1. Сделайте краткий сравнительный анализ современных неформальных групп (в табл.): ценности-цели-потребности, сленг, ритуалы и т.д..
2. Проанализируйте методику выявления причин отклонений в поведении и развитии подростка (см. ниже), сделайте вывод (письм.).
1. Влияние семьи
Причины | да +, нет- |
1.Родители подвержены алкоголю | |
2.Халатное отношение к воспитанию детей | |
3.Нездоровая моральная обстановка в семье | |
4.Полное непослушание детей родителям | |
5.Судимость родителей | |
6.Культ физической силы в семье | |
7.Алкоголизм | |
8.Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство, барство в семье | |
9.Культ ребёнка в семье, вседозволенность. Отсутствие наказаний, удовлетворение всех запросов | |
10.Мелочная опека | |
11.Непосильные требования | |
12.Физические наказания, насилие, недоверие | |
13.Пресечение всякого рода активности | |
14.Нет постоянного трудового поручения | |
15.Нет навыков самообслуживания | |
16.Нет участия в коллективном труде семьи | |
17.Не знает бюджета семьи, её трудовых доходов | |
18.Нет совместного чтения книг, их обсуждения | |
19.Нет дружбы между детьми и родителями | |
20.Нет коллективных походов в кино, театр, на природу | |
21.Нет чувства ответственности перед семьёй |
2. Влияние среды
|
|
Причины | да+, нет - |
1.Дружба с подростками из групп с отрицательной общественной направленностью | |
2.Влияние взрослых с антиобщественными склонностями | |
3.Бесконтрольный недозированный просмотр фильмов | |
4.Частое посещение дискотеки, видеосалонов, просмотр фильмов ужасов, жестокости, насилия, эротики | |
5.Чрезмерное увлечение детективной литературой | |
6.Другие причины (дописать) |
3. Пробелы в воспитательной работе школы
Причины | да+,нет- |
1.Отсутствие систематической связи с семьёй | |
2.Незнание индивидуальных и возрастных особенностей подростка | |
3.Неучёт в воспитании степени педагогической запущенности ученика | |
4.Незнание потенциальных возможностей школьника | |
5.Неправильное построение отношений ученика и коллектива | |
6.Нет доверительных отношений педагогов с учащимися | |
7.Недостатки индивидуальной работы с подростком | |
8.Неумение организовать успешную учёбу и общественно-трудовую деятельность школьника | |
9.Отсутствие индивидуальной работы по пробуждению у ученика познавательного интереса в учении | |
10.Плохо организована работа по ликвидации пробелов в знаниях школьников | |
11.Другие (дописать) |
4. Пробелы в работе общественности
Причины | да+,нет- |
1.Формализм в работе советов содействия семье и школе | |
2.Доминирование вербальных форм воздействия | |
3.Отсутствие должной материальной базы для проведения досуга детей | |
4.Отсутствие квалифицированных кадров для организации и проведения досуга детей | |
5.Отсутствие системы в работе общественных воспитательных учреждений | |
6.Отсутствие форм работы по вовлечению педагогически запущенных школьников в спортивные клубы, секции | |
7.Эпизодичность в работе шефов-общественников | |
8.Отсутствие интересных дел, способных увлечь подростка | |
9.Доминирование карательной функции инспекции и комиссий по делам несовершеннолетних | |
10.Преобладание контрольных форм работы в ущерб воспитательной в инспекциях по делам несовершеннолетних | |
11.Другие причины (дописать) |
2. Подготовьте доклад на тему «Психолого-педагогическое сопровождение «трудных подростков»
|
|
4. Законспектируйте статьи их хрестоматии: Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост. и научн. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.:
· Кондратьев Ю.М. Типичные девиации психосоциального развития подростков, с. 404-411;
· Моргун В.Ф., Седых К.В. Неформальные подростковые группы, с. 428-436;
· Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуациях характера у подростков, с. 440-445;
· Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков, с. 449-451.
Основная литература:
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия / Сост. и научн. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.
Психология развития / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.