Общие сведения об автоматике и телемеханике на железнодорожном транспорте

Важной группой всего комплекса устройств автоматики и те­лемеханики железных дорог являются устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Движение поездов по железным дорогам; осуществляется в условиях непрерывно изменяющейся обстановки; В связи с этим требуется быстрая передача на расстояние различных приказов и извещений локомотивным бригадам и другим работникам, связанным с движением поездов, о разрешении или запрещении движения, об ограничении скоростей и др. С этой целью применяют железнодорожную сигнализацию. Станции оборудуют устройствами централизации для управления из одного пункта стрелками и сигналами. Для регулирования движения поездов с разграничением их по условиям безопасности применяют устройства путевой блокировки.

Все устройства СЦБ условно подразделяют на две группы:

-устройства СЦБ на перегонах

-устройства СЦБ на станциях.

Сигнализация на железных дорогах служит для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигналом называется условный знак, с помощью которого подается определенный приказ. На железнодорожном транспорте под слово» сигнал обычно понимают и сигнальный прибор, и его сигнальное показание. Применяемые на транспорте сигналы по способу восприятия классифицируют на видимые (которые выражаются цветом, формой, положением) и звуковые (которые выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности).

По времени применения видимые сигналы подразделяются на дневные, подаваемые в светлое время суток и сигнализирующие положением или цветом окраски сигнальной установки; ночные, сигнализирующие огнями установленных цветов и подаваемые в темное время суток; круглосуточные, подаваемые одинаково как а светлое, так и в темное время суток и сигнализирующие цветом и числом огней, а также светящимися буквами, цифрами и др.

Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды. Для подачи видимых сигналов применяются различные показания, места установки и значения которых определены ПТЭ и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах РФ.

Сигнальные знаки подразделяются на постоянные (предельные столбики и др), предупредительные ("С" - свисток и др.) и временные. устанавливаемые в местах неисправности контактной сети и др. Каждый сигнальный знак в отличие от светофоров и сигнальных указателей, имеющих два и более показаний, имеет всегда только одно сигнальное значение.

Постоянные сигналы по назначению делят на основные, которые ограждают станции и блок-участки на перегонах и подают сигналы. разрешающие или запрещающие движение поездов по этим пунктам или участкам, и предупредительные, извещающие о приближении к основным сигналам и о их показании. В зависимости от назначения основные сигналы подразделяются на входные, ограждающие станцию со стороны прилегающих перегонов и служащие для разрешения или запрещения поезду следовать на станцию; выход ные. разрешающие или запрещающие поезду отправляться со станции на перегон: проходные, расположенные на перегоне и разрешающие или запрещающие поезду проследовать на ограждаемые ими участки;

-маршрутные - для разрешения или запрещения поезду проследовать из одного района станции в другой:

- прикрытия - для ограждения мест пересечений в одном уровне железных дорог с другими транспортными линиями.

Светофоры, кроме того. применяются в качестве маневровых, горочных, повторительных, заградительных и локомотивных, Основными сигнальными цветами на транспорте являются красный (К), желтый (Ж) и зеленый (З). Применяют также синий. лунно-белый, прозрачно-белый и мелочно-белый сигнальные огни. Синий огонь используют как запрещающий маневровый сигнал. Лунно-белый огонь применяют как разрешающий маневровый и как пригласительный на входных и маршрутных светофорах. Прозрачно-белый используют в ручных фонарях, поездных сигналах, указателях гидроколонок и как контрольный огонь некоторых сигналов. Молочно-белый огонь применяют в стрелочных указателях и указателях путевого заграждения.

Основным сигнальным прибором на железнодорожном транспорте является светофор - оптический прибор, сигнализирующий днем и мочью цветом одного или нескольких огней.

Светофоры подразделяют на линзовые и прожекторные. Линзовые светофоры бывают мачтовые, состоящие из металлической или железобетонной мачты и укрепленной на ней головки с линзовыми комплектами; консольные или мостиковые. у которых головки подвешены над осью пути; карликовые, у которых светофорная головка без мачты укреплена непосредственно на фундаменте. На мачтах (а у карликовых светофоров - на фундаменте) каждого светофора устанавливаются таблички с буквами и цифрами, обозначающими ин­декс светофора (буква Ч или Н означает действие светофора в четном или нечетном направлении; буква М обозначает, что данный светофор является маневровым). Светофоры устанавливают у железнодорожных путей с правой стороны по направлению движения или над осью ограждаемого пути в соответствии с требованиями габарита.приближения строений. При этом входные светофоры устанавливают от первого входного стрелочного перевода на расстоянии не ближе 50 н, считая от остряка противошестного или предельного столбика пошерстного стрелочного перевода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: