Знакомство со сказкой «Прокудливая берёза»

При изучении сказки «Прокудливая береза»[11] («прокуда» - словарь русского языка АН СССР, 1984 г.: озорник, озорница) работаем над формированием умения ребят ставить вопросы к изучаемому произведению. Домашнее задание может быть следующее: соста­вить 10 во­просов по сказке для игры «Литературный ринг». При работе над отбором наибо­лее инте­ресных и нужных вопросов обратить внимание на их развивающий, творче­ский характер (по содержанию, по художе­ственным особенностям, по особенностям языка).

Примерный круг вопросов предлагаем вашему вниманию. При наличии правильно сформулированных вопросов возможна игра «Ринг». Класс делится на группы по 5-6 че­ловек. Группы задают вопрос оппонентам, в случае затруднения сами отвечают, допол­няют ответы противников. Если в выполнении домашнего задания есть серьезные затрудне­ния, можно ограни­читься конкурсом лучших вопросников или игрой “Задай во­прос вызванному к доске», а также использовать любые другие формы опроса.

Примерные вопросы для обсуждения.

- Какое слово в названии вызывает у вас особый интерес? Как вы объясните его значе­ние?

- Какими вы представляете главных героев сказки? Опишите их. Героев каких произведе­ний литературы они вам напоминают?

- В чем беда Асныра и Кузя? Какое обстоятельство усиливает страдание Асныра? Как автор описывает ее внутренний мир?

- На что надеется женщина?

- Какую угрозу, по мнению Асныр, представляет роч Стефан, идущий на Вымь? В чем она ошиблась?

- Какое впечатление произвел Стефан на зырян? Почему они не оказали сопротивле­ния монахам?

- Как автор передает состояние тревоги Асныр, необычность происходящего в эту весну?

- Прочитайте описание березы, переведите на коми язык эти отрывки. Какое противоре­чие найдете вы в этом образе? Почему?

- Внимательно перечитайте сцену преодоления препятствий Стефаном. Кто его против­ник? В чем разница этого сюжетного элемента в данной сказке в сравнении с народ­ными?

- Опишите состояние героев в развязке. Последите по тексту, как Кузь из врага Сте­фана превратился в его единомышленника.

- Как изображен в сказке зырянский народ? О каких обычаях, обрядах, этических нормах общественной и семейной жизни вы узнали? Что из перечисленного произвело на вас особенно сильное впечатление?

- Почему в русском тексте автор использует много коми слов? Какое значение имеют эти заимствования?

В ходе обсуждения в группах, потом в выступлениях перед классом у ребят складыва­ется определенное представление об особенностях этой необычной сказки.

Удивительно яркая пара - Асныр и Кузь - приковывает наше внимание. Красивая Асныр, умная и хитрая, волевая и смелая, сильная и работящая и добродушный, мужественный Кузь запоминаются читателю.

Главные герои сказки рисуются в двух плоскостях, освещаются в двух аспектах: тради­ционно-сказочном и религиозно-нравственном, сказанном житийной традицией. Ас­пекты соприкасаются, переплетаются в событийной канве произведения, образуя оригиналь­ный, необычный образ. Составные аспекты, элементы можно выделить. Предла­гаем учителю сравнительно-сопоставительный аспектный анализ образов.

Образ сказочного героя Комментарий
Кузь - сказочный богатырь, защитник, он напоминает нам Перу-богатыря и героев сказок и былин. «Стал Илья растетъ-мате­реть»,- читаем мы в былине об Илье Му­ромце. «Заматерел, полился силой» Кузь. Все его любят, уважают. Идет в народе слава как о лучшем охотнике во всей округе. Ни одного хвастливого слова или слов осуждения не услышим мы из уст ге­роя. В адрес Кузя звучат только хвалебные речи. Даже в рассказе о поединке с медве­дем нет ни тени хвастовства. Просто удовлетворил охотник любопытство слушателей, разгляды­вающих ог­ромную шкуру убитого зверя. Вы­ражение автора «полный благоду­шия расхвастался» относиться не к Кузю, а характери­зует самооценку героя. С приближе­нием Стефана пали один за дру­гим кудесники, бежали с позором, у березы остался лишь Кузь – «бледный, с горящими глазам»”. Но не может он (Совесть не позво­ляет) убить беззащитного: «не нару­шит он древнего обычая коми». Не растерялся Кузь и в поединке с жирной жабой-шевой. Герой награжден за верность се­бе, долгу, за свое золотое сердце: сказка о Кузь и Асныр заканчивает­ся, как многие сказки победой добра. Кузь - один из лучших предста­вителей зырян­ского народа. Обра­щают на себя внима­ние его добро­душие, незлобивость, уступчивость, уживчивость, умение любить и про­щать, готовность прийти на по­мощь. Он язычник, но душе его свойственны во многом христиан­ские добродетели. Это мгно­венно понял прозорливец Стефан: «Дети вы неразумные, сердцем чистые. Но да сказано «Кроткие наследуют царство небес­ное»... Чистый сердцем Кузь прозре­вает раньше других: «Вот он каков - сок... прокудпивой березы, вот как он полонит че­ловека: умирает страш­ное дерево и с собой тянет в мир иной сех данни­ков». Кузь вступает в единобор­ство с темной силой, мучившей его жену, и с помощью Стефана побеждает. В заключи­тельной части сказки он получает имя духов­ного отца, ста­новится тоже Стефаном. Дал Господь ему счастье: «Стефанова изба... была обильна детьми, а значит и сча­стьем богата».
Асныр другая. Она горда, само­любива, зла. Но любит ее Кузь, она благодарна ему за вза­имное чув­ство. Есть у нее еще одно каче­ство, которое делает Асныр близкой ге­роиням народных сказок: хранит она вер­ность в любви и ни за какие блага мира не согласна изме­нить мужу с Памом. Она страдает глубо­ко и искренне: нет детей у них с Кузем, даже полной семьей назваться не могут. Переживания Асныр уси­ливаются от жалости к Кузю, у ко­торого «седина пошла» - однажды увидела она в голове мужа «белые нити» да слезы в гла­зах, когда он ласка чужого ребенка. Дарение в сказочном сюжете - спо­соб завое­вать доверие, избавиться от беды. Но не помо­гает Асныр этот прием, хотя каж­дый год целую лод­ку с мехами везет она весной к бере­зе, и лишь только с гибелью березы, носительницы зла, избавляется на­ша героиня от чар кол­довства. Рас­цвела, похорошела она, родила че­рез год сына. Та­ков счастливый конец исто­рии. Асныр больше язычница, чем Кузь. Она хитра и расчетлива, доб­ра и жестока, хо­лодна, но может быть горячей, соблазнить, если это нужно для решения ее проблем. На­пустил Пам на нее беса, завладел утро­бой Асныр. Не знает она истины, ищет за­щиты у того, от кого все ее страда­ния. Богатство Асныр уходит к Паму, жизнен­ные силы забирает шева. Нет избавления от не­дуга. Женщи­ны всей округи злоязычат в ее адрес, дети не идут к ней на руки. Яростно го­това она защищать березу, с ко­торой связана, по ее мнению, по­следняя надежда. Асныр толкает мужа на грех, нару­шение закона совести. Гордыня и заблуж­дение искуплены Ас­ныр ценой вели­кого страдания. Спасли ее любовь и верность - ис­тинные добродетели человеческие.

Интересны и другие образы сказки. Описание березы не лишено поэзии. Эта особен­ность в образе колдовского дерева связана, в первую очередь, с отношением к ней зырян: береза в их сознании - мать, она воз­рождается, как сама природа, в весну дает сок, в лечебную силу которого верили люди.

Но много в ее описании и отталкивающего: это впечатление соз­дается образной си­стемой языка: береза – «всеобщее страшилище», «пораженный скелет», «умирающая старуха», она «словно вдова, плачет». И напоминает она читателю горькую Асныр.

Рядом с березой «хищный ворон с красным клювом», питающийся только мясом жертвоприношений, и много всякой нечисти.

Береза - предмет волхвования, чародейства. Вот поэтому и не ща­дит ее Стефан, не­смотря на ее мольбы. Пребывания на ней нечистой силы вызывает у православного человека отвращение, омерзение.

О Стефане мы узнаем до его появления в действии произведения из уст согляда­тая волхвов, которые в тайне от народа собрались на совеща­ние в кумирне. Страх ов­ладел ими. Его-то и боятся показать народу кол­дуны.

Стефан - герой не сказочный, это исторически реальный человек. Его присут­ст­вие в сказке неожиданно и ново для сказочного жанра, но автор дает этому образу свою сюжетную нагрузку: он преодолевает препятст­вия во имя счастья героев. Поэтому введе­ние в образную систему такого не на­рушает единства формы и содержания сказки.

Не знающие Слова Божия и сути его веры, язычники принимают Стефана за кол­дуна, потом за доброго волшебника, избавителя. Крест для них - амулет. Автор же сказки постоянно подчеркивает, что сила Стефана в горячей вере, в молитве, в пламен­ном желании спасти погибающих, в помощи Бога. Его не страшат демоны, напускае­мые колдунами: волк, мед­ведь, крылатый змей рассыпаются в прах.

Народ смотрит на происходящее с удивлением: такое видят впер­вые. Смирен­ный, без оружия человек с крестом в руках и с молитвой на устах не соотносится в их сознании с образом врага. Стефану не было ока­зано сопротивления, а Кузь стал у бе­резы только по приказу Асныр.

Стефан - носитель истины. Его роль в сюжетной канве сказки осо­бая: образ его стати­чен, он активно участвует в действии, но как будто «проходит» над сюжетной фабу­лой. Другие герои сказки «рождаются вновь», пре­одолевая трудности и заблужде­ния, пости­гают, наконец, истину.

Наряду с внешним, в сказке присутствует внутренний конфликт, связанный с движе­нием души героев. Только тогда они обретают счастье, когда разре­шается этот второй конфликт. Язычество - одно из заблуждений человечества, не даю­щее ему понима­ния истинного смысла бытия. Такова главная идея произведения.

Действие сказки проходит на фоне широкого изображения жизни коми народа: труд и отдых, верования и нравственные принципы, природа и быт - все находит в ней отражение. Следует заметить, что авторская по своей природе сказка напоминает мно­гим коми народные сказки. Неслучайно автор не поставил под названием произведения своё имя: это его дар памяти просветителю коми святому Стефану – «не мне, не мне, но имени твоему…». «Давно это было. А память живет, гудит в народе...».

Глубокое текстуальное изучение произведений, посвящённых святому Стефану Перм­скому, даёт учителю возможность для формирования предметных и метапредмет­ных компетенций. Сравнение текста жития святого Стефана и сказки «Прокудливая бе­рёза» позволяет увидеть разницу между житийным и сказочным жанрами. В результате работы с текстами учащиеся приходят к выводу о том, что одно и то же содержание в различных жанровых формах освещается по-разному.

Житие Сказка
Нет описания березы. Автор не уделяет внимания березе в силу своих убеждений: нет надоб­ности ему, хри­стианину, подробно описывать то, что является предме­том волхвования, де­мони­ческого действа. Береза - явление растительного ми­ра. Го­лос, обращенный к Стефану, исходит не от нее. Эпизод истребления березы не яв­ляется главным (кульминационным), он равен в житии другим чудесам, сотворенным свя­тым. Чудо - реальность, истина, прояв­ление бо­жественной силы. Описание ее встречается несколько раз. Описание это исключительно по­этично. Ей присущи свойства живого су­щества, го­ворит она человеческим голосом. Образ ее напоминает образы народ­ных ска­зок. Это кульминация. Береза, посред­ством кото­рой было положено за­клятие на Ас­ныр, ис­треблена - кон­чились чары колдов­ства. Чудо имеет сказочные черты.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: