1. 1. 1. Философский подход к проблеме изменений
Последовательный интерес к проблеме детерминации и управления изменениями феноменов психического наметился еще в глубокой древности в рамках основных религиозных и философских систем. Отчетливо сформулированная идея о постоянном движении, изменении всего сущего прямо связывалась с человеком и со всем, что с ним происходит от момента рождения до смерти. Идея изменчивости, текучести мира была, возможно, одной из первых сформулированных людьми идей. На глазах человека, постоянно сменяя друг друга, рождались, взрослели и умирали соплеменники, некогда бывшее бесследно исчезало и заменялось совершенно новым.
Существование человека в условиях непрерывных изменений как окружающей его объективной действительности, так и внутренней, субъективной картины мира определяет необходимость изменения себя и своего окружения в желаемом направлении. Включаясь в разнообразные жизненные ситуации, человек претерпевает различные изменения, которые преимущественно относятся к непреднамеренным и неосознаваемым. Наиболее отчетливо это проявляется в ситуациях, когда человек как личность и субъект профессиональной деятельности не осознает накапливающиеся изменения в своем окружении, и встречает качественные трансформации своего бытия как экстремальные, будучи не готовым к ним.
Разрешению проблемы изменения традиционно придается глубокий экзистенциальный смысл, что проявляется в тысячелетней истории поисков идеалов, путей и методов достижения счастья, покоя, совершенства в профессиональной и личностной сферах. Поиск ответов на эти вопросы не прекращается и по сей день, сталкиваясь с многочисленными противоречиями: между изменчивостью мира и желанием стабильности, между неизбежностью и необходимостью изменений и сложностью осознания этой необходимости, между стремлением человека измениться и его возможно
Психология тренинга 11
стями, между наметившимися изменениями и противодействием других людей и среды в целом.
Как уже отмечалось выше, проблема изменений традиционно привлекала к себе внимание людей и нашла свое отражение в философском наследии. Необходимость обращения к результатам философского осмысления понятия и проблемы изменений в данном исследовании может вызывать определенные сомнения. Однако, как пишет М.Мамардашвили, «мы не можем сегодня мыслить так, как если бы не было Декарта, Канта или Платона» (Мамардашвили, 1993. С. 13), и у вышедшей из недр философии психологической науки нет оснований для отрицания этого факта и аргументов, говорящих о неплодотворности сохранения тесной взаимосвязи этих дисциплин. Еще совсем недавно, в начале века, У. Джемс называл психологию не наукой, а только «надеждой на науку». Основатель экспериментальной психологии В.Вундт в 1913 г. при обсуждении вопроса об учреждении в Германии кафедр психологии выступил против этого на том основании, что по психологии нельзя составить общеобязательные программы для экзаменов, так как у каждого профессора своя особая психология (Павлов, 1952. С.З).
Заметим, что все без исключения философские учения признавали изменчивость мира и живущего в нем человека, утверждая постоянство лишь самих изменений. Дискуссии, не прекращавшиеся на протяжении веков, велись по поводу характера и причин происходящих изменений, возможностей человека произвольно изменяться. В этой полемике отчетливо прослеживались крайние точки: изменения, направленные на благо, созидание, совершенство, и изменения, приводящие к злу, разрушению, страданию.
Несмотря на существенные различия во взглядах на проблему изменений вообще и изменений психических феноменов человека в частности, многие философские школы и направления предпринимали попытки найти ответ на следующие вопросы:
- что является причинами и факторами изменений;
- каковы пределы, направленность и смыслы изменений;
12 Макшанов С.И.
- как относится человек к перманентно происходящим изменениям;
- каковы возможности человека произвольно изменяться?
Опираясь на поставленные вопросы, дадим обзор основных учений, предпринимавших попытки найти на них ответы.
Гераклит (ок. 544 - ок. 483 до н.э.) утверждал, что мир не создан никем из богов и людей и находится в постоянном движении, причем все в нем возникает и исчезает через борьбу. Последствием постоянного перехода одного в другое является то, что противоположности сходятся, из различий рождается лучшая гармония и все рождается путем раздора: целое из нецелого, сходящееся из разрозненного, согласное из несогласного. Все существующее находится в постоянной вражде не только друг с другом, но и с самим собою, все существующее переходит в другое и не может оставаться неизменным. Борьба, противоречие, раздоры для Гераклита условие изменений, господин всего сущего (Соловьев, 1989. С.88-89). Заметим, что идея созидательного характера противоречий, борьбы, соперничества неоднократно выдвигалась философами впоследствии как ключевая для изменений в социальных системах (Г.Спенсер, К.Маркс), процессе воспитания (Ф.Ницше), а также в личности (Ш.Бюлер). Как писал В.Н. Муравьев, «всякая встреча есть битва двух душ. Но если Вы и в самом деле сильны, Вы сумеете победить рознь и превратите столкновение в сближение, вражду в союз» (Муравьев, 1992. С.110).
Демокрит (ок. 460 - ок.370 до н.э.) утверждал причинный характер всех изменений, отмечая, что случайными кажутся только те явления, причина которых нам пока не известна.
Сократ (ок. 469 - 399 до н.э.), не оставивший потомкам ни одного письменного слова, был не только философом, но и создателем практического метода изменений, -майевтики, позволяющей приходить к истине с помощью техники «сократической беседы». Создавая для собеседников проблемную ситуацию, выход из которой был затруднен привычными способами, Сократ побуждал их к поиску
Психология тренинга 13
иных, новых идей, более точных определений событий и явлений (Соловьев, 1989).
Стоики (Зенон, Клеанф и Хрисипп - IV - III вв. до н.э.) считали неоправданными попытки изменения мира, призывая к приспособлению к нему и рассматривали самосохранение как первое естественное побуждение человека. Сущность воззрений стоиков заключалась в стремлении к счастью через культивирование в себе повиновения судьбе, бесстрастия, независимости и отрицания попыток изменить мир, в признании способности человека властвовать над своим отношением к жизни, а не над ней самой.
Эпикур (341 - 270 до н.э.) и его последователи выделяли три системы происходящих в мире событий: необходимые, случайные и подвластные человеку, к которым в первую очередь относились внутренние, психические явления: страхи, душевные тревоги и страдания. Человеку предлагалось ориентироваться на жизнь, избавленную от страхов и тревог, на стремление к наслаждению. Эпикурейцы считали возможным добровольный уход из жизни, если в ней не остается места для наслаждений и удовольствий.
Аристотелю (ок. 384 - 322 до н.э.) принадлежат идеи о принципе последовательного развития душевных проявлений у человека от способности к ощущению к рассудочной способности (функции души последовательно возникают одна из другой - из вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить), о дискретности происходящих изменений, о пределах изменений, противоречиях как причинах изменений, видах изменений (возникающее, меняющее количество, меняющее качество), о формировании характера в процессе совершения человеком поступков: «мужественность требует практики мужества» (Аристотель. С. 147, 379 - 417).
Аристотель подчеркивал конечный характер изменений применительно к конкретному человеку: «никакое изменение не может быть бесконечным, так как всякое изменение идет из чего-нибудь во что-нибудь - как изменение по противоположности, так и по противоречию». Пределами изменений по противоречию Аристотель считал утверждение и отрицание (возникновение бытия и уничтожение не-
14 Макшанов С.И.
бытия), а для изменений по противоположности пределами становятся сами противоположности как точки изменений, фиксирующие качественные переходы. Для количественных изменений (рост или убывание) пределами будут достижение законченных величин «присущих им по природе» (Там же. С.379-417).
Наиболее радикально проблема изменений разрешалась в философских школах Древнего Востока - конфуцианской, даосской и буддийской, развивавшихся преимущест-- венно в русле антиэнтропийных тенденций, признававших право и возможность человека произвольно изменяться и стремившихся к максимальному упорядочению случайных событий. Восточные философские системы не ограничивались разрешением проблемы изменения на уровне познания, а внесли ощутимый по сей день вклад в создание культуры изменения психологических по сути феноменов человека и общества, ориентированной на произвольную организацию и управление всеми элементами и процессами, в том числе психической деятельностью человека.
В учении Конфуция (551 - 479 до н.э.) и его последователей ставилась задача формирования определенного типа личности в соответствии с принятыми в обществе этическими, религиозно-философскими и психологическими принципами и предписаниями, разрабатывалась система рекомендаций по интроспективному познанию внутреннего психического мира и внутренним (психическая саморегуляция) и внешним (ритуалы, музыка, участие в декламации определенных текстов) средствам изменений (Абаев, 1980, 1983).
В философии конфуцианства с особой отчетливостью проявляется идея необходимости волевого усилия, напряжения воли для эффективного изменения и самосовершенствования. Конфуцианские идеалы предполагали, что стремящийся к их осуществлению человек ведет тяжелую, непрерывную и длительную работу, непосильную для людей слабой воли и заурядных способностей. По утверждению самого Конфуция, он только к 60-ти годам научился отличать правду от неправды и лишь к 70-ти годам «стал следовать желаниям своего сердца, не нарушая при этом правил "ли"», (Абаев, 1983. С.17).
Психология тренинга 15
Н.В. Абаев приводит примеры, прямо указывающие на значение, придававшееся в конфуцианстве развитию регулятивных возможностей человека, для чего использовались различные виды тренировки, помогающей обретать «невозмутимость духа», мужество и выдержку, самообладание и бесстрашие в различных жизненных ситуациях, в том числе экстремальных (Там же. С. 19). При этом главный акцент делался не на достижении внутреннего покоя как такового, а на мобилизации нравственных, психических и физических сил человека для решения определенных, преимущественно социально одобряемых задач, в первую очередь с помощью волевого усилия. Воля рассматривалась как главный элемент управления жизненной энергией и деятельностью.
В осуществлении изменений конфуцианцы ориентировались на достижение разумного баланса между естественными процессами созревания, возможностями человека без стремления к чрезмерному ускорению процессов изменений. Конфуцианцы полагали, что даже зрелый и сформировавшийся человек не является «завершенным», а способен к изменениям своего морального и психологического статуса, что человек по своей природе добр и в нем заложено стремление к самосовершенствованию, увеличению количества человеческого начала и подавлению злого, «звериного» начала. По отношению к деятельности лиц, профессионально занимавшихся управлением, конфуцианцы подчеркивали связь между эффективностью управления собой и государством, людьми.
Даосские и буддийские философские построения отличались от конфуцианских по своим воззрениям на природу естественных начал человека, целей его изменений и средств их достижения. Даосские воззрения, признавая право и возможность человека произвольно изменяться, выдвигали альтернативную конфуцианской цель изменений, которая заключалась в прекращении следования всяким правилам и нормам, в чем, по мнению даосистов, заключаются все беды и пороки человека. Принятие норм рассматривалось ими как связывание энергии, как плата за определенность, в связи с этим даосская философия обосновывала предпочти-
16 Макшанов С.И.
тельность приобретения детскости, непосредственности и свежести восприятия. Заметим, что это принципиальное положение не отменяет идею волевого усилия при движении к цели изменений, так как отказ от определенности по сути предполагает напряжение и следовательно, необходимость его преодоления.
Внимание к регулятивной составляющей психики проявлялось и в том, что согласно канонам даосизма, человек принимает на себя ответственность за все происходящее с ним. В своих устремлениях к преодолению конвенциональ-ности даосисты предлагали отказаться от норм и правил в обществе и в том числе от своего «Я» как одной из условностей. По мнению даосистов, именно такой отказ приведет к разрешению противоречий и интеграции природного начала человека с приобретенным в ходе жизнедеятельности «Я» и универсальными ценностями. В то же время даосские воззрения не заходили в преодолении идентификации с собственным «Я» так далеко, как у представителей буддийской философии, настаивавших на его полном устранении и разрабатывавших для этого системы психической саморегуляции. Основным императивом для практических способов достижения идеалов даосизма была идея естественности и спонтанности, отрешения от страстей и желаний. Принципы даосизма не были чем-то совершенно отринутым от практической деятельности, скорее достижение идеалов дао было одним из средств гармонизации жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Познавшие универсальные принципы люди воплощают их в любой деятельности, совершенно выполняя ее. Любопытно, что одна из рекомендаций даосской философии, спустя почти два тысячелетия обнаруживается в практических шагах, связанных с достижением высокого трудового мастерства в профессионально ориентированных программах тренинга креативности. Речь идет об управлении опытом с целью придания ему разнообразия, поэтому, по мнению апологетов даосизма, «сын хорошего лучника сначала должен плести корзины, сын хорошего литейщика должен шить шубы», опытный колесничий велит своему ученику сначала научиться ходить, прежде чем приступать к непосредственному обучению искусству
Психология тренинга ________________ 17
управления колесницей, мясник достигает полного самоотождествления с объектом труда, видя интуитивно все его структурные особенности и поэтому выполняет свою деятельность с особым искусством (Там же. С.38).
Еще одной идеей, характерной для даосского подхода, можно признать идею необходимости осознанного исполнения деятельности, причем на уровне сущности, а не явления. Отметим, что проекции философских идей даосизма в область их практического приложения распространялись не только на управленческую деятельность, как у конфуцианцев, но и затрагивали широкую совокупность профессий. В текстах даосских философов описываются многочисленные примеры, когда люди с помощью психической тренировки достигали высокой степени мастерства. В этот перечень входят художники, земледельцы, ремесленники, плотники, рыболовы, охотники, мясники, ловцы цикад, колесничие, фехтовальщики, тренер бойцовых петухов и т.д (Там же.
С.42).
Буддийская философия сосредоточивалась на изменениях в подсознательных областях психического, возможно полном устранении самоидентификаций и на ценностях, связанных с самоконтролем сознания и достижением его «просветленного» состояния. Буддийская традиция положила начало имеющим медитативную природу техникам саморегуляции, преодоления шаблонного мышления.
Августин (354 - 430 н.э.) объяснял происходящие с человеком изменения через взаимодействие заданной Богом души и зависящей от Бога воли человека, которая способна извлекать из внутреннего опыта истину, опять же помещенную туда Богом.
Т.Гоббс (1588-1679) вообще отрицал существование души и собственно психики как особых сущностей, считая все происходящие изменения детерминированными внешними событиями, причем произвольность так же, как и Спиноза, признавал иллюзией, связанной с незнанием причин поступка.
Принципиальная идея о бессознательных изменениях, происходящих в психике человека, в европейской философии была сформулирована Лейбницем (1646-1716), который
18______ МакшановС. И.
замечал, что «убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является источником величайших заблуждений», в то же время он в категорической форме утверждает, что в «сознании нет ничего такого, чего не было раньше в ощущениях» (Лейбниц, 1908. С.68).
И.Кант (1729 - 1804) полагал, что понятие изменения может быть получено только из опыта, признавая существование бессознательного - как «области смутных представ-. лений» (Кант, 1983. С.110).
Фаталисты, (Дж.С.Миллъ - 1806-1873) исходили из представления о неотвратимости, предопределенности происходящих с человеком событий. Дж.С. Милль писал: «Характер человека образуется для него, а не им, так что его желание изменить свой характер совершенно бесплодно, у него нет силы изменить свой характер». Милль утверждает, что характер человека складывается под влиянием обстоятельств (включая сюда и особенности организма), но собственное желание человека придать известный склад своему характеру есть также одно из этих обстоятельств. Если другие люди, по мнению Милля, «могли поставить нас под влияние известных обстоятельств, то и мы, со своей стороны, можем поставить себя под влияние других обстоятельств. Мы совершенно в такой же степени способны делать наш собственный характер, если мы хотим этого, как другие способны делать его для нас. Но желание изменить свой характер обусловлено не какими-либо усилиями с нашей стороны, а внешними обстоятельствами, над которыми у нас нет власти». Милль подчеркивает значение самой идеи о возможности произвольного изменения характера: «Человек, не желающий изменить свой характер, не то, что человек, чувствующий себя удрученным и обессиленным мыслью о невозможности для него произвести такую перемену» (Милль, 1906. С.233-234).
Заметное влияние на философское видение изменений оказала эволюционная теория Ч.Дарвина (1809 - 1882). Учение Дарвина, изложенное в его работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение. человека» (1870), предложило обоснованную альтернативу
Психология тренинга 19
библейским представлениям о том, что все сущее раз и навсегда сотворено Богом. Ч. Дарвин предложил также иной ракурс рассмотрения детерминации изменений, перейдя от механистического видения их причин к биологическому. Суть его взглядов отражает «дарвиновская триада», согласно которой для окружающей среды характерны изменчивость, стохастичность и неопределенность, а изменения в живых существах, в том числе и в человеке, определяются наследственностью, понимаемой как зависимость настоящего и будущего от прошлого и естественным отбором как системой правил или законов, отбирающих из множества возможных вариантов актуальные действия и поступки. Дарвин писал, что «сохранение благоприятных индивидуальных различий и изменений и уничтожение вредных я назвал Естественным отбором» (Дарвин, 1887. С.315).
Дарвин показал, что механизм естественного отбора является фактором выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде, причем выживают те организмы, которым удается более эффективное приспособление (адаптация), результаты которого передаются потомству. Другими словами, открытия Дарвина вьщелили поведение организма во внешней среде как фактор изменений индивида.
Положение о конкурентном характере естественного отбора вызвало немало споров, в частности о невозможности выведения этических принципов из эволюционного процесса и необходимости противостояния животному естеству, на чем настаивал, например, Дж. Хаксли (Huxley, 1974). В то же время борьба, осложнение ситуации, соперничество как факторы изменений устойчиво удерживаются в философских теориях. Добавим, что успех в борьбе за существование как в животном мире, так и в мире людей гораздо чаще достигается корпоративными и моральными средствами, нежели агрессивностью и эгоистичностью.
Идеи Ч.Дарвина развивались и английским философом Г Спенсером (1820-1903). Спенсер определял жизнь как непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним, причем изменения, происходящие в сознании, оп-
20_____________________Макшанов СИ.
ределяются системой его отношений к внешним условиям, представляя из себя цепь адаптации (Спенсер, 1867, 1869).
Г.Спенсер считал, что принципы эволюции применимы ко многим областям человеческой практики и ожидал их проникновения в область воспитания. В сформулированных им законах дифференциации и интеграции он стремился к объяснению сущности развития как одной из форм изменений. Понимая под развитием переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разно-. родности путем беспрерывных дифференциаций и интеграции, Спенсер определяет превращения однородного в разнородное как явление, в котором заключается сущность изменений. Спенсер применяет эти идеи к интерпретации различных сторон и форм изменений: определяет организацию как особую форму интеграции, возникающую на органическом этапе эволюции, выделяет этапы общественной дифференциации (выделение лидера - регулятивная система, разделение между регулятивной и исполнительной частями общества, выделение распределительной части общества -торговли), называя борьбу за существование, конкуренцию истинными орудиями развития (Там же. С. 15, 233, 267).
Марксистское видение проблемы изменений отличает признание роли субъективного фактора в процессе изменений («обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства»), а также акцентирование необходимости изменения, а не только объяснения мира (Маркс К., Энгельс Ф.,1955. С.37,266).
В.И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» выделяет две основные концепции развития: развитие как увеличение или уменьшение, и развитие как единство противоположностей. В первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или его источник переносится во вне - бог, субъект, etc.). Во второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «самодвижения». При этом «только вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего, к "скачкам", к " перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового»(Ленин, 1955. С.318).
Психология тренинга ________________21
С наибольшим оптимизмом на возможности человека по определению способа своей жизни и себя в ней смотрят представители экзистенциальной философии (С.Киркегор, Ж.П.Сартр, Э.Фромм, В. Франки). Близкое к представителям философии экзистенциализма понимание вектора изменений личности показывает Н.А. Бердяев.
Центральными понятиями для представителей экзистенциальной философии являются понятия свободы, особенно свободы выбора, и ответственности. С.Киркегор выделяет собственное развитие человека как его главную задачу, отводя ему роль субъекта в воспитании и совершенствовании своей личности (Киркегор, 1994. С.233). Свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формируясь под влиянием естественной или социальной необходимости, а «выбирая» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный человек несет ответственность за все свершенное им, а не оправдывает себя обстоятельствами (Киркегор, 1994). Идея ответственности за происходящие с человеком изменения затрагивает проблему разрушительных, деструктивных изменений, которая была поставлена в религиозной, философской традиции. «Существование зла есть величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и для всякой монистической философии» (Там же. С.299). В то же время С.Киркегор, для которого, по нашему мнению, характерно выраженное стремление к реалистичности в философской рефлексии, выстраиванию широкого спектра идей отражающих совокупность явлений, обратил внимание на нежелание большинства людей идти на изменение, тенденцию большинства руководствоваться сложившимися в обществе стандартами. Эта идея впоследствии была поддержана Ф.Ницше.
Свобода рассматривается экзистенциалистами как свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Ж.П.Сартр пишет: «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает суще-
22 Макшанов СИ.
ствовать, то он есть лишь то, что сам из себя делает» (Сартр, 1990. С323).
Проблеме выбора, который делает человек, значительное внимание уделяет немецкий философ Ю.Хабермас, который, признавая детерминирующий характер жизненных ситуаций по отношению к происходящим с человеком изменениям, фиксирует существование широкого диапазона произвольных выборов, задаваемого желаниями и ценностями и имеющимися у человека возможностями по их дос-. тижению. Хабермас обосновывает влияние на ход и уровень изменений прагматических и ценностных выборов, выделяя выборы, касающиеся тривиальных, или слабых предпочтений и «важные ценностные решения», «экзистенциальные решения», к которым он относит, в частности, выбор профессии и спутника жизни. Последствия «важных ценностных решений» затрагивают не только случайные предрасположения и склонности, но и «самосознание личности, образ жизни, характер» (Хабермас, 1995. С. 10-11).
Подводя итог краткому рассмотрению философского видения проблемы изменений следует заключить, что признание большинством философов идеи изменчивости мира как неоспоримого и перманентно влияющего на человека фактора вызвало продолжающиеся по сей день поиски ответа на вопрос о степени подвластности человеку происходящих с ним и в нем перемен, их характере и причинах, способах практического изменения психологических явлений, имеющих отношение к профессиональному и личностному бытию человека.
Диапазон имевшихся подходов велик, но тем не менее среди всего их многообразия можно выделить следующие основные положения:
1. Мир, происходящие в нем изменения детерминированы высшей инстанцией - Высшим Разумом, системой единообразий, судьбой. Предназначение изменений для человека заключается в том, чтобы каждый живущий принял идею смирения перед лицом заданных Высшей инстанцией изменений и отказался от попыток произвольного вмешательства в течение собственной жизни. Изменения не зависят от воли человека, не осознаются и не могут осознаваться им,
Психология тренинга 23
или носят вторичный по отношению к их подлинной причине характер. Человек, личность рассматривается преимущественно как объект. Предел возможного для изменений, происходящих по выбору человека - его отношения к действительности.
2. Мир, происходящие в нем изменения, детерминированы законами (механистическими, биологическими, социальными), выводимыми на материалистических или иных основаниях. Человек может познать эти законы и учитывать их. В то же время изменить эти законы человек не в состоянии, что является пределом для произвольных изменений.
3. Изменения мира спонтанны, он творит себя и в этом творчестве сосуществуют детерминированные и случайные события. Данная человеку субъективность позволяет ему делать выбор между категориями добра и зла, созидания и разрушения и таким образом по новому определять реальность и свое поведение в ней. Мера изменений определяется осознанностью, своевременностью и обоснованностью сделанного выбора, возможностями человека выдерживать напряжения, связанные с последствиями принятого решения (трансформации привычного хода событий) и его готовностью нести ответственность за сделанный им выбор. Человек волен изменять себя и среду. Характер изменений не может быть определен однозначно. Нам наиболее близок именно этот подход.
1.1.2. Изменение как психологическая проблема
Психологическая наука, воспринимая философские идеи, обращалась к проблеме изменений применительно к различным уровням психики и психическим явлениям. В самом общем смысле можно сказать, что психологическая наука в целом является наукой об изменениях психического. Многочисленные категории и понятия психологии тесно связаны с категорией изменения: развитие, филогенез, онтогенез, эволюция, формирование, адаптация и т.д. Теории изменений психологических феноменов различаются в зависимости от трактовки структуры психики, условий, определяющих ее преобразования, направленности и характера исследуемых изменений.
24 МакшановС И.
Конкретно-научные теории развития психики возникли в XIX в. и разрабатывались в детской, исторической, функциональной психологии. Предпринимались попытки определить специфически человеческие факторы развития психики в «психологии народов» В.Вундта (Wimdt, 1916), «понимающей психологии» В.Дильтея (Дильтей, 1924).
В социальной психологии развитие психики индивида объяснялось процессом социализации, в ходе которого происходит усвоение индивидом норм, зафиксированных в «коллективных представлениях». В начале XX столетия в ходе первых экспериментальных социально-психологических исследований (Ф.Олпорт, В.Меде, В.М.Бехтерев) было установлено, что в присутствии других людей изменяются особенности протекания психических процессов, самочувствие и результаты, в том числе профессиональной, деятельности человека. Внешнее окружение обеспечивает присвоение социальных норм и культуры, передаваемых в зна-ково-символической форме (Д.Брунер, Д.Мид, Ж.Пиаже, К.Г.Юнг). Под влиянием этих форм происходит перестройка возникающих структур психики. Кроме того, признается существование универсальных законов развития психики, определяющих ее филогенез и онтогенез, согласно которым онтогенетическое развитие воспроизводит филогенез человечества. Изменениям психологических феноменов тем не менее ставился определенный предел. В своих крайних значениях он определяется биологическими резервами человеческого организма и невозможностью либо сложностью для человека контролировать возникновение некоторых ин-трапсихических явлений, таких, как эмоции и чувства, на детерминации которых бессознательными психическими структурами настаивал К.Г.Юнг (Юнг, 1995. С. 13). Кроме того, психологическая наука не проходит мимо того факта, что изменения психики в целом и отдельных ее компонентов происходят в разных направлениях. Для изменений психического характерно не только поступательное развитие. Возможны и связанные со старением инволюционные процессы, процессы дезадаптации и кризисные явления, приводящие к деструктивным преобразованиям психического, выводящим структуры психики за пределы представлений о
Психология тренинга ________________ 25
психической норме, и нередко завершающиеся разрушительными процессами на соматическом уровне и в социальном окружении носителя психики.
Отечественная психология советского периода подходила к проблеме изменений с позиций марксистско-ленинской диалектики как общей теории развития. Психология изучает, как и почему индивиды формируют и развивают в ходе деятельности; общения психическое как «непрерывный познавательно-аффективный процесс в соотношении с его прерывными результатами (образами, понятиями, чувствами, обычаями, материальными продуктами деятельности и т.д)» (Рубинштейн, 1957. С.3-12).
Ядро психологических теорий, затрагивавших проблему изменений, составляли знания объективных, экспериментально установленных законов развития, формирования психических явлений различных - макро-, мезо-, микроуровней. К таким теориям относятся концепция Ж.Пиаже о стадиях когнитивного развития, концепция культурно-исторического развития Л.С.Выготского, комплексная теория человека и его гетерохронного развития Б.ГАнаньева, концепция формирования профессионально важных качеств В.Л. Марищука.
Психологические концепции изменений исходят из идеи о последовательном развитии психики на различных уровнях, причем результаты изменений, происходящих на низших уровнях, подготавливают и во многом определяют характер развития психических явлений более высокого уровня. Многие исследователи выделяли этапы, стадии развития психики, психических функций, субъекта профессиональной деятельности, личности. Л.С. Выготский, обращаясь преимущественно к периоду детства и подростковому периоду, придавал особое значение переходам от одного возрастного этапа к другому, каждому из которых присущи специфические конфликты и кризисы. Идея о внутренних закономерностях развития привела его к заключению об оптимальных сроках обучения, в границах которого оно наиболее эффективно. Из этого следовало положение о необходимости созревания для усвоения определенного объема знаний и навыков, о том, что обучение идет впереди раз-
26 Макшанов СИ.
вития, а также идея опасности блокирования развития, если время упущено (Выготский, 1982, 1983). Эта идея воспринята и воплощена в педагогической практике.
В работах других исследователей внимание обращается на выделение и описание психологической сущности изменений, происходящих в периоды взрослости и жизненного пути человека в целом. Так, Ш.Бюлер принадлежит теория развития человека, в основе которой лежит идея интенцио-нальности, тесно связанная с ответственностью за совершаемые им выборы. Бюлер выделяет пять основных фаз жизненного цикла.
Фаза 1. Охватывает период от 1 до 15 лет и характеризуется отсутствием жизненных целей. Человек живет только настоящим и не задумывается о будущем.
Фаза 2. 15-20 лет. Характеризуется осознанием потребностей, возможностей и направлений развития. Формируются цели, связанные с выбором профессии, партнеров и смыслов существования.
Фаза 3. 25 - 45 лет. Характеризуется постановкой четких и ясных целей в профессиональной карьере и личной жизни.
Фаза 4. 45 - 65. Характеризуется ревизией профессиональных и личных целей с учетом достижений в профессиональной карьере, здоровья и семейного благополучия.
Фаза 5. 65 -70 лет. Характеризуется прекращением активности по достижению целей, поставленных в предыдущие периоды и осознанием смыслов прожитого (Buhler, 1968).
Особенностью интенциональной теории Бюлер является отчетливый акцент на роли воли в происходящих с человеком и в человеке изменениях и созидательном характере кризисов, дающих человеку шанс для изменений.
Детализированная периодизация развития человека, охватывающая весь жизненный путь, предложена Э. Эрик-соном, который опирался на представления З.Фрейда о психосексуальном развитии человека (Фрейд, 1923). Э.Эриксон при выделении стадий развития исходил из взаимодействия индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социального окружения. По мнению Эриксона,
Психология тренинга ________________27
на протяжении жизни человек преодолевает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, результаты разрешения которых определяют развитие личности (Arendt, 1975). Первый кризис переживается человеком на первом году жизни и связан с тем, удовлетворяются ли окружающими физиологические потребности ребенка, от чего по мнению Э.Эриксона зависит развитие чувства доверия к миру. Второй кризис связан с приучением ребенка к чистоплотности - тренингом чистоты. От результатов этого «тренинга» зависит приобретет ли ребенок опыт автономии и ощущения своей способности контролировать события, или приобретет тенденцию к развитию чувства стыда и сомнений.
Третий кризис связан с самоутверждением ребенка, с тем, насколько гибкими являются границы, создаваемые взрослыми для проявления его инициативы. Результаты разрешения кризиса могут способствовать развитию чувства инициативы или покорности и чувства вины.
Четвертый кризис приходится на школьные годы, где ребенок сталкивается с целенаправленной деятельностью, приобретая навыки, необходимые для будущей жизни. В зависимости от методов обучения и воспитания, школьных традиций у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценности.
Пятый кризис связан с поиском идеалов, идентификаций со значимыми для подростка другими людьми. Дефекты идентификации могут приводить к ролевому конфликту в эмоциональной, социальной и профессиональной областях.
Шестой кризис связан с поиском молодыми взрослыми близости с любимым человеком, негативное разрешение которого может привести к изоляции человека и его концентрации на самом себе.
Седьмой кризис переживается при достижении сорокалетнего возраста. Он выражается в развитии чувства заботы и желании создавать и возможностью реализовывать это. Восьмой кризис относится к периоду старения и связан с возможностью осознания пройденного жизненного пути как
28 Макшанов СИ.
единого необратимого уже целого и разрешается признанием смысла прожитой жизни или отчаянием (табл.1).
В отечественной психологии подробная периодизация жизненного цикла человека разработана Е.Ф. Рыбалко. Значимость детального описания периодов жизни человека Е.Ф. Рыбалко связывает с проблемой «управления онтогенезом». Всего Е.Ф.Рыбалко выделяет семь периодов жизненного цикла: новорожденности, младенческий период, преддошкольный период, дошкольный период, школьный период, период взрослости и период геронтогенеза. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности завершается в период взрослости, причем наиболее полно выражено формирование человека именно как субъекта познания, профессиональной деятельности и общения. Усложнение структурных преобразований человека как субъекта деятельности определяется динамизмом в развитии современного общества, когда перед взрослым человеком объективно возникают многообразные задачи, относящиеся к совершенствованию своих знаний и профессиональной компетентности, расширению и усложнению функционально-ролевой структуры общения (Рыбалко, 1990. С.224).
Развитие психики так же, как и носящие деструктивный характер изменения, рассматриваются в отечественной психологии как процесс, имеющий системную природу. Теоретический вывод о том, что процесс является основной формой существования психики, был сформулирован И.М.Сеченовым (1953) и впоследствии развивался С.Л. Рубинштейном (1946,1957), А.В. Брушлинским (1975, 1975), Л.И.Анцыферовой (1981), К.А. Абульхановой - Славской (1981) и др. В теоретических представлениях о психическом как процессе выделяют понятия собственно процесса, состояния и результата. В связи с этим для понимания сущности развития психики привлекаются процессы включения человека в ряд социально-предметных деятельностей, инте-риоризация которых определяет формирование многоуровневых базовых структур психики, проходящее неравномерно и, возможно, разнонаправленно.
А.Н.Леонтьев понимал человеческий индивид как «природное существо, обладающее теми или иными врож
Психология тренинга ________________29
Таблица 1
Стадии психосоциального развития человека по Э.Эриксону
стадия | возраст | Способ удовлетворения влечений | Значимые лица | Альтернативы (способы удовлетворения) |
1. орально-сенсорная | 0-1 | Брать | Мать | Доверие-недоверие |
2. мускульно-анальная | 1-3 | Задерживать-отпускать | Родители | Автономия-сомнения, стыд |
3. локомоторно-генитальная | 3-5 | Делать подобно, играть | Семья | Инициативность-вина |
4. латентная | 6-11 | Делать вещи | Соседи, школа | Трудовая активность-неполноценность |
5. подростковая | 12-17 | Быть самим собой | Сверстники, знакомые | Идентичность-ролевая беспорядочность (неопределенность) |
6. юность (половая зрелость) | 17-22 | Потерять и найти себя в другом | Друзья, любимые, партнеры в соревновании и сотрудничестве | Интимность-изоляция |
7. ранняя взрослость | 23-35 | - | - | - |
8. взрослость | 33-50 | заботиться | Субъекты разделенного труда, семья | Порождение (созидание)-косность |
9. зрелость | 50 и более | - | человечество | Интеграция Я (целостность)-отчаяние |
30 Макшанов СИ.
денными свойствами (физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом и т.д.), которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно изменяются» (Леонтьев, 1977. С. 176-177).
Рассматривая процесс индивидуального развития человека, Б.Г. Ананьев определял его как онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, причем развитие различных систем и их регуляторов в ходе онтогенетической эволюции неравномерно, что характерно как для раннего, так и для позднего онтогенеза.
Б.Ф.Ломов писал, что человек объективно выступает в бесконечно многообразных системных противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, т.е. творцом своей истории. Гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия лишь сменой реакций (Ломов, 1984).
Личность рассматривается как динамичное и пластичное образование, в котором стабильность сочетается с непрерывными изменениями и преобразованиями (Божович, 1972; Ананьев, 1980; Абульханова-Славская, 1981; Анцыфе-рова, 1981; Асмолов, 1990). Характерные для человека личностные и субъектные черты, состояния и свойства имеют процессуальный, динамический характер, которому сопутствуют развитие, переходящее на определенных этапах в структурное развитие. Человек стремится привнести в актуальные ситуации своей жизнедеятельности собственное видение будущего, которое так или иначе связывается с необходимостью изменения себя. Даже если человек не хочет изменяться, то меняющийся мир востребует эти изменения, которые происходят на различных уровнях, приводят к большей интеграции психических структур, большей гибкости, динамичности и подвижности этих взаимосвязей.
Таким образом, психологическое видение проблемы изменений психических феноменов человека предполагает три основных варианта их протекания:
1. Изменение как созревание, подчиняющееся определенным закономерностям, имеющее фазный, этапный, ста-
Психология тренинга
дийный характер. Для каждой стадии характерно достижение определенного уровня развития психических функций, осуществляемое на основе результатов предыдущего этапа. На каждом этапе существуют критические фрагменты, включающие в себя сенситивные периоды развития. Изменение как созревание связано с понятиями возникновения, развития, инволюции и исчезновения.
2. Изменение как процесс и результат обучающих, воспитывающих, формирующих внешних вмешательств, которые осуществляются как с учетом результатов и закономерностей изменения как созревания, так и стихийно. Внешние вмешательства могут носить как конструктивный, так и разрушительный характер.
3. Изменение как процесс и результат воплощения собственных выборов человека, определяемый как результатами созревания, так и итогами обучения, воспитания и формирования. Результаты осознанных изменений также могут носить конструктивный либо разрушительный характер.