1. Основные направления совершенствования состава и форм документов органов ГПС.
Одним из важных факторов, определяющих эффективность организации работы с документами, является их унификация. В 1988 году Главным архивным управлением утверждена ГСДОУ – наиболее полный межотраслевой документ по организации ДОУ, изданный в 1990 г.
ГСДОУ. Основные положения.
Общие требования к документам и служба документационного обеспечения представляет собой совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.
В ГСДОУ определены важнейшие вопросы постановки документационного обеспечения управления, делопроизводства в учреждениях, организациях и предприятиях.
Очевидно, что в развитие основных положений ГСДОУ должны разрабатываться нормативные и методические документы МВД России и ГПС МВД России по вопросам ДОУ, делопроизводства, которыми руководствуются все должностные лица ГПС при работе с документами.
|
|
Основная цель ГСДОУ:
- упорядочение документооборота;
- сокращение количества и повышение качества документов;
- создание наиболее благоприятных условий для применения современных технических средств технологии сбора, обработки, анализа информации;
- совершенствование работы аппарата управления.
ГСДОУ распространяется на все системы документации органов государственного управления, суда, прокуратуры, арбитража, учреждения, организаций и предприятий, включая документы, создаваемые средствами вычислительной техники.
ГСДОУ освещает следующие важные вопросы:
1. Документирование управленческой деятельности:
- состав управленческих документов;
- унификация и стандартизация управленческих документов (правила оформления реквизитов документа, правила оформления машиночитаемых документов и машинограмм);
- составление текстов управленческих документов.
2. Организация работы с документами:
- организация документооборота;
- информационно-поисковая система по документам;
- контроль исполнения документов;
- подготовка документов к передаче в ведомственный архив.
3. Механизация и автоматизация работы с документами:
- состав комплектов средств механизации и автоматизации работ с документами;
- применение средств механизации;
- автоматизация работы с документами.
4. Служба ДОУ:
- задачи и структура службы ДОУ;
- нормирование труда работников службы ДОУ;
- организация рабочих мест и условия труда.
В ГСДОУ даны:
- перечень межотраслевых унифицированных систем документации;
- перечень ГОСТов;
- перечень общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
|
|
- примерный перечень документов, подлежащих утверждению;
- примерный перечень документов, на которых гербовая печать;
- правила заполнения основных реквизитов регистрационно-контрольных форм;
- форма номенклатуры дел;
- перечень нормативно-методических документов для определения сроков хранения документов;
- перечень типовых сроков исполнения документов;
- форма обложки дел постоянного и долговременного хранения;
- типовые задачи, функции и права службы ДОУ.
Положения ГСДОУ внедряются в деятельность органов ГПС, в практику документационного обеспечения путём разработки и издания стандартов, инструкций по делопроизводству (ДОУ), методик, правил, рекомендаций по различным аспектам делопроизводства, проведения унификации состава и формы управленческих документов.
Использование УСОРД способствует более оперативному решению управленческих задач, снижению трудовых и материальных ресурсов на работу с организационно-распорядительными документами, повышению качества их составления, сокращает объём документооборота.
При этом виды документов ОУиП ГПС определяется табелем документов, утверждённым руководителем (Приказ №150 п.58).
Табель документов разрабатывается в целях сокращения количества форм документов.
ТД- это перечень документов, необходимых и достаточных для реализации его функций и задач, содержащий характеристику каждого документа с точки зрения его юридического статуса, этапов подготовки и порядка прохождения. В ТД включаются документы как традиционные, так и создаваемые средствами вычислительной техники.
Для разработки табеля форм документов, применяемых в органах ГПС, создаётся рабочая группа, включающая работников-специалистов по основным направлениям деятельности органа ГПС.
Разработка и заполнение ТФД проводится в два этапа:
1) выявляются условия, определяющие процессы документирования и полный перечень применяемых документов, что достигается путём изучения юридических оснований документирования (документов, регламентирующих вопросы работы с документами, нормативных правовых актов МЧС России).
По результатам этого этапа работы в каждом органе ГПС составляется список создаваемых управленческих документов.
2) анализ технологии полготовки и прохождения выявленного комплекса документации на 1-ом этаже.
Табель оформляется в табличной форме на листках формата А3. После заполнения табель подписывается руководителем службы ДОУ органа ГПС и утверждается руководителем органа ГПС. Копии (выписки) соответствующих разделов табеля выдаются в структурных подразделениях ГПС.
Запрещается создавать документы не указанные в табеле.
Ведение табеля, внесение в него изменений осуществляется службой ДОУ. Внесение новых форм документов в табель производится в установленном порядке руководителем органа ГПС. При необходимости на основе табеля создаётся Альбом форм документов органа ГПС, включающий в себя формы наиболее часто создаваемых документов.
В Альбом включается только формы документов, прошедшие унификацию, т.е. в которых проведено разделение постоянной и переменной информации, унифицирован текст путём приведения его к трафарету, анкете или таблице, установлено стабильное расположение реквизитов.
Для удобства применения, в Альбоме, формы документов могут группироваться по разделам, соответствующим определённым видам (направлениям) деятельности подразделения ГПС или по видам документов.
Применение Альбома форм документов обязательно при использовании в органах ГПС автоматизированной системы подготовки документов, т.е. оперативного создания документов на основе заранее введённых в память ПЭВМ образцов.
|
|
2. Организация служб документационного обеспечения управления в органах ГПС.
Важное место в совершенствовании делопроизводства в органах ГПС принадлежит специально создаваемым структурным подразделениям СДОУ, которые находятся в непосредственном подчинении руководителей органов ГПС.
СДОУ в системе МВД представлена:
- в Аппарате Министерства внутренних дел:
- общий отдел
- второй отдел (специальный) – шифро-телеграммный
- третий отдел (организационно- режимный)
- четвёртый отдел (по работе с письмами граждан)
- в ГУГПС МВД России – секретариат;
- в УГПС субъектов РФ – канцелярии;
- в подразделениях ГПС – заведующий делопроизводством, секретарь-машинистка.
Штатная численность и наименование должностей СДОУ в органах ГПС определяется по приказу МВД России №676 от 18.02.93 г. Численность работников СДОУ устанавливают с учётом объёма документооборота и общей численности сотрудников органа ГПС:
HД=0,00016Д0,98Р•0,1
где 0,00016 – постоянный коэффициент, характеризующий средний уровень производительности труда работников СДОУ в министерствах и других учреждениях;
Д – объём документооборота;
Р – общая численность сотрудников органа ГПС.
Регламентация работ СДОУ и их работников должна обеспечиваться определённой системой документов:
1. Положение о службе ДОУ (прилож. 12 ГСДОУ);
2. Должностная квалификационная характеристика (должностная инструкция).
Положение о СДОУ разрабатывается в установленном порядке, в котором отражаются следующие разделы:
- общие положения;
- цели и задачи СДОУ;
- права и ответственность СДОУ;
- взаимоотношения СДОУ с другими структурными подразделениями.
Основная цель СДОУ – организация, руководство, координация и реализация работ по документационному обеспечению управления.
Задачи СДОУ:
- совершенствование форм и методов работы с документами;
- обеспечение единого порядка документирования;
- организация работы с документами;
- сокращение документооборота, количества и форм документов;
|
|
- разработка и внедрение нормативных и методических документов по совершенствованию документационного обеспечения управления, новых информационных технологий документационного обеспечения управления (см. ГСДОУ. Общие требования к документам и службам ДОУ.-М.1991).
Положение о секретариате (СДОУ), должностные инструкции его работников разрабатываются в соответствии с «Инструкцией по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчинённых подразделениях МВД России». Положением о подразделениях МВД и утверждаются его руководителем.
Основные обязанности, возлагаемые на работников секретариатов, определены п.7 Приказ №150.
Необходимость и значение секретарской деятельности.
Расширение масштабов деятельности органов ГПС и их руководителей, усложнение выполняемых задач предполагают, что они должны больше заниматься решением стратегических задач и делегировать выполнение многих тактических и оперативных функций своим подчинённым. Незаменимым помощником руководителя в его разносторонней деятельности является секретарь.
Качество и эффективность работы органов У и П ГПС во многом определяется уровнем профессиональных знаний секретаря, его умением чётко выполнять свои обязанности, освобождая руководителя от нерациональной траты времени.
Важным фактором успеха в работе секретаря является его умение вести себя с людьми и способность создавать благоприятное впечатление, повышающее авторитет его руководителя. Секретарь является личным организатором руководителя, обычно решает с кем ему необходимо встретиться, с кем переговорить, какие вопросы заслуживают его внимания и срочного решения и какие вопросы можно переадресовать другим сотрудникам. Именно это отличает работу секретаря руководителя от работы обычной канцелярии.
Секретарь – личный представитель своего руководителя.
Рациональное изменение технологии управления связано с его автоматизацией и это позволяет автоматизировать многие функции секретаря при помощи специального программного обеспечения. Использование ПЭВМ значительно ускоряет проведение операций по подготовке и обработке документов, помогает эффективнее организовывать рабочее время руководителя и самого секретаря, обеспечивает недоступные ранее возможности по передаче данных через модемные устройства, считывание информации с печатных документов, обработке одновременно нескольких документов.
Перспективы в деятельности органов ГПС отрываются в связи с развитием системы Интернет – глобальной компьютерной сети.
Существует типовой набор управленческих операций и процедур, которые выполняет секретарь по документационному обеспечению деятельности органа ГПС и его руководителя и по «бездокументному» обслуживанию его работы: телефонные переговоры, приём посетителей, организация проведения совещаний и т.п.
При характеристике секретарской деятельности в первую очередь акцент делается на документах организационно-методической направленности – должностных и обучающих и инструкциях, порядок разработки и утверждения которых рассмотрены выше.
3. Механизация и автоматизация делопроизводственных операций и защите документной информации.
Документационное обеспечение управленческого труда реализуется путём делопроизводственного обслуживания деятельности аппарата управления. Осуществление документационных процессов связано с созданием, хранением, передачей и использованием больших массивов документационной информации. Сокращение трудозатрат, связанных с этими процессами и повышение качества работы с документами достигается различными путями.
Наиболее эффективный путь – это внедрение в практику делопроизводственной деятельности органа ГПС технических средств информационных технологий, в том числе и средств оргтехники.
Средства оргтехники должны максимально механизировать или автоматизировать практически все процедуры технологического процесса обработки документов.
Состояние рынка оргтехники в России оказывает существенное влияние на характер оборудования (оснащённости) рабочих мест сотрудников органов ГПС, в том числе и Служба ДОУ.
Классификация средств спецтехники:
1. Носители информации:
- носители информации на бумажной основе не светочувствительные;
- носители для репрографических процессов (термобумага, фотоплёнка, калька, бумага для электроискрового копирования);
- микроносители визуальной информации;
- звуконосители;
- видео носители;
- магнитные носители для записи кодирования информации и др.
2. Средства составления и изготовления документов:
- ручные пишущие средства;
- пишущие машинки;
- диктофонная техника;
- принтеры ПЭВМ;
- графопостроители;
- специальные программные продукты для ПЭВМ.
3. Средства репрографии и оперативной полиграфии:
- средства фотокопирования;
- средства диадокопирования;
- средства электрофотографического копирования;
- средства термографического копирования;
- средства микрографии;
- средства ризографического копирования (дупликаторы);
- машинки для трафаретной печати;
- оборудование для оперативной офисной печати.
4. Средства обработки документов:
- фальцевальные и резательные машины;
- скрепляющее и склеивающее оборудование;
- конвертовскрыватели;
- машина для нанесения защитных покрытий на документы (лакокрасочные станки и др.);
- адресовальные и штемпельные машины;
- машины для уничтожения документов и др.
5. Средства хранения, поиска и транспортировки документов:
- папки, шкафы, стеллажи;
- картотеки и картотечное оборудование;
- лифтовое оборудование;
- транспортёры и конвейеры;
- пневматическая почта;
- оборудование для хранения носителей информации.
6. Средства электросвязи:
- средства и системы стационарной мобильной телефонной связи;
- средства и системы телеграфной связи;
- средства и системы факсимильной передачи информации;
- электронная почта.
7. Банковская оргтехника:
- машины для счёта купюр;
- детекторы банкнот;
- машины для упаковки денег;
- банкоматы.
8. Другие средства оргтехники:
- сканеры;
- компьютерные аксессуары.
9. Офисная мебель и оборудование.
Применение различных средств оргтехники в деятельности органов ГПС позволяет механизировать и автоматизировать отдельные операции по работе с документами.
Применение автоматизированных систем при обработке сведений по документам осуществляется по следующим направлениям:
- автоматизация документационных процессов в Аппарате Министра МВД;
- автоматизация документационных процессов в подразделениях Министерства (ГУГПС);
- автоматизация документационных процессов в других подразделениях системы МВД, в том числе и ГПС.
(раздел XI приказа МВД РФ №150)
Состав и направления защиты документной информации
в органах ГПС
В современных условиях деятельности органов ГПС возникает необходимость осуществления мероприятий по защите информации от несанкционированного доступа.
Ценную конфиденциальную деловую информацию, как правило, содержат:
- личные дела сотрудников ГПС;
- штатные расписания и другие сведения ограниченного характера.
Основные направления защиты документной информации:
1. Ограничение доступа.
2. Установление грифа конфиденциальности сведений (ДСП, секретно, совершенно секретно, особой важности).
3. Техническая защита.
Вопросы для контроля:
1.Назовите основную цель ГСДОУ
2. Из каких этапов состоит разработка и заполнение ТФД.
3. Какими документами должна обеспечиваться регламентация работ СДОУ и их работников
4. Перечислите классификацию средств спецтехники
5. Назовите основные направления защиты документной информации