Раздел 1. Введение в общую психологию
Тема 1.1. Предмет и задачи психологии.
Структура современного психологического знания
Общее представление о психологии. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология, сравнительный анализ и основные различия. Проблема предмета и объекта психологии.
Задачи психологии на современном этапе развития общества и ее место в системе наук. Роль психологических знаний в различных сферах деятельности человека. Взаимоотношения психологии с другими науками.
Специфика психологического знания. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики в деятельности человека и поведении животных. Понятие психического отражения как субъективный образ объективного мира. Свойства психического отражения. Ориентирующая и регулирующая функция психики. Сознательное и бессознательное.
Структура современной психологии. Специфика соотношения общей психологии с другими отраслями психологии. Общая психология, социальная психология, психология труда и инженерная психология, клиническая психология, возрастная и педагогическая психология, психофизиология, зоопсихология. Практическая ориентация психологии на современном этапе развития общества. Психотерапия, психологическое консультирование.
|
|
Методы психологического исследования. Понятие о методе науки как пути, способе, средстве познания изучаемой реальности. Субъективные методы: интроспекция (Р. Декарт, Дж. Локк, В. Вундт), ретроспекция (Вюрцбургская школа), их ограниченность. Объективные методы исследования формирования и хода психических процессов.
Наблюдение, виды наблюдения; естественный и лабораторный эксперименты; опрос (беседа, опросники — анкеты, личностные опросники); анализ продуктов человеческой деятельности как метод психологии. Методы измерения психических процессов, диагностические тесты. Проективные методы.
Сравнительно-генетический и сравнительно-патологический методы. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования.
Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании.
Литература к теме 1.1
Основная:
1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С.132—148.
2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — С. 7—22, 36—65, 90—147.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: ЧеРо, 1996. — С. 9—19.
4. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч.1. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — С. 30—47, 133—148.
|
|
5. Зинченко В. П. Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — С. 6—32, 39—43.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — С.12—62.
Дополнительная:
1. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Аcademia, 1996.— С. 70—87.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Мир, 1996. — Т. 1. — С. 101—128.
3. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов — М.: ВЛАДОС, 1995. — С. 3—21.
4. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. — 304 с.
5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебн. пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 36—43.
6. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.