Сущность и значение бюджетной системы страны

Неотъемлемым звеном финансовой системы государства явля­ется его бюджет, т.е. роспись денежных доходов и расходов на определенный срок, — это денежный фонд для решения общего­сударственных задач.

В любой стране ее бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы. Она объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджетная система страны представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — парламентом.

Как экономическая категория бюджетная система страны выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Также бюджетная система страны оказывает влияние на экономику страны через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концен­трация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Сущность бюджета отражает:

• базовые функции финансов в целом;

• текущую финансовую политику конкретного государств.

Целями бюджета являются:

• ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части расходов централизованного характера;

• регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

Общая структура бюджета включает:

а) по направлениям

• доходную часть;

• расходную часть;

б) по уровням управления

• федеральный бюджет;

• бюджеты субъектов Федерации;

• местные (муниципальные) бюджеты.

Бюджетная система страны взаимодействуете различными финансовыми фондами более мелкого масштаба. При необходимости она оказывает помощь, которая сводится к тому, что денежные средства передаются из бюджетной системы страны муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Бюджет, являясь основным финансовым планом страны, характеризуется следующими признаками: во-первых, показатели бюджетной системы страны охватывают фактически все области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой другой финансовый план, поскольку все другие финансовые планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет координирует показатели всех остальных финансовых планов. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

Через бюджетную систему страны осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Бюджетную систему страны можно охарактеризовать следующими чертами: она носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.

Формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Как правовая категория бюджет является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

После своего утверждения бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы:

1) государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

3) государственные и муниципальные организации.

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (гл. 4) бюджетная классификация включает:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: