При изучении сказки «Прокудливая береза»[11] («прокуда» - словарь русского языка АН СССР, 1984 г.: озорник, озорница) работаем над формированием умения ребят ставить вопросы к изучаемому произведению. Домашнее задание может быть следующее: составить 10 вопросов по сказке для игры «Литературный ринг». При работе над отбором наиболее интересных и нужных вопросов обратить внимание на их развивающий, творческий характер (по содержанию, по художественным особенностям, по особенностям языка).
Примерный круг вопросов предлагаем вашему вниманию. При наличии правильно сформулированных вопросов возможна игра «Ринг». Класс делится на группы по 5-6 человек. Группы задают вопрос оппонентам, в случае затруднения сами отвечают, дополняют ответы противников. Если в выполнении домашнего задания есть серьезные затруднения, можно ограничиться конкурсом лучших вопросников или игрой “Задай вопрос вызванному к доске», а также использовать любые другие формы опроса.
Примерные вопросы для обсуждения.
|
|
- Какое слово в названии вызывает у вас особый интерес? Как вы объясните его значение?
- Какими вы представляете главных героев сказки? Опишите их. Героев каких произведений литературы они вам напоминают?
- В чем беда Асныра и Кузя? Какое обстоятельство усиливает страдание Асныра? Как автор описывает ее внутренний мир?
- На что надеется женщина?
- Какую угрозу, по мнению Асныр, представляет роч Стефан, идущий на Вымь? В чем она ошиблась?
- Какое впечатление произвел Стефан на зырян? Почему они не оказали сопротивления монахам?
- Как автор передает состояние тревоги Асныр, необычность происходящего в эту весну?
- Прочитайте описание березы, переведите на коми язык эти отрывки. Какое противоречие найдете вы в этом образе? Почему?
- Внимательно перечитайте сцену преодоления препятствий Стефаном. Кто его противник? В чем разница этого сюжетного элемента в данной сказке в сравнении с народными?
- Опишите состояние героев в развязке. Последите по тексту, как Кузь из врага Стефана превратился в его единомышленника.
- Как изображен в сказке зырянский народ? О каких обычаях, обрядах, этических нормах общественной и семейной жизни вы узнали? Что из перечисленного произвело на вас особенно сильное впечатление?
- Почему в русском тексте автор использует много коми слов? Какое значение имеют эти заимствования?
В ходе обсуждения в группах, потом в выступлениях перед классом у ребят складывается определенное представление об особенностях этой необычной сказки.
Удивительно яркая пара - Асныр и Кузь - приковывает наше внимание. Красивая Асныр, умная и хитрая, волевая и смелая, сильная и работящая и добродушный, мужественный Кузь запоминаются читателю.
|
|
Главные герои сказки рисуются в двух плоскостях, освещаются в двух аспектах: традиционно-сказочном и религиозно-нравственном, сказанном житийной традицией. Аспекты соприкасаются, переплетаются в событийной канве произведения, образуя оригинальный, необычный образ. Составные аспекты, элементы можно выделить. Предлагаем учителю сравнительно-сопоставительный аспектный анализ образов.
Образ сказочного героя | Комментарий |
Кузь - сказочный богатырь, защитник, он напоминает нам Перу-богатыря и героев сказок и былин. «Стал Илья растетъ-матереть»,- читаем мы в былине об Илье Муромце. «Заматерел, полился силой» Кузь. Все его любят, уважают. Идет в народе слава как о лучшем охотнике во всей округе. Ни одного хвастливого слова или слов осуждения не услышим мы из уст героя. В адрес Кузя звучат только хвалебные речи. Даже в рассказе о поединке с медведем нет ни тени хвастовства. Просто удовлетворил охотник любопытство слушателей, разглядывающих огромную шкуру убитого зверя. Выражение автора «полный благодушия расхвастался» относиться не к Кузю, а характеризует самооценку героя. С приближением Стефана пали один за другим кудесники, бежали с позором, у березы остался лишь Кузь – «бледный, с горящими глазам»”. Но не может он (Совесть не позволяет) убить беззащитного: «не нарушит он древнего обычая коми». Не растерялся Кузь и в поединке с жирной жабой-шевой. Герой награжден за верность себе, долгу, за свое золотое сердце: сказка о Кузь и Асныр заканчивается, как многие сказки победой добра. | Кузь - один из лучших представителей зырянского народа. Обращают на себя внимание его добродушие, незлобивость, уступчивость, уживчивость, умение любить и прощать, готовность прийти на помощь. Он язычник, но душе его свойственны во многом христианские добродетели. Это мгновенно понял прозорливец Стефан: «Дети вы неразумные, сердцем чистые. Но да сказано «Кроткие наследуют царство небесное»... Чистый сердцем Кузь прозревает раньше других: «Вот он каков - сок... прокудпивой березы, вот как он полонит человека: умирает страшное дерево и с собой тянет в мир иной сех данников». Кузь вступает в единоборство с темной силой, мучившей его жену, и с помощью Стефана побеждает. В заключительной части сказки он получает имя духовного отца, становится тоже Стефаном. Дал Господь ему счастье: «Стефанова изба... была обильна детьми, а значит и счастьем богата». |
Асныр другая. Она горда, самолюбива, зла. Но любит ее Кузь, она благодарна ему за взаимное чувство. Есть у нее еще одно качество, которое делает Асныр близкой героиням народных сказок: хранит она верность в любви и ни за какие блага мира не согласна изменить мужу с Памом. Она страдает глубоко и искренне: нет детей у них с Кузем, даже полной семьей назваться не могут. Переживания Асныр усиливаются от жалости к Кузю, у которого «седина пошла» - однажды увидела она в голове мужа «белые нити» да слезы в глазах, когда он ласка чужого ребенка. Дарение в сказочном сюжете - способ завоевать доверие, избавиться от беды. Но не помогает Асныр этот прием, хотя каждый год целую лодку с мехами везет она весной к березе, и лишь только с гибелью березы, носительницы зла, избавляется наша героиня от чар колдовства. Расцвела, похорошела она, родила через год сына. Таков счастливый конец истории. | Асныр больше язычница, чем Кузь. Она хитра и расчетлива, добра и жестока, холодна, но может быть горячей, соблазнить, если это нужно для решения ее проблем. Напустил Пам на нее беса, завладел утробой Асныр. Не знает она истины, ищет защиты у того, от кого все ее страдания. Богатство Асныр уходит к Паму, жизненные силы забирает шева. Нет избавления от недуга. Женщины всей округи злоязычат в ее адрес, дети не идут к ней на руки. Яростно готова она защищать березу, с которой связана, по ее мнению, последняя надежда. Асныр толкает мужа на грех, нарушение закона совести. Гордыня и заблуждение искуплены Асныр ценой великого страдания. Спасли ее любовь и верность - истинные добродетели человеческие. |
Интересны и другие образы сказки. Описание березы не лишено поэзии. Эта особенность в образе колдовского дерева связана, в первую очередь, с отношением к ней зырян: береза в их сознании - мать, она возрождается, как сама природа, в весну дает сок, в лечебную силу которого верили люди.
|
|
Но много в ее описании и отталкивающего: это впечатление создается образной системой языка: береза – «всеобщее страшилище», «пораженный скелет», «умирающая старуха», она «словно вдова, плачет». И напоминает она читателю горькую Асныр.
Рядом с березой «хищный ворон с красным клювом», питающийся только мясом жертвоприношений, и много всякой нечисти.
Береза - предмет волхвования, чародейства. Вот поэтому и не щадит ее Стефан, несмотря на ее мольбы. Пребывания на ней нечистой силы вызывает у православного человека отвращение, омерзение.
О Стефане мы узнаем до его появления в действии произведения из уст соглядатая волхвов, которые в тайне от народа собрались на совещание в кумирне. Страх овладел ими. Его-то и боятся показать народу колдуны.
Стефан - герой не сказочный, это исторически реальный человек. Его присутствие в сказке неожиданно и ново для сказочного жанра, но автор дает этому образу свою сюжетную нагрузку: он преодолевает препятствия во имя счастья героев. Поэтому введение в образную систему такого не нарушает единства формы и содержания сказки.
Не знающие Слова Божия и сути его веры, язычники принимают Стефана за колдуна, потом за доброго волшебника, избавителя. Крест для них - амулет. Автор же сказки постоянно подчеркивает, что сила Стефана в горячей вере, в молитве, в пламенном желании спасти погибающих, в помощи Бога. Его не страшат демоны, напускаемые колдунами: волк, медведь, крылатый змей рассыпаются в прах.
|
|
Народ смотрит на происходящее с удивлением: такое видят впервые. Смиренный, без оружия человек с крестом в руках и с молитвой на устах не соотносится в их сознании с образом врага. Стефану не было оказано сопротивления, а Кузь стал у березы только по приказу Асныр.
Стефан - носитель истины. Его роль в сюжетной канве сказки особая: образ его статичен, он активно участвует в действии, но как будто «проходит» над сюжетной фабулой. Другие герои сказки «рождаются вновь», преодолевая трудности и заблуждения, постигают, наконец, истину.
Наряду с внешним, в сказке присутствует внутренний конфликт, связанный с движением души героев. Только тогда они обретают счастье, когда разрешается этот второй конфликт. Язычество - одно из заблуждений человечества, не дающее ему понимания истинного смысла бытия. Такова главная идея произведения.
Действие сказки проходит на фоне широкого изображения жизни коми народа: труд и отдых, верования и нравственные принципы, природа и быт - все находит в ней отражение. Следует заметить, что авторская по своей природе сказка напоминает многим коми народные сказки. Неслучайно автор не поставил под названием произведения своё имя: это его дар памяти просветителю коми святому Стефану – «не мне, не мне, но имени твоему…». «Давно это было. А память живет, гудит в народе...».
Глубокое текстуальное изучение произведений, посвящённых святому Стефану Пермскому, даёт учителю возможность для формирования предметных и метапредметных компетенций. Сравнение текста жития святого Стефана и сказки «Прокудливая берёза» позволяет увидеть разницу между житийным и сказочным жанрами. В результате работы с текстами учащиеся приходят к выводу о том, что одно и то же содержание в различных жанровых формах освещается по-разному.
Житие | Сказка |
Нет описания березы. Автор не уделяет внимания березе в силу своих убеждений: нет надобности ему, христианину, подробно описывать то, что является предметом волхвования, демонического действа. Береза - явление растительного мира. Голос, обращенный к Стефану, исходит не от нее. Эпизод истребления березы не является главным (кульминационным), он равен в житии другим чудесам, сотворенным святым. Чудо - реальность, истина, проявление божественной силы. | Описание ее встречается несколько раз. Описание это исключительно поэтично. Ей присущи свойства живого существа, говорит она человеческим голосом. Образ ее напоминает образы народных сказок. Это кульминация. Береза, посредством которой было положено заклятие на Асныр, истреблена - кончились чары колдовства. Чудо имеет сказочные черты. |