Преимущества. Одно из важнейших преимуществ SWOT -анализа состоит в его широкой применяемости.
Это анализ штатных единиц, включая отдельных менеджеров или специалистов, ответственных за принятия решений, рабочих групп, проектов, товаров/услуг, функциональных областей организации (например, бухучет, маркетинг, производство и продажи), производственных подразделений, корпораций, конгломератов и рынков товаров. Он «работает» одинаково успешно как в организациях, созданных в целях получения прибыли, так и благотворительных, некоммерческих организациях. Кроме того, этот вид анализа достаточно прост и помогает быстро привести в порядок ключевые факторы организации.
Определяю то, как представляется фактор каждому менеджеру, может и какие меры, если возможно, следует предпринять фирме.
| Прост в понимании ключевых факторов |
| Рис. 2.31. Преимущества SWOT -анализа . |
| Не требует больших финансовых и компьютерных ресурсов |
| Дает толчок к анализу ситуации |
| Эффективный метод создания рабочих групп |
| Выявляет причины успешности и неудач организации |
SWOT -анализ только выявляет свободные клетки «шахматной доски» и возможные ходы противника. Аналитик должен просчитать те варианты ходов, которые ведут к выигрышу партии в мире бизнеса, т. е. к получению конкурентного преимущества. Он эффективен при достижении консенсуса между отдельными административными группами и является своего рода катализатором организационной активности. Созданный совместными усилиями многих специалистов, анализ предлагает необходимые решения для стимулирования организационных изменений, является способом организации информации.
Недостатки. SWOT -анализ определяет вероятности потенциальных событий - как позитивных, так и негативных - как основу для разработки бизнес-стратегии и операционных планов. Обычно в результате анализа предлагаются только слишком обобщенные, явно проявляющиеся рекомендации: уберечь компанию от угроз, привести в соответствие преимущества компании с ее возможностями, или защитить компанию от недостатков с помощью отторжения части собственности или стимулирования роста занятости.
| Описательная модель, не дающая четких рекомендаций |
| Маскирует сложность анализа |
| Рис.2.32. Недостатки SWOT -анализа |
| Интерпретация представляет способ суждения |
| Предлагает обобщенные абстрактные рекомендации |
| Основывается на качественных, нежели количественных факторах |
| Направлен на предложение реакционных, а не активных стратегий |
Для устранения всех этих недостатков аналитик должен полагаться на факты; другой важный фактор - проведение творческого анализа.
Существует несколько признаков, сигнализирующих о том, что упущена какая-либо важная составляющая:
• слишком длинные списки SWOT -факторов подтверждают тот факт, что использованных критериев для отделения данных от стратегических факторов недостаточно;
• отсутствие весомых факторов свидетельствует о недостаточном количестве ясно разграниченных приоритетов;
• краткие и амбициозно сформулированные описания каждого из SWOT -факторов подтверждают тот факт, что во внимание не было принято их стратегическое применение.