Рационалистическая философия XVII века. Проблемы познания и научного метода

Новое время (конец XVT-XVII вв.) характеризуется тем, что в странах Западной Европы в недрах феодального строя зарождается и развивается капитализм. Это ведет к изменению в экономике, технике, социальных отношениях, политике. Наука играет все большую роль в жизни общества Если культура эпохи Возрождения ориентировалась во многом на античные учения, то культура XVII века, развиваясь в новых социально-экономических и исторических условиях, сознает свое превосходство перед античностью. Это связано с огромными успехами математического и естественно­научного знания этого времени.

Философия развивается в сложном взаимодействии с религией, с одной стороны, и с наукой - с другой. Научная революция с ее ориентацией на конкретные знания о мире, так как бурно развивается промышленность, торговля, вызывает новую ориентацию философии. Философия провозглашается наукой, которая должна помогать практической деятельности по созданию материальных ценностей. Девиз этого времени: "Знание - сила", а цель - увеличение власти человека над природой. Растет значимость опыта, эксперимента. Ученые ищут новые методы познания мира. Те из них, кто уделяет большее внимание опыту, образуют направление- эмпиризм, те же, кто отстаивает решающую роль разума в познании, - рационализм

Золотой фонд мировой философской мысли составляют учения таких философов Нового времени }как Ф. Бэкон. Р. Декарт. Т. Гоббс. Б. Спиноза. Г. Лейбниц и другие.

Родоначальником эмпиризма был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Философ материалистической ориентации, борец против схоластики он утверждал, что цель научного знания - в принесении пользы человечеству. Высшая цель науки - господство над природой, познание природы и подчинение ее власти человека. "Могуч тот, кто может, а может тот, кто знает", -повторял он. Ему же принадлежит ставшее знаменитым изречение: "Знание- сила". Но к знанию, по его мнению, можно прийти путем наблюдения, сравнения, анализа, эксперимента.

Главный свой философский труд он назвал "Новый органон" (1620). Философию Ф. Бэкон отделяет от теологии. Философия и наука должны опираться на определенный метод - метод экспериментального естествознания— и на практику, а теология и религия - только на веру. В качестве основы познания он выделяет опыт. Два вида опытов, по его мнению, могут помочь в познании законов природы и истинных причин происходящих в ней явлений:

1. Плодоносные, то есть те, которые непосредственно приносят пользу (практика);

2. Светоносные, то есть те, которые дают знание законов природы.

Отстаивая опыт, эксперимент, ориентируя науку на поиск открытий в поле, в мастерской, Ф. Бэкон несколько резко констатирует: "Знание, не приносящее практических плодов, -ненужная роскошь". Чтобы получать "практические плоды", необходимы новые научные методы исследования. В качестве наиболее приемлемого он рекомендует индукцию. Ученый в своих исследованиях должен идти от наблюдения единичных фактов - к широким обобщениям. Ф. Бэкон не первым поставил вопрос о применении индуктивного метода. Опыт, по Ф. Бэкону, может дать достоверное знание о мире лишь тогда, когда сознание исследователя будет свободно от ложных призраков или "идолов". А их четыре - это призраки рода, пещеры, рынка, театра'

1. Призраки "рода" - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. Ум человека похож на неровное зеркало, которое, примешивая свою природу к природе вещей, отражает их в искривленном и обезображенном виде.

2. Призраки "пещеры" - ошибки индивидуального характера, зависящие от воспитания, вкусов, привычек. Люди наблюдают природу как бы из своей пещеры. Неспособность выйти за пределы своей субъективности - причина данных заблуждений.

3.Призраки ''рынка" или площади - ложные представления, возникающие в процессе общения людей из-за неправильного употребления слов. В одни и те же слова вкладывается различный смысл, что ведет к пустым, бесплодным спорам, словопрениям.

Отвергая рабское следование авторитетам, Ф. Бэкон делает вывод: "Истина - дочь времени, а не авторитета!" Знание препятствий, подстерегающих ум человека, поможет уйти от заблуждений при изучении природы, уверен ученый. По существу, им дана типология заблуждений ума.

Принципы эмпиризма, разработанные Ф. Бэконом, получили развитие в трудах английского философа ТомасаГоббса (1588-1679). Есть много общего в учении этих двух выдающихся мыслителей. Как и Ф. Бэкон, Т. Гоббс выступал против церковных авторитетов и бесплодной схоластики. Своей целью он ставил создать диктуемый потребностями Нового времени метод познания.

Материя есть первоначальное, основное. Материя не зависит от нашего мышления, она не создается и не исчезает. Движение тел происходит по механическим законам. Бэконовский материализм он доводит до полного механицизма. Механика и геометрия для него идеапьные образцы научного мышления. И все-таки философия Т. Гоббса в тех исторических условиях - шаг вперед, так как он строил ее, опираясь на данные научной мысли XVH века, в основном, века механики. Интересно рассуждение Т. Гоббса о духе как о естественном теле "до того тонком, что оно не действует на наши чувства, но заполняет пространство". Итогом размышлений на эту тему было отрицание существования душ как особых субстанций (бестелесных).

Свой главный труд он назвал "Левиафан" (1651 г.). Левиафан -это гигантское мифологическое животное, наделенное колоссальной разрушительной силой. Название символично также как и название другого труда - "Бегемот". Такое большое, сложное целое, как государство,Т. Гоббс пытается разложить на основные элементы, объяснить его происхождение. Государство - не божественное, не сверхъестественное творение, оно создано людьми. Возникло оно в результате общественного договора. Но от деятельности государства зависят и жизнь человека, и его благосостояние. Если человек есть "разумное и наиболее превосходное произведение природы", то великий Левиафан, который называется государством, есть самое могущественное из всех творений человека, - размышляет философ.

Яркий, конкретный материализм Т. Гоббса, эмпирический характер его философии оказали влияние на развитие последующей философии так же, как и рационализм великого французского философа Рене Декарта (1596-1650).

Рене Декарт (или Картезий - латынь) родился во Франции в дворянской семье, закончил иезуитский колледж. Великолепно освоив латынь, логику, юный Рене увлекся математикой. Его незаурядные математические способности позже позволили ему стать гениальным математиком (декартовы координаты известны всем).

Если Ф. Бэкон и Т. Гоббс внесли свой вклад в разработку эмпиризма, а опыт для них был важнее всего, то Р. Декарт поставил на первое место в исследованиях природы разум. Наука для него -орудие технического прогресса, а научные открытия, несмотря на значимость опыта, совершаются вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. В познании главную роль играют не ощущения, а разум. Рационалистический метод Р. Декарта исходит из активного использования в познании интеллектуальной интуиции и дедукции. Дедукции Декарт отвел исключительную роль в познании. Дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости мышления, расчленения объекта на части и изучения их в отдельности, определение неизвестного через ранее познанное и известное.'Рассуждение о методе"-так назвал Р.Декарт одну из своих работ.

Что касается интеллектуальной интуиции (интуиция-буквально озарение), то она начинается у него с сомнения. Познание связано с сомнением как исходным пунктом всякого исследования.

Возможно ли достоверное знание, как избежать обмана? Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, - писал Р. Декарт, - мы можем допустить, что нет ни Бога, ни неба, ни земли, и даже у нас самих нет тела. Но мы не можем предположить, что мы не существуем в то время, как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь, что существует мое сомнение, мысль. Мы не можем не верить, что заключение: "Я мыслю, следовательно я существую истинно, и, что оно, поэтому есть вернейшее из заключений. Нельзя мыслить, что я не мыслю." Так размышлял Р. Декарт. Его изречение:"Я мыслю,следовательно, я существую" стало знаменитым и вызывает споры до сего дня.

Философские идеи французского философа развил Бенедикт Спиноза (1632-1677). Однако голландский ученый отверг дуализм Р. Декарта. Ему ближе монизм (такое философское учение, согласно которому существует лишь одно начало).

Стремясь построить философию на основе безусловно достоверных исходных положений, за образец достоверности и доказательности он принял геометрию. Поэтому "Этику" Б. Спиноза попытался изложить так называемым геометрическим методом. Вначале даны определения, затем формулируются аксиомы, и на базе этого доказываются теоремы. "Геометрический метод" изложения, естественно, не мог объять философские мысли ученого, и поэтому значительную часть "Этики" составляют рассуждения, разъяснения в форме дополнений к основному тексту

Главный пункт его философской системы - учение о едином, материальном начале, лежащем в основе всего сущего. Если Р. Декарт начинает размышления о мире с "Я", то Б Спиноза - с объективного мира. Существует лишь одна субстанция (сущность, нечто лежащее в основе) - природа, которая есть причина самой себя, то есть ни в чем другом для своего существования не нуждается. Монизм его носит пантеистический характер. Для него Бог - это природа. Отождествляя природу и Бога, он тем самым отрицает сверхприродное существо, растворяет Бога в природе. В природе все подчинено строжайшей необходимости и закономерности. В ней не остается места для целеполагающей деятельности творца.

Это была крайне смелая для того времени атеистическая позиция. Спиноза, единственный среди философов Нового времени, кто посмел дать элементы критики религии и богословия. В чем причина религиозных суеверий? - задавал вопрос Б. Спиноза. И отвечал - страх порождает суеверия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: