текущие.

Первой использовала термин ТСО компания GartnerGroup, которая в конце 80-х годов стала широко применять его в своих исследованиях и в 1987 году выдвинула концепцию ТСО (первоначально она представляла собой лишь средство расчета стоимости владения компьютером на платформе Intel).

Благодаря фирме Interpose, образованной в 1994 году, методика переросла в принципиально новую модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий. С целью совершенствования самой модели Gartner Consulting (подразделение GartnerGroup) проводила достаточно трудоемкие исследования рынка, и в результате сотрудничества двух компаний предложенная ими методика оценки затрат на информационные системы стала распространенным инструментом подсчета ТСО.

На протяжении последних лет многими компаниями также велись работы по изучению проблемы определения ИТ-затрат, вследствие чего появились схожие по сути, но разные по названию методики и подходы: истинная стоимость владения (Real Cost of Ownership, RCO), совокупная стоимость владения приложениями (Total Cost of Application Ownership, TCA) и др.

В расчете затрат на ИС определяющую роль играет понятие жизненного цикла информационной системы. Жизненный цикл ИС описывает ее эволюцию в течение времени внедрения, использования и вывода из эксплуатации

Кратко опишем жизненный цикл по модели Rational Software, что необходимо для дальнейшего изло­жения. Поскольку модель Rational Software описывает лишь раз­работку ИС, мы дополним ее стадиями эксплуатации и вывода из эксплуатации. Жизненный цикл ИС состоит из нескольких фаз:

начальная фаза — устанавливается область применения систе­мы, определяются граничные условия, формируется проектная команда и инфраструктура проекта — руководящие орга­ны, устав, стандарты и т.д.;

фаза уточнения — работы по планированию проекта внедрения новой ИС и разработке технического проекта последней (концептуального проек­та), завершается утверждением технического проекта;

фаза конструирования — разработка и тестирование новой системы, заканчивается утверждением протокола инте­грального тестирования последней;

фаза развертывания — работы по тиражированию системы, подготовке документации для пользователей и службы со­провождения, обучению конечных пользователей, заверша­ется подписанием протокола о приемке системы в эксплуатацию;

фаза эксплуатации — работа конечных пользователей в системе и работы персонала службы ИС по сопровождению, и администрированию и регламентным работам в системе, возможна разного рода модернизация системы, завершается принятием решения о выводе системы из эксплуатации;

фаза вывода из эксплуатации — действия по переносу данных в новую систему, которая заменит существующую. Работы этой фазы обычно являются частью проекта внедрения новой системы.

Принципиальным моментом современного подхода к анализу затрат на ИС является привязка затрат к жизненному циклу информационной системы. При этом подходе затраты на ИС делятся на первоначальные и эксплуатационные.

К первоначальным затратам относятся затраты на начальной фазе, а также в фазах уточнения, конструирования и развертывания системы, к эксплуатационным — затраты в фазе эксплуатации системы. Затраты на информационные системы приводятся к определенному периоду времени — году, кварталу, месяцу. Первоначальные затраты равномерно распределяются по периодам в соответствии с прогнозируемой длительностью жизненного цикла.

Например, первоначальные затраты на некоторую информационную систему составили 360 тыс. долл., длительность фазы эксплуатации — 3 года. Затраты в расчете на год составляют 120 тыс. долл., в расчете на месяц — 10 тыс. долл. Эксплуатационные затраты рассчитываются в среднем для избранного периода — в среднем за год, квартал, месяц.

Таким образом, затраты на информационные системы в орга­низации есть сум ма первоначальных и эксплуатационных затрат, приведенная к некоторому стандартному периоду времени — году, кварталу, месяцу. Первоначальные затраты равномерно распреде­ляются по всему периоду эксплуатации системы, тогда как экс­плуатационные затраты берутся в среднем за период.

Эксплуатационные затраты делятся на невидимые и неконтролируемые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: