double arrow

Тексты VI группе. Кончина святого Стефана

9. МОЛИТВА СТЕФАНА

«Благодарю Тебя, Отче святой, Вседержитель, и Единороднаго Сына Твоего, и пресвятаго, благаго, животворящего Духа Твоего. Возьми, Господи, под покровительство Свое людей сих новокрещеных и словесных сих овец Твоих, мною, недостойным, при-веденных в веру к Тебе, и осени душу им и тело благодатию Твоею, и посети виноградник Твой, десницею Твоею посаженный. Дай же им творить всячески правду Твою и укрепи их в православной вере христианской, удостоверяя в них завет Твой. Избавь их от [не]давнего идолослужения, и от всякаго наваждения диавольскаго, и от всякой ереси пагубной. Научи их творить волю Твою, и не лиши их помощи Твоей. Здесь, на земле, научи их жить праведно и честно, а в жизни будущей научи их быть вечными благими наследниками. Будь благословен в веках. Аминь».

10. КОНЧИНА СТЕФАНА

Поучив людей, и благословив, и молитву сотворив, удалился он. Когда впервые входил он в землю сию, начиная учить, молитву он сотворил. И начиная, и оканчивая, и делая что-либо, все он молитвой завершал и запечатлевал.

Когда же пришел конец годам жизни его, и время отшествия его настало, и приспело время кончины его, случилось ему в те дни приехать в Москву ко митрополиту Киприану. Был Стефан любим сильно им, и сам любил Киприана очень. К нему пред-принял Стефан путь длинный и путешествие долгое ради неких дел священнотайных, ради церковнаго управления, правил законных и других нужных вопросов, ко спасению людей относящихся.

Находясь в Москве, болел он несколько дней и преставился. Подобно тому, как сказал апостол: кто в труде воздержания усердно потрудился, тот общий долг естеству отдает.

Но прежде преставления своего, когда лежал Стефан на одре болезни и хворал, братия часто посещала его; одни стояли вокруг него, другие сидели возле него. И сам великий князь приходил посетить его, и бояре многие многократно навещали его.

В один из дней призвал он к себе священнослужителей своих, помощников дьякона и всех, приехавших из земли Пермской, и молвил им: «Братья, послушайте словеса из уст моих. Отпускаю я вас ныне в землю Пермскую. Идите и скажите им, новокрещеным людям пермским и всем ближним и дальним, возвестите им слова мои, кои я им передаю, написав их в письме, либо поручни сообщить изустно. Скажите им все, что слышите и видите. Ибо желаю я последнее слово сказать, к коему потом ничего добавить не смогу, ибо постигнет меня кончина, и день придет, и приблизится час, и приспеет година. Но поскольку исповедь совершить — дело благое и до последнего вздоха, скажите от имени моего людям следующее. Вот ухожу я от вас, и жить с вами уже не буду. Иду я путем отцов моих, коим и все пойдут. Умираю я, как и все на земле живущие. Внемлите, люди мои, закону Божию. Внимайте, чада, бдите и молитесь, стойте в вере несокрушимо, мужайтесь, крепите сердца ваши, будьте в вере твердыми, остерегайтесь еретиков, вероотступников, раскольников и раздор сеющих. Берегитесь всяческой ереси пагубной, остерегайтесь давнего вашего кумирослужения. Да не прельстит вас никто словесами злыми. Вы же знаете, братья, сколько скорбей и томления принял я в земле Пермской и сколько пострадал в крае том, веру утверждая, крещение устанавливая, закон полагая, заботясь усердно, денно и нощно Бога моля, дабы отворил он дверь милосердия, принял молитву мою, спас людей Своих. Бог же Человеколюбец не отринул молитвы моей, но исполнил прошение мое, людей в веру привел. И ныне крещены вы; и теперь, братья, передаю вас Богу и словесам благодати Его, могущим вас оградить, и сохранить, и спасти. Будьте же, братья, в вере крепкими, стойкими, храните предание, кое я передал вам, и веру, кою вы от меня приняли. Не прилагайте, не приноравливайте ее к закону земному. Подчиняйтесь лишь закону Божьему, и только заветам Его. Подчиняйтесь святому Евангелию Христову и святым Его божественным ангелам. Подчиняйтесь заповедям святых отцов, постановлениям семи великих вселенских соборов, святых.пре-подобных и богоносных отцов наших, как правила их повелевают. Если же после отшествия моего придет к вам или еретик. Или идолослужитель. Или смутьян. Или замысливший раскол и раздор церковный. Или хулитель веры христианской, или волхв, или кудесник, или иноверец, - не принимайте такаго, не ешьте и не пейте с ними, не собирайтесь с ними в одном месте, но всячески избегайте таких, и поучений их не принимайте, и словес их не слушайте, и повелений их не выполняйте. Ибо сказал апостол Павел Титу: отвращайся от еретика, зная, что от веры он отшатнулся и грешит, самоосужден, будучи (Титу 3:10—11). Если же кто-то учить вас начнет учению, противоречащему вере христианской, святой соборной апостольской церкви, сего учения не принимайте, даже если еретик покажется вам мудрым и какие- либо чудеса творить начнет. Ибо божественный апостол Павел сказал: даже если бы ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, то будет он предан анафеме (Галл. 1:8). Вы же будьте такими, какими я вас учил быть, и пребудьте так, как я учил вас, то, чему я вас научил, сохраните в душах ваших, и поступайте согласно поучениям моим. И Бог мира да будет с вами. Аминь».

И немного побеседовав со стоящими вокруг о душеполезном, необходимые распоряжения и указания отдав, и все подготовив, и устроив, и приведя в порядок, вытянулся он на ложе своем. Стоящая подле него братия канон подобающий пропела. Он же обменялся с братьями словами немногими, велел одному из пресвитеров кадильницею с фимиамом покадить, другому же молитву отходную произнести, иным же канон во исход души пропеть.

И еще не отошли из уст его благодарение и молитва, как он, словно бы спать, захотев, или, начав погружаться в сладкий сон, тихо и безмятежно испустил дух. Преставился он Господу на четвертой неделе после Пасхи, когда празднуется день преполовения Пасхи и Троицы. Месяца апреля в 26-й день, примерно в десять часов. В день памяти отца Василия, епископа Амасийского, индиката чевертаго. А от сотворения мира, от Адама, в лето 6904, в царствование правовернаго греческаго царя Мануила, коий в Царьграде царствовал; при патриархе Антонии, архиепископе Константинополя; при патриархе Иерусалимском Дорофее; при патриархе Александрийском Марке, при патриархе Антиохийском Ниле; при благоверном князе великом Василии Дмитриевиче в седьмое лето княжения его; при архиепископе Киприане, митрополите всея Руси (в те дни находился он в Киеве); при прочих же князьях, благочестивых и христолюбивых <...> <...>

И когда преставился Стефан, собралось провожать его великое множество людей: князья, бояре, игумены, попы, и городские люди, и прочие. И проводили тело его с почестями. Сотворив над ним подобающее надгробное пение, предали могиле благородное тело его, похоронив в преславном граде Москве, в монастыре Святаго Спаса, в церкви каменной, у входа в нее с левой стороны.

И многие скорбели, тужили о нем, вспоминая добродетельную жизнь его, и душеполезное учение его, и благонравие его. Но более всего тужили о нем новокрещеные люди пермские. - С. 86-89.

11. ПЛАЧ ПЕРМСКИХ ЛЮДЕЙ

И пришла к ним весть, о смерти Стефана возвещающая, и сказали им: «Придите, все новокрещеные пермские люди, и увидите, и услышите, что учитель ваш преставился, от вас ко Господу отошел, а вас сиротами оставил. Мы же, очевидцы преставления его и слуги, очами своими видевшие и руками осязавшие, как в Москве болел он и там же преставился, там и погребен был с честию. Если же не верите словам нашим и ложно звучат слова наши, то придите сами и взгляните на ризы его, на книги его и на все прочее его».

Они же, услышав о преставлении его, восплакали со слезами и в скорби сердечной восклицали с умилением, жалобно сетуя, и все начали причитать: «Горе, горе нам, братья! Потеряли мы господина добраго и учителя! Горе, горе нам, лишились мы пастуха добраго и правителя! Увы, отняли у нас благодетеля нашего! Увы, остались мы без очистителя душ наших и без печальника о телах наших! Остались мы без попечителя добраго и ходатая, коий хлопотал за нас пред Богом и людьми: Богу молился он о спасении душ наших, а ко князю возвещал о жалобе нашей, и о льготе, и о пользе нашей, и ходатайствовал, и пекся о нас пред боярами, начальниками; пред мирскими властями был заступником нам горячим, многократно избавлял нас от насилия, и порабощения, и от судейских поборов, и тяжкие дани облегчал нам. Даже сами новгородские разбойники — и те словами его утихомирены были и не нападали на нас. Ныне же с обеих сторон лишились мы заступничества и пред Богом и людьми всего лишены: не стало у нас молельщика к Богу усерднаго, пред людьми заступника скораго. О, как и откуда взялась такая напасть на нас?.. Зачем же отпустили мы тебя в Москву, где почил ты? Было бы лучше нам, если бы могила твоя была в земле нашей пред очами нашими, и был бы для нас добрый наставительный наказ и утешение великое сиротству нашему. И словно бы к живому приходили бы мы к тебе за благословением, словно к живому приходили бы мы к тебе, вспоминая богоугодные словеса твои. Ныне же совершенно всего лишились мы: не только потеряли мы тебя самаго, но и могила твоя далеко от нас. За что же нам такая обида от Москвы? Справедливо ли то, что имеет она митрополитов и святителей, а у нас только епископ был, и того она себе взяла, и нет теперь у нас даже могилы епископской. Один-единственный у нас епископ был. И был он нам законодавец, законоположник, креститель. И апостол, и проповедник, и благовеститель. И исповедник, святитель, учитель, священнослужитель. Правитель, исцелитель, архиерей, руководитель, пастырь, наставник, сказитель, епископ. Москва же много архиереев имеет, изобилует ими и излишествует, мы же лишь одного имели, и того потеряли и пребываем в скудости, недостатке и сетовании, ибо обнищали весьма, ибо смирились, ибо обеднели весьма, умом оскудели и требуем руководителя и наставника. <...> Хвалит же Римская земля обоих апостолов, Петра и Павла. Почитает и прославляет Азиатская земля Иоанна Богослова. Египетская — Марка-евангелиста; Антиохийская — евангелиста Луку; Греческая земля — апостола Андрея; Русская земля — великаго князя Владимира, крестившего её. Москва прославляет и чтит митрополита Петра, как новаго чудотворца; Ростовская земля — Леонтия, епископа своего. Тебя же, о епископ Стефан, Пермская земля хвалит и чтит как апостола, как учителя, как пастыря, как наставника, как проповедника, ибо благодаря тебе мы от тьмы избавились, благодаря тебе свет познали. <...>

О преподобный отче наш, священный епископ Стефан! Хотя и покинул нас дух твой, хотя и могила твоя вдали от нас, все же молитва твоя да будет с нами всегда. Хотя и мощи твои далеко от нас покоятся, все же благословение твое да будет с нами и нисходит на нас вечно. Поминай нас в молитвах своих, помолись о стаде своем, ибо люди мы твои особенные и овцы паствы твоей, коих ты начал наново пасти, как стадо неопытное, новокрещеное, стадо языка пермскаго. Не мы же тебя избрали, но ты нас избрал, и снизойти к нам изволил, и нас научить восхотел, и к нам прийти пожелал, и своим состраданием нас приобрел, и Евангелием нас породил, и святым крещением нас просветил. И ради того не забывай нас во святых молитвах своих, да молитвами твоими возопием ко Богу, коего проповедовал ты нам, и твоими молитвами сказать сумеем: Господи, Господи, взгляни с небес и воззри, и посети виноградник Твой, и сверши то, что насадила десница Твоя; позаботься о рабах Твоих, о новых людях Твоих и о достоянии Твоем. <...> Ныне грехов наших ради, хотя и отнял Ты у нас, Господи, епископа нашего, не лиши нас молитвы Твоей. Ибо дал Ты нам его, Ты же затем и взял. Говорим словами Иова: «Господь дал, Господь и взял; как Господу угодно, так и содеется; да будет имя Господне благословенно вовеки» (Иов. 1:21), будет слава вовеки, благословенна слава Господня от места святаго Его, молитвами святителя Твоего и нашего епископа Стефана. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». - С. 89-91.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: