Источники и основные этапы истории европейской философии христианства

Философские идеи в средние века чаще всего были облачены в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия - это богопослушание, сверхъестественная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, безудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сходство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуждой для философии. Поиски единого очень часто приводят к теме бога. В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Именно с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют новые философские принципы, развитые в средние века.

Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, например для детей.

ХРИСТИАНСТВО —одна из трех т. наз. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской им­перии, отразив надежды и чаяния за­давленных тяжким гнетом людей, от­чаявшихся изменить свою участь соб­ственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или «божественного спасите­ля». ХРИСТИАНСТВО было порождено настроениями безысходности, особенно остро про­явившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и эксплуататорских клас­сов. Вероучение ХРИСТИАНСТВО сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимст­вовав нек-рые элементы греко-римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Филона Александ­рийского и Сенеки. Центральное место в ХРИСТИАНСТВО занимает вера в искупительную жертву «сына божьего» Иисуса Христа, к-рый был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы вос­крес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскре­шения своих последователей.

Привер­женцы ХРИСТИАНСТВО верят в грядушее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даро­вать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, ХРИСТИАНСТВО добивалось смире­ния и покорности масс, их примирения с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей истории ХРИСТИАНСТВО развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неодно­родностью его классового состава, раз­личными классовыми интересами его приверженцев., Эти противоречия при­водили к расколам в его рядах, к об­разованию различных течений и направ­лений. В 1054 в нем выделились два крупных направления: зап. (католи­цизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла третья разновидность ХРИСТИАНСТВО— протестантизм.

В свою очередь эти направления распа­даются на более мелкие течения, рас­ходящиеся между собой в интерпрета­ции отдельных теологических и куль­товых вопросов, но сохраняющие не­зыблемыми осн. принципы ХРИСТИАНСТВО. В настоя­щее время ХРИСТИАНСТВО— наиболее распростра­ненная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятельности и поли­тическая ориентация которых обусловле­ны конкретными социальными условия­ми их существования. Общий кризис религии, переживаемый и ХРИСТИАНСТВО, застав­ляет руководителей церквей и сект искать новые пути к сохранению влия­ния на верующих. Они модернизируют традиционные положения вероучения, стремятся к согласованию своих прин­ципов с «духом времени». Пересмотру подвергаются социальные доктрины церквей, отношение к насущным жиз­ненным проблемам. Порой ХРИСТИАНСТВО представ­ляют «третьим путем», на котором якобы только и можно решить самые сложные проблемы человеческого бытия. Ряд, христианских организаций, мн. верую­щие выступают с осуждением капи­тализма, в защиту национальных и де­мократических свобод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: