Философия и психология изменений

1. 1. 1. Философский подход к проблеме изменений

Последовательный интерес к проблеме детерминации и управления изменениями феноменов психического наме­тился еще в глубокой древности в рамках основных религи­озных и философских систем. Отчетливо сформулированная идея о постоянном движении, изменении всего сущего пря­мо связывалась с человеком и со всем, что с ним происходит от момента рождения до смерти. Идея изменчивости, теку­чести мира была, возможно, одной из первых сформулиро­ванных людьми идей. На глазах человека, постоянно сменяя друг друга, рождались, взрослели и умирали соплеменники, некогда бывшее бесследно исчезало и заменялось совершен­но новым.

Существование человека в условиях непрерывных из­менений как окружающей его объективной действительно­сти, так и внутренней, субъективной картины мира опреде­ляет необходимость изменения себя и своего окружения в желаемом направлении. Включаясь в разнообразные жиз­ненные ситуации, человек претерпевает различные измене­ния, которые преимущественно относятся к непреднамерен­ным и неосознаваемым. Наиболее отчетливо это проявляет­ся в ситуациях, когда человек как личность и субъект про­фессиональной деятельности не осознает накапливающиеся изменения в своем окружении, и встречает качественные трансформации своего бытия как экстремальные, будучи не готовым к ним.

Разрешению проблемы изменения традиционно при­дается глубокий экзистенциальный смысл, что проявляется в тысячелетней истории поисков идеалов, путей и методов достижения счастья, покоя, совершенства в профессиональ­ной и личностной сферах. Поиск ответов на эти вопросы не прекращается и по сей день, сталкиваясь с многочисленны­ми противоречиями: между изменчивостью мира и желани­ем стабильности, между неизбежностью и необходимостью изменений и сложностью осознания этой необходимости, между стремлением человека измениться и его возможно

Психология тренинга 11

стями, между наметившимися изменениями и противодейст­вием других людей и среды в целом.

Как уже отмечалось выше, проблема изменений тра­диционно привлекала к себе внимание людей и нашла свое отражение в философском наследии. Необходимость обра­щения к результатам философского осмысления понятия и проблемы изменений в данном исследовании может вызы­вать определенные сомнения. Однако, как пишет М.Мамардашвили, «мы не можем сегодня мыслить так, как если бы не было Декарта, Канта или Платона» (Мамардашвили, 1993. С. 13), и у вышедшей из недр фило­софии психологической науки нет оснований для отрицания этого факта и аргументов, говорящих о неплодотворности сохранения тесной взаимосвязи этих дисциплин. Еще совсем недавно, в начале века, У. Джемс называл психологию не наукой, а только «надеждой на науку». Основатель экспе­риментальной психологии В.Вундт в 1913 г. при обсуждении вопроса об учреждении в Германии кафедр психологии вы­ступил против этого на том основании, что по психологии нельзя составить общеобязательные программы для экзаме­нов, так как у каждого профессора своя особая психология (Павлов, 1952. С.З).

Заметим, что все без исключения философские учения признавали изменчивость мира и живущего в нем человека, утверждая постоянство лишь самих изменений. Дискуссии, не прекращавшиеся на протяжении веков, велись по поводу характера и причин происходящих изменений, возможно­стей человека произвольно изменяться. В этой полемике от­четливо прослеживались крайние точки: изменения, направ­ленные на благо, созидание, совершенство, и изменения, приводящие к злу, разрушению, страданию.

Несмотря на существенные различия во взглядах на проблему изменений вообще и изменений психических фе­номенов человека в частности, многие философские школы и направления предпринимали попытки найти ответ на сле­дующие вопросы:

- что является причинами и факторами изменений;

- каковы пределы, направленность и смыслы измене­ний;

12 Макшанов С.И.

- как относится человек к перманентно происходя­щим изменениям;

- каковы возможности человека произвольно изме­няться?

Опираясь на поставленные вопросы, дадим обзор ос­новных учений, предпринимавших попытки найти на них ответы.

Гераклит (ок. 544 - ок. 483 до н.э.) утверждал, что мир не создан никем из богов и людей и находится в постоянном движении, причем все в нем возникает и исчезает через борьбу. Последствием постоянного перехода одного в дру­гое является то, что противоположности сходятся, из разли­чий рождается лучшая гармония и все рождается путем раз­дора: целое из нецелого, сходящееся из разрозненного, со­гласное из несогласного. Все существующее находится в по­стоянной вражде не только друг с другом, но и с самим со­бою, все существующее переходит в другое и не может оста­ваться неизменным. Борьба, противоречие, раздоры для Ге­раклита условие изменений, господин всего сущего (Соловьев, 1989. С.88-89). Заметим, что идея созидательного характера противоречий, борьбы, соперничества неодно­кратно выдвигалась философами впоследствии как ключе­вая для изменений в социальных системах (Г.Спенсер, К.Маркс), процессе воспитания (Ф.Ницше), а также в лич­ности (Ш.Бюлер). Как писал В.Н. Муравьев, «всякая встре­ча есть битва двух душ. Но если Вы и в самом деле сильны, Вы сумеете победить рознь и превратите столкновение в сближение, вражду в союз» (Муравьев, 1992. С.110).

Демокрит (ок. 460 - ок.370 до н.э.) утверждал причин­ный характер всех изменений, отмечая, что случайными ка­жутся только те явления, причина которых нам пока не из­вестна.

Сократ (ок. 469 - 399 до н.э.), не оставивший потом­кам ни одного письменного слова, был не только филосо­фом, но и создателем практического метода изменений, -майевтики, позволяющей приходить к истине с помощью техники «сократической беседы». Создавая для собеседни­ков проблемную ситуацию, выход из которой был затруд­нен привычными способами, Сократ побуждал их к поиску

Психология тренинга 13

иных, новых идей, более точных определений событий и яв­лений (Соловьев, 1989).

Стоики (Зенон, Клеанф и Хрисипп - IV - III вв. до н.э.) считали неоправданными попытки изменения мира, призы­вая к приспособлению к нему и рассматривали самосохра­нение как первое естественное побуждение человека. Сущ­ность воззрений стоиков заключалась в стремлении к сча­стью через культивирование в себе повиновения судьбе, бес­страстия, независимости и отрицания попыток изменить мир, в признании способности человека властвовать над своим отношением к жизни, а не над ней самой.

Эпикур (341 - 270 до н.э.) и его последователи выделяли три системы происходящих в мире событий: необходимые, случайные и подвластные человеку, к которым в первую очередь относились внутренние, психические явления: стра­хи, душевные тревоги и страдания. Человеку предлагалось ориентироваться на жизнь, избавленную от страхов и тре­вог, на стремление к наслаждению. Эпикурейцы считали возможным добровольный уход из жизни, если в ней не ос­тается места для наслаждений и удовольствий.

Аристотелю (ок. 384 - 322 до н.э.) принадлежат идеи о принципе последовательного развития душевных проявле­ний у человека от способности к ощущению к рассудочной способности (функции души последовательно возникают одна из другой - из вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить), о дискретности происходящих изменений, о пределах измене­ний, противоречиях как причинах изменений, видах измене­ний (возникающее, меняющее количество, меняющее каче­ство), о формировании характера в процессе совершения человеком поступков: «мужественность требует практики мужества» (Аристотель. С. 147, 379 - 417).

Аристотель подчеркивал конечный характер измене­ний применительно к конкретному человеку: «никакое из­менение не может быть бесконечным, так как всякое изме­нение идет из чего-нибудь во что-нибудь - как изменение по противоположности, так и по противоречию». Пределами изменений по противоречию Аристотель считал утвержде­ние и отрицание (возникновение бытия и уничтожение не-

14 Макшанов С.И.

бытия), а для изменений по противоположности пределами становятся сами противоположности как точки изменений, фиксирующие качественные переходы. Для количественных изменений (рост или убывание) пределами будут достиже­ние законченных величин «присущих им по природе» (Там же. С.379-417).

Наиболее радикально проблема изменений разреша­лась в философских школах Древнего Востока - конфуциан­ской, даосской и буддийской, развивавшихся преимущест-- венно в русле антиэнтропийных тенденций, признававших право и возможность человека произвольно изменяться и стремившихся к максимальному упорядочению случайных событий. Восточные философские системы не ограничива­лись разрешением проблемы изменения на уровне познания, а внесли ощутимый по сей день вклад в создание культуры изменения психологических по сути феноменов человека и общества, ориентированной на произвольную организацию и управление всеми элементами и процессами, в том числе психической деятельностью человека.

В учении Конфуция (551 - 479 до н.э.) и его последова­телей ставилась задача формирования определенного типа личности в соответствии с принятыми в обществе этически­ми, религиозно-философскими и психологическими прин­ципами и предписаниями, разрабатывалась система реко­мендаций по интроспективному познанию внутреннего пси­хического мира и внутренним (психическая саморегуляция) и внешним (ритуалы, музыка, участие в декламации опреде­ленных текстов) средствам изменений (Абаев, 1980, 1983).

В философии конфуцианства с особой отчетливостью проявляется идея необходимости волевого усилия, напряже­ния воли для эффективного изменения и самосовершенство­вания. Конфуцианские идеалы предполагали, что стремя­щийся к их осуществлению человек ведет тяжелую, непре­рывную и длительную работу, непосильную для людей сла­бой воли и заурядных способностей. По утверждению само­го Конфуция, он только к 60-ти годам научился отличать правду от неправды и лишь к 70-ти годам «стал следовать желаниям своего сердца, не нарушая при этом правил "ли"», (Абаев, 1983. С.17).

Психология тренинга 15

Н.В. Абаев приводит примеры, прямо указывающие на значение, придававшееся в конфуцианстве развитию ре­гулятивных возможностей человека, для чего использова­лись различные виды тренировки, помогающей обретать «невозмутимость духа», мужество и выдержку, самооблада­ние и бесстрашие в различных жизненных ситуациях, в том числе экстремальных (Там же. С. 19). При этом главный ак­цент делался не на достижении внутреннего покоя как та­кового, а на мобилизации нравственных, психических и фи­зических сил человека для решения определенных, преиму­щественно социально одобряемых задач, в первую очередь с помощью волевого усилия. Воля рассматривалась как глав­ный элемент управления жизненной энергией и деятельно­стью.

В осуществлении изменений конфуцианцы ориентиро­вались на достижение разумного баланса между естествен­ными процессами созревания, возможностями человека без стремления к чрезмерному ускорению процессов изменений. Конфуцианцы полагали, что даже зрелый и сформировав­шийся человек не является «завершенным», а способен к из­менениям своего морального и психологического статуса, что человек по своей природе добр и в нем заложено стрем­ление к самосовершенствованию, увеличению количества человеческого начала и подавлению злого, «звериного» на­чала. По отношению к деятельности лиц, профессионально занимавшихся управлением, конфуцианцы подчеркивали связь между эффективностью управления собой и государ­ством, людьми.

Даосские и буддийские философские построения отли­чались от конфуцианских по своим воззрениям на природу естественных начал человека, целей его изменений и средств их достижения. Даосские воззрения, признавая право и воз­можность человека произвольно изменяться, выдвигали альтернативную конфуцианской цель изменений, которая заключалась в прекращении следования всяким правилам и нормам, в чем, по мнению даосистов, заключаются все беды и пороки человека. Принятие норм рассматривалось ими как связывание энергии, как плата за определенность, в свя­зи с этим даосская философия обосновывала предпочти-

16 Макшанов С.И.

тельность приобретения детскости, непосредственности и свежести восприятия. Заметим, что это принципиальное по­ложение не отменяет идею волевого усилия при движении к цели изменений, так как отказ от определенности по сути предполагает напряжение и следовательно, необходимость его преодоления.

Внимание к регулятивной составляющей психики про­являлось и в том, что согласно канонам даосизма, человек принимает на себя ответственность за все происходящее с ним. В своих устремлениях к преодолению конвенциональ-ности даосисты предлагали отказаться от норм и правил в обществе и в том числе от своего «Я» как одной из услов­ностей. По мнению даосистов, именно такой отказ приведет к разрешению противоречий и интеграции природного на­чала человека с приобретенным в ходе жизнедеятельности «Я» и универсальными ценностями. В то же время даосские воззрения не заходили в преодолении идентификации с соб­ственным «Я» так далеко, как у представителей буддийской философии, настаивавших на его полном устранении и раз­рабатывавших для этого системы психической саморегуля­ции. Основным императивом для практических способов достижения идеалов даосизма была идея естественности и спонтанности, отрешения от страстей и желаний. Принципы даосизма не были чем-то совершенно отринутым от практи­ческой деятельности, скорее достижение идеалов дао было одним из средств гармонизации жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Познавшие универсальные принципы люди воплощают их в любой деятельности, со­вершенно выполняя ее. Любопытно, что одна из рекоменда­ций даосской философии, спустя почти два тысячелетия об­наруживается в практических шагах, связанных с достиже­нием высокого трудового мастерства в профессионально ориентированных программах тренинга креативности. Речь идет об управлении опытом с целью придания ему разнооб­разия, поэтому, по мнению апологетов даосизма, «сын хо­рошего лучника сначала должен плести корзины, сын хоро­шего литейщика должен шить шубы», опытный колесничий велит своему ученику сначала научиться ходить, прежде чем приступать к непосредственному обучению искусству

Психология тренинга ________________ 17

управления колесницей, мясник достигает полного само­отождествления с объектом труда, видя интуитивно все его структурные особенности и поэтому выполняет свою дея­тельность с особым искусством (Там же. С.38).

Еще одной идеей, характерной для даосского подхода, можно признать идею необходимости осознанного испол­нения деятельности, причем на уровне сущности, а не явле­ния. Отметим, что проекции философских идей даосизма в область их практического приложения распространялись не только на управленческую деятельность, как у конфуциан­цев, но и затрагивали широкую совокупность профессий. В текстах даосских философов описываются многочисленные примеры, когда люди с помощью психической тренировки достигали высокой степени мастерства. В этот перечень входят художники, земледельцы, ремесленники, плотники, рыболовы, охотники, мясники, ловцы цикад, колесничие, фехтовальщики, тренер бойцовых петухов и т.д (Там же.

С.42).

Буддийская философия сосредоточивалась на измене­ниях в подсознательных областях психического, возможно полном устранении самоидентификаций и на ценностях, связанных с самоконтролем сознания и достижением его «просветленного» состояния. Буддийская традиция положи­ла начало имеющим медитативную природу техникам са­морегуляции, преодоления шаблонного мышления.

Августин (354 - 430 н.э.) объяснял происходящие с че­ловеком изменения через взаимодействие заданной Богом души и зависящей от Бога воли человека, которая способна извлекать из внутреннего опыта истину, опять же помещен­ную туда Богом.

Т.Гоббс (1588-1679) вообще отрицал существование души и собственно психики как особых сущностей, считая все происходящие изменения детерминированными внеш­ними событиями, причем произвольность так же, как и Спиноза, признавал иллюзией, связанной с незнанием при­чин поступка.

Принципиальная идея о бессознательных изменениях, происходящих в психике человека, в европейской филосо­фии была сформулирована Лейбницем (1646-1716), который

18______ МакшановС. И.

замечал, что «убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она осознает, является источни­ком величайших заблуждений», в то же время он в катего­рической форме утверждает, что в «сознании нет ничего та­кого, чего не было раньше в ощущениях» (Лейбниц, 1908. С.68).

И.Кант (1729 - 1804) полагал, что понятие изменения может быть получено только из опыта, признавая сущест­вование бессознательного - как «области смутных представ-. лений» (Кант, 1983. С.110).

Фаталисты, (Дж.С.Миллъ - 1806-1873) исходили из представления о неотвратимости, предопределенности про­исходящих с человеком событий. Дж.С. Милль писал: «Характер человека образуется для него, а не им, так что его желание изменить свой характер совершенно бесплодно, у него нет силы изменить свой характер». Милль утверждает, что характер человека складывается под влиянием обстоя­тельств (включая сюда и особенности организма), но собст­венное желание человека придать известный склад своему характеру есть также одно из этих обстоятельств. Если дру­гие люди, по мнению Милля, «могли поставить нас под влияние известных обстоятельств, то и мы, со своей сторо­ны, можем поставить себя под влияние других обстоя­тельств. Мы совершенно в такой же степени способны де­лать наш собственный характер, если мы хотим этого, как другие способны делать его для нас. Но желание изменить свой характер обусловлено не какими-либо усилиями с на­шей стороны, а внешними обстоятельствами, над которыми у нас нет власти». Милль подчеркивает значение самой идеи о возможности произвольного изменения характера: «Человек, не желающий изменить свой характер, не то, что человек, чувствующий себя удрученным и обессиленным мыслью о невозможности для него произвести такую пере­мену» (Милль, 1906. С.233-234).

Заметное влияние на философское видение изменений оказала эволюционная теория Ч.Дарвина (1809 - 1882). Уче­ние Дарвина, изложенное в его работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение. человека» (1870), предложило обоснованную альтернативу

Психология тренинга 19

библейским представлениям о том, что все сущее раз и на­всегда сотворено Богом. Ч. Дарвин предложил также иной ракурс рассмотрения детерминации изменений, перейдя от механистического видения их причин к биологическому. Суть его взглядов отражает «дарвиновская триада», соглас­но которой для окружающей среды характерны изменчи­вость, стохастичность и неопределенность, а изменения в живых существах, в том числе и в человеке, определяются наследственностью, понимаемой как зависимость настоя­щего и будущего от прошлого и естественным отбором как системой правил или законов, отбирающих из множества возможных вариантов актуальные действия и поступки. Дарвин писал, что «сохранение благоприятных индивиду­альных различий и изменений и уничтожение вредных я на­звал Естественным отбором» (Дарвин, 1887. С.315).

Дарвин показал, что механизм естественного отбора является фактором выживания организмов в постоянно уг­рожающей их существованию среде, причем выживают те организмы, которым удается более эффективное приспо­собление (адаптация), результаты которого передаются по­томству. Другими словами, открытия Дарвина вьщелили поведение организма во внешней среде как фактор измене­ний индивида.

Положение о конкурентном характере естественного отбора вызвало немало споров, в частности о невозможно­сти выведения этических принципов из эволюционного процесса и необходимости противостояния животному есте­ству, на чем настаивал, например, Дж. Хаксли (Huxley, 1974). В то же время борьба, осложнение ситуации, сопер­ничество как факторы изменений устойчиво удерживаются в философских теориях. Добавим, что успех в борьбе за су­ществование как в животном мире, так и в мире людей го­раздо чаще достигается корпоративными и моральными средствами, нежели агрессивностью и эгоистичностью.

Идеи Ч.Дарвина развивались и английским филосо­фом Г Спенсером (1820-1903). Спенсер определял жизнь как непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним, причем изменения, происходящие в сознании, оп-

20_____________________Макшанов СИ.

ределяются системой его отношений к внешним условиям, представляя из себя цепь адаптации (Спенсер, 1867, 1869).

Г.Спенсер считал, что принципы эволюции примени­мы ко многим областям человеческой практики и ожидал их проникновения в область воспитания. В сформулированных им законах дифференциации и интеграции он стремился к объяснению сущности развития как одной из форм измене­ний. Понимая под развитием переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разно-. родности путем беспрерывных дифференциаций и интегра­ции, Спенсер определяет превращения однородного в раз­нородное как явление, в котором заключается сущность из­менений. Спенсер применяет эти идеи к интерпретации раз­личных сторон и форм изменений: определяет организацию как особую форму интеграции, возникающую на органиче­ском этапе эволюции, выделяет этапы общественной диф­ференциации (выделение лидера - регулятивная система, разделение между регулятивной и исполнительной частями общества, выделение распределительной части общества -торговли), называя борьбу за существование, конкуренцию истинными орудиями развития (Там же. С. 15, 233, 267).

Марксистское видение проблемы изменений отличает признание роли субъективного фактора в процессе измене­ний («обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства»), а также акцентирование не­обходимости изменения, а не только объяснения мира (Маркс К., Энгельс Ф.,1955. С.37,266).

В.И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» выде­ляет две основные концепции развития: развитие как увели­чение или уменьшение, и развитие как единство противопо­ложностей. В первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мо­тив (или его источник переносится во вне - бог, субъект, etc.). Во второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «самодвижения». При этом «только вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего, к "скачкам", к " перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возник­новению нового»(Ленин, 1955. С.318).

Психология тренинга ________________21

С наибольшим оптимизмом на возможности человека по определению способа своей жизни и себя в ней смотрят представители экзистенциальной философии (С.Киркегор, Ж.П.Сартр, Э.Фромм, В. Франки). Близкое к представите­лям философии экзистенциализма понимание вектора изме­нений личности показывает Н.А. Бердяев.

Центральными понятиями для представителей экзи­стенциальной философии являются понятия свободы, осо­бенно свободы выбора, и ответственности. С.Киркегор вы­деляет собственное развитие человека как его главную зада­чу, отводя ему роль субъекта в воспитании и совершенство­вании своей личности (Киркегор, 1994. С.233). Свобода со­стоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формиру­ясь под влиянием естественной или социальной необходи­мости, а «выбирая» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Тем самым свободный чело­век несет ответственность за все свершенное им, а не оправ­дывает себя обстоятельствами (Киркегор, 1994). Идея ответ­ственности за происходящие с человеком изменения затра­гивает проблему разрушительных, деструктивных измене­ний, которая была поставлена в религиозной, философской традиции. «Существование зла есть величайшая тайна ми­ровой жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и для всякой монистической фило­софии» (Там же. С.299). В то же время С.Киркегор, для ко­торого, по нашему мнению, характерно выраженное стрем­ление к реалистичности в философской рефлексии, вы­страиванию широкого спектра идей отражающих совокуп­ность явлений, обратил внимание на нежелание большинст­ва людей идти на изменение, тенденцию большинства руко­водствоваться сложившимися в обществе стандартами. Эта идея впоследствии была поддержана Ф.Ницше.

Свобода рассматривается экзистенциалистами как свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Ж.П.Сартр пишет: «Человек просто существует, и он не только такой, каким себя пред­ставляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существо­вать, и проявляет волю уже после того, как начинает суще-

22 Макшанов СИ.

ствовать, то он есть лишь то, что сам из себя делает» (Сартр, 1990. С323).

Проблеме выбора, который делает человек, значи­тельное внимание уделяет немецкий философ Ю.Хабермас, который, признавая детерминирующий характер жизненных ситуаций по отношению к происходящим с человеком изме­нениям, фиксирует существование широкого диапазона произвольных выборов, задаваемого желаниями и ценно­стями и имеющимися у человека возможностями по их дос-. тижению. Хабермас обосновывает влияние на ход и уровень изменений прагматических и ценностных выборов, выделяя выборы, касающиеся тривиальных, или слабых предпочте­ний и «важные ценностные решения», «экзистенциальные решения», к которым он относит, в частности, выбор про­фессии и спутника жизни. Последствия «важных ценност­ных решений» затрагивают не только случайные предрас­положения и склонности, но и «самосознание личности, об­раз жизни, характер» (Хабермас, 1995. С. 10-11).

Подводя итог краткому рассмотрению философского видения проблемы изменений следует заключить, что при­знание большинством философов идеи изменчивости мира как неоспоримого и перманентно влияющего на человека фактора вызвало продолжающиеся по сей день поиски отве­та на вопрос о степени подвластности человеку происходя­щих с ним и в нем перемен, их характере и причинах, спосо­бах практического изменения психологических явлений, имеющих отношение к профессиональному и личностному бытию человека.

Диапазон имевшихся подходов велик, но тем не менее среди всего их многообразия можно выделить следующие основные положения:

1. Мир, происходящие в нем изменения детерминиро­ваны высшей инстанцией - Высшим Разумом, системой еди­нообразий, судьбой. Предназначение изменений для челове­ка заключается в том, чтобы каждый живущий принял идею смирения перед лицом заданных Высшей инстанцией изме­нений и отказался от попыток произвольного вмешательст­ва в течение собственной жизни. Изменения не зависят от воли человека, не осознаются и не могут осознаваться им,

Психология тренинга 23

или носят вторичный по отношению к их подлинной при­чине характер. Человек, личность рассматривается преиму­щественно как объект. Предел возможного для изменений, происходящих по выбору человека - его отношения к дейст­вительности.

2. Мир, происходящие в нем изменения, детермини­рованы законами (механистическими, биологическими, со­циальными), выводимыми на материалистических или иных основаниях. Человек может познать эти законы и учитывать их. В то же время изменить эти законы человек не в состоя­нии, что является пределом для произвольных изменений.

3. Изменения мира спонтанны, он творит себя и в этом творчестве сосуществуют детерминированные и случайные события. Данная человеку субъективность позволяет ему делать выбор между категориями добра и зла, созидания и разрушения и таким образом по новому определять реаль­ность и свое поведение в ней. Мера изменений определяется осознанностью, своевременностью и обоснованностью сде­ланного выбора, возможностями человека выдерживать на­пряжения, связанные с последствиями принятого решения (трансформации привычного хода событий) и его готовно­стью нести ответственность за сделанный им выбор. Чело­век волен изменять себя и среду. Характер изменений не может быть определен однозначно. Нам наиболее близок именно этот подход.

1.1.2. Изменение как психологическая проблема

Психологическая наука, воспринимая философские идеи, обращалась к проблеме изменений применительно к различным уровням психики и психическим явлениям. В самом общем смысле можно сказать, что психологическая наука в целом является наукой об изменениях психического. Многочисленные категории и понятия психологии тесно связаны с категорией изменения: развитие, филогенез, онто­генез, эволюция, формирование, адаптация и т.д. Теории изменений психологических феноменов различаются в зави­симости от трактовки структуры психики, условий, опреде­ляющих ее преобразования, направленности и характера исследуемых изменений.

24 МакшановС И.

Конкретно-научные теории развития психики возник­ли в XIX в. и разрабатывались в детской, исторической, функциональной психологии. Предпринимались попытки определить специфически человеческие факторы развития психики в «психологии народов» В.Вундта (Wimdt, 1916), «понимающей психологии» В.Дильтея (Дильтей, 1924).

В социальной психологии развитие психики индивида объяснялось процессом социализации, в ходе которого про­исходит усвоение индивидом норм, зафиксированных в «коллективных представлениях». В начале XX столетия в ходе первых экспериментальных социально-психологи­ческих исследований (Ф.Олпорт, В.Меде, В.М.Бехтерев) бы­ло установлено, что в присутствии других людей изменяют­ся особенности протекания психических процессов, само­чувствие и результаты, в том числе профессиональной, дея­тельности человека. Внешнее окружение обеспечивает при­своение социальных норм и культуры, передаваемых в зна-ково-символической форме (Д.Брунер, Д.Мид, Ж.Пиаже, К.Г.Юнг). Под влиянием этих форм происходит перестрой­ка возникающих структур психики. Кроме того, признается существование универсальных законов развития психики, определяющих ее филогенез и онтогенез, согласно которым онтогенетическое развитие воспроизводит филогенез чело­вечества. Изменениям психологических феноменов тем не менее ставился определенный предел. В своих крайних зна­чениях он определяется биологическими резервами челове­ческого организма и невозможностью либо сложностью для человека контролировать возникновение некоторых ин-трапсихических явлений, таких, как эмоции и чувства, на детерминации которых бессознательными психическими структурами настаивал К.Г.Юнг (Юнг, 1995. С. 13). Кроме того, психологическая наука не проходит мимо того факта, что изменения психики в целом и отдельных ее компонентов происходят в разных направлениях. Для изменений психи­ческого характерно не только поступательное развитие. Возможны и связанные со старением инволюционные про­цессы, процессы дезадаптации и кризисные явления, приво­дящие к деструктивным преобразованиям психического, выводящим структуры психики за пределы представлений о

Психология тренинга ________________ 25

психической норме, и нередко завершающиеся разруши­тельными процессами на соматическом уровне и в социаль­ном окружении носителя психики.

Отечественная психология советского периода подхо­дила к проблеме изменений с позиций марксистско-ленинской диалектики как общей теории развития. Психо­логия изучает, как и почему индивиды формируют и разви­вают в ходе деятельности; общения психическое как «непрерывный познавательно-аффективный процесс в соот­ношении с его прерывными результатами (образами, поня­тиями, чувствами, обычаями, материальными продуктами деятельности и т.д)» (Рубинштейн, 1957. С.3-12).

Ядро психологических теорий, затрагивавших про­блему изменений, составляли знания объективных, экспери­ментально установленных законов развития, формирования психических явлений различных - макро-, мезо-, микро­уровней. К таким теориям относятся концепция Ж.Пиаже о стадиях когнитивного развития, концепция культурно-исторического развития Л.С.Выготского, комплексная тео­рия человека и его гетерохронного развития Б.ГАнаньева, концепция формирования профессионально важных качеств В.Л. Марищука.

Психологические концепции изменений исходят из идеи о последовательном развитии психики на различных уровнях, причем результаты изменений, происходящих на низших уровнях, подготавливают и во многом определяют характер развития психических явлений более высокого уровня. Многие исследователи выделяли этапы, стадии раз­вития психики, психических функций, субъекта профессио­нальной деятельности, личности. Л.С. Выготский, обраща­ясь преимущественно к периоду детства и подростковому периоду, придавал особое значение переходам от одного возрастного этапа к другому, каждому из которых присущи специфические конфликты и кризисы. Идея о внутренних закономерностях развития привела его к заключению об оптимальных сроках обучения, в границах которого оно наиболее эффективно. Из этого следовало положение о не­обходимости созревания для усвоения определенного объе­ма знаний и навыков, о том, что обучение идет впереди раз-

26 Макшанов СИ.

вития, а также идея опасности блокирования развития, если время упущено (Выготский, 1982, 1983). Эта идея восприня­та и воплощена в педагогической практике.

В работах других исследователей внимание обращает­ся на выделение и описание психологической сущности из­менений, происходящих в периоды взрослости и жизненного пути человека в целом. Так, Ш.Бюлер принадлежит теория развития человека, в основе которой лежит идея интенцио-нальности, тесно связанная с ответственностью за совер­шаемые им выборы. Бюлер выделяет пять основных фаз жизненного цикла.

Фаза 1. Охватывает период от 1 до 15 лет и характери­зуется отсутствием жизненных целей. Человек живет только настоящим и не задумывается о будущем.

Фаза 2. 15-20 лет. Характеризуется осознанием по­требностей, возможностей и направлений развития. Форми­руются цели, связанные с выбором профессии, партнеров и смыслов существования.

Фаза 3. 25 - 45 лет. Характеризуется постановкой чет­ких и ясных целей в профессиональной карьере и личной жизни.

Фаза 4. 45 - 65. Характеризуется ревизией профессио­нальных и личных целей с учетом достижений в профессио­нальной карьере, здоровья и семейного благополучия.

Фаза 5. 65 -70 лет. Характеризуется прекращением ак­тивности по достижению целей, поставленных в предыду­щие периоды и осознанием смыслов прожитого (Buhler, 1968).

Особенностью интенциональной теории Бюлер явля­ется отчетливый акцент на роли воли в происходящих с че­ловеком и в человеке изменениях и созидательном характере кризисов, дающих человеку шанс для изменений.

Детализированная периодизация развития человека, охватывающая весь жизненный путь, предложена Э. Эрик-соном, который опирался на представления З.Фрейда о пси­хосексуальном развитии человека (Фрейд, 1923). Э.Эриксон при выделении стадий развития исходил из взаимодействия индивидуальных биологических факторов с факторами вос­питания и социального окружения. По мнению Эриксона,

Психология тренинга ________________27

на протяжении жизни человек преодолевает восемь психо­социальных кризисов, специфических для каждого возраста, результаты разрешения которых определяют развитие лич­ности (Arendt, 1975). Первый кризис переживается человеком на первом году жизни и связан с тем, удовлетворяются ли окружающими физиологические потребности ребенка, от чего по мнению Э.Эриксона зависит развитие чувства дове­рия к миру. Второй кризис связан с приучением ребенка к чистоплотности - тренингом чистоты. От результатов этого «тренинга» зависит приобретет ли ребенок опыт автономии и ощущения своей способности контролировать события, или приобретет тенденцию к развитию чувства стыда и со­мнений.

Третий кризис связан с самоутверждением ребенка, с тем, насколько гибкими являются границы, создаваемые взрослыми для проявления его инициативы. Результаты разрешения кризиса могут способствовать развитию чувст­ва инициативы или покорности и чувства вины.

Четвертый кризис приходится на школьные годы, где ребенок сталкивается с целенаправленной деятельностью, приобретая навыки, необходимые для будущей жизни. В за­висимости от методов обучения и воспитания, школьных традиций у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценности.

Пятый кризис связан с поиском идеалов, идентифика­ций со значимыми для подростка другими людьми. Дефек­ты идентификации могут приводить к ролевому конфликту в эмоциональной, социальной и профессиональной облас­тях.

Шестой кризис связан с поиском молодыми взрослы­ми близости с любимым человеком, негативное разрешение которого может привести к изоляции человека и его кон­центрации на самом себе.

Седьмой кризис переживается при достижении сорока­летнего возраста. Он выражается в развитии чувства заботы и желании создавать и возможностью реализовывать это. Восьмой кризис относится к периоду старения и связан с возможностью осознания пройденного жизненного пути как

28 Макшанов СИ.

единого необратимого уже целого и разрешается признани­ем смысла прожитой жизни или отчаянием (табл.1).

В отечественной психологии подробная периодизация жизненного цикла человека разработана Е.Ф. Рыбалко. Значимость детального описания периодов жизни человека Е.Ф. Рыбалко связывает с проблемой «управления онтоге­незом». Всего Е.Ф.Рыбалко выделяет семь периодов жиз­ненного цикла: новорожденности, младенческий период, преддошкольный период, дошкольный период, школьный период, период взрослости и период геронтогенеза. Форми­рование личности, субъекта деятельности и индивидуально­сти завершается в период взрослости, причем наиболее пол­но выражено формирование человека именно как субъекта познания, профессиональной деятельности и общения. Ус­ложнение структурных преобразований человека как субъ­екта деятельности определяется динамизмом в развитии со­временного общества, когда перед взрослым человеком объ­ективно возникают многообразные задачи, относящиеся к совершенствованию своих знаний и профессиональной компетентности, расширению и усложнению функциональ­но-ролевой структуры общения (Рыбалко, 1990. С.224).

Развитие психики так же, как и носящие деструктив­ный характер изменения, рассматриваются в отечественной психологии как процесс, имеющий системную природу. Теоретический вывод о том, что процесс является основной формой существования психики, был сформулирован И.М.Сеченовым (1953) и впоследствии развивался С.Л. Ру­бинштейном (1946,1957), А.В. Брушлинским (1975, 1975), Л.И.Анцыферовой (1981), К.А. Абульхановой - Славской (1981) и др. В теоретических представлениях о психическом как процессе выделяют понятия собственно процесса, со­стояния и результата. В связи с этим для понимания сущно­сти развития психики привлекаются процессы включения человека в ряд социально-предметных деятельностей, инте-риоризация которых определяет формирование многоуров­невых базовых структур психики, проходящее неравномер­но и, возможно, разнонаправленно.

А.Н.Леонтьев понимал человеческий индивид как «природное существо, обладающее теми или иными врож

Психология тренинга ________________29

Таблица 1

Стадии психосоциального развития человека по Э.Эриксону

стадия возраст Способ удовлетворения влечений Значимые лица Альтернативы (способы удовлетворения)
1. орально-сенсорная 0-1 Брать Мать Доверие-недоверие
2. мускульно-анальная 1-3 Задерживать-отпускать Родители Автономия-сомнения, стыд
3. локомоторно-генитальная 3-5 Делать подобно, играть Семья Инициативность-вина
4. латентная 6-11 Делать вещи Соседи, школа Трудовая активность-неполноценность
5. подростковая 12-17 Быть самим собой Сверстники, знакомые Идентичность-ролевая беспорядочность (неопределенность)
6. юность (половая зрелость) 17-22 Потерять и найти себя в другом Друзья, любимые, партнеры в соревновании и сотрудничестве Интимность-изоляция
7. ранняя взрослость 23-35 - - -
8. взрослость 33-50 заботиться Субъекты разделенного труда, семья Порождение (созидание)-косность
9. зрелость 50 и более - человечество Интеграция Я (целостность)-отчаяние

30 Макшанов СИ.

денными свойствами (физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом и т.д.), которые в ходе он­тогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно изменяются» (Леонтьев, 1977. С. 176-177).

Рассматривая процесс индивидуального развития че­ловека, Б.Г. Ананьев определял его как онтогенез с зало­женной в нем филогенетической программой, причем раз­витие различных систем и их регуляторов в ходе онтогене­тической эволюции неравномерно, что характерно как для раннего, так и для позднего онтогенеза.

Б.Ф.Ломов писал, что человек объективно выступает в бесконечно многообразных системных противоречивых ка­чествах. Важнейшее из них - быть субъектом, т.е. творцом своей истории. Гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного су­щества, отвечающего на внешние воздействия лишь сменой реакций (Ломов, 1984).

Личность рассматривается как динамичное и пластич­ное образование, в котором стабильность сочетается с не­прерывными изменениями и преобразованиями (Божович, 1972; Ананьев, 1980; Абульханова-Славская, 1981; Анцыфе-рова, 1981; Асмолов, 1990). Характерные для человека лич­ностные и субъектные черты, состояния и свойства имеют процессуальный, динамический характер, которому сопут­ствуют развитие, переходящее на определенных этапах в структурное развитие. Человек стремится привнести в акту­альные ситуации своей жизнедеятельности собственное ви­дение будущего, которое так или иначе связывается с необ­ходимостью изменения себя. Даже если человек не хочет из­меняться, то меняющийся мир востребует эти изменения, которые происходят на различных уровнях, приводят к большей интеграции психических структур, большей гибко­сти, динамичности и подвижности этих взаимосвязей.

Таким образом, психологическое видение проблемы изменений психических феноменов человека предполагает три основных варианта их протекания:

1. Изменение как созревание, подчиняющееся опреде­ленным закономерностям, имеющее фазный, этапный, ста-

Психология тренинга

дийный характер. Для каждой стадии характерно достиже­ние определенного уровня развития психических функций, осуществляемое на основе результатов предыдущего этапа. На каждом этапе существуют критические фрагменты, включающие в себя сенситивные периоды развития. Изме­нение как созревание связано с понятиями возникновения, развития, инволюции и исчезновения.

2. Изменение как процесс и результат обучающих, воспитывающих, формирующих внешних вмешательств, которые осуществляются как с учетом результатов и зако­номерностей изменения как созревания, так и стихийно. Внешние вмешательства могут носить как конструктивный, так и разрушительный характер.

3. Изменение как процесс и результат воплощения собственных выборов человека, определяемый как резуль­татами созревания, так и итогами обучения, воспитания и формирования. Результаты осознанных изменений также могут носить конструктивный либо разрушительный харак­тер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: