double arrow

Антропоцентризм (гуманизм) философии Возрождения и его этико-культурологическая интерпретация

Новое время (конец XVT-XVII вв.) характеризуется тем, что в странах Западной Европы в недрах феодального строя зарождается и развивается капитализм. Это ведет к изменению в экономике, технике, социальных отношениях, политике. Наука играет все большую роль в жизни общества Если культура эпохи Возрождения ориентировалась во многом на античные учения, то культура XVII века, развиваясь в новых социально-экономических и исторических условиях, сознает свое превосходство перед античностью. Это связано с огромными успехами математического и естественно­научного знания этого времени.

Философия развивается в сложном взаимодействии с религией, с одной стороны, и с наукой - с другой. Научная революция с ее ориентацией на конкретные знания о мире, так как бурно развивается промышленность, торговля, вызывает новую ориентацию философии. Философия провозглашается наукой, которая должна помогать практической деятельности по созданию материальных ценностей. Девиз этого времени: "Знание - сила", а цель - увеличение власти человека над природой. Растет значимость опыта, эксперимента. Ученые ищут новые методы познания мира. Те из них, кто уделяет большее внимание опыту, образуют направление- эмпиризм, те же, кто отстаивает решающую роль разума в познании, - рационализм

Золотой фонд мировой философской мысли составляют учения таких философов Нового времени }как Ф. Бэкон. Р. Декарт. Т. Гоббс. Б. Спиноза. Г. Лейбниц и другие.

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания, воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Дж. Бруно, Кеплера, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — че­ловечный) — система взглядов, выра­жающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принци­пов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Идеи гуманного отношения к человеку обнаруживаются уже в глу­бокой древности: в устном народном творчестве, нравственных и религи­озных воззрениях различных народов. Но как широкое идейно-культурное движение Г. сформировался в эпоху Возрождения (середина 14 — середина 16 в.) в соч. Петрарки, Данте, Бок-каччо, Леонардо да Винчи, Эразма Роттердамского и др. Оно возникло в результате расцвета городов, растущих потребностей в воспитании нового че­ловека раннебуржуазной эпохи. Гума­нисты выступали за духовное возрожде­ние классической античности, апелли­ровали к достоинству индивида, крити­ковали духовную деспотию средневе­ковой схоластики. В период буржуаз­ных революций идеи Г. получили даль­нейшее развитие в трудах фр. просвети­телей, утопических социалистов, в нем. классической философии и литературе (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Лессинг, Гердер, Гёте, Ф. Шил­лер, Кант, Фихте, Гегель, Фейербах и др.), в произв. рус. революционных демократов (Белинский, Герцен, Черны­шевский и др.). В центре их воззре­ний — проблемы свободы, равенства и братства людей, «естественные права» человека, его стремление к творчеству и

совершенствованию. Человек, по Канту, может быть для др. человека только целью, а не средством. Идея свобод­ного всестороннего развития личности как абсолютной ценности и самоцели общественного прогресса образует краеугольный камень марксистского Г. На протяжении всей человеческой истории система идей Г. находилась в непрерывном развитии. В совр. эпоху обострения глобальных проблем челове­чества, связанных с его выживанием, традиции, идеи и принципы Г. приоб­рели особую актуальность, стали жиз­ненной необходимостью для каждого народа и человечества в целом. Растет потребность в новом подходе к пони­манию Г., формированию его принци­пов с позиций нового мышления. Он призван выражать приоритет общече­ловеческих интересов и ценностей, впи­тать в себя все достижения гуманисти­ческих исканий, в т. ч. вклад гумани­стической религиозной традиции. По­этому новый, реальный Г. должен отличаться более демократичным ха­рактером, позволяющим расширять сотрудничество со всеми миролюби­выми силами различной философской и идеологической ориентации. Обще­человеческие интересы находят вы­ражение в борьбе за мир, против со­циальной несправедливости, нацио­нального гнета, в защите природной среды обитания человека, его нрав­ственных устоев и т. д. В процессе строи­тельства социализма принципы Г. не­редко деформировались, в периоды авторитарного режима и застоя они извращались, человек рассматривался в качестве «винтика» в системе произ­водства. В условиях перестройки по­ставлена задача возродить гуманный облик социализма, соотносить цели и результаты хозяйственной, научной и иных видов деятельности с гуманисти­ческими идеалами и нравственными принципами, формировать жизненную позицию человека как свободной, кри­тически мыслящей, творческой лич­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: