double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Глава первая. Теоретические основы психологического тренинга

Оглавление

Введение............................................................................................... 5

Глава первая. Теоретические основы психологического тренинга...7

1.1. Философия и психология изменений..........................10

1.1.1. Философский подход к проблеме изменений......10

1.1.2. Изменение как психологическая проблема.........23

1.2. Факторы изменений....................................................31

1.2.1. Общий подход к проблеме детерминации психического.................................................................31

1.2.2. Средовые факторы изменений............................36

1.2.3. Внутренние факторы изменений.........................39

1.3. Психологические теории преднамеренных изменений..........................................................................47

1.3.1. Определение понятия "преднамеренное изменение"....................................................................47

1.3.2. Теории преднамеренных изменений....................52

1.3.3. Метакритерии рассмотрения теоретических оснований преднамеренных изменений психологических феноменов человека..........................58

Глава вторая. Методология психологического тренинга..............70

2.1.Тренинг как метод преднамеренных изменений.........70

2.1.1. Понятие и классификации видов психологи­ческого тренинга..........................................................70

2.1.2. История психологического тренинга..................82

2.2. Принципы тренинга.................................................102

2.3. Методические средства психологического тренинга..........................................................................114

2.3.1. Техники представления информации................116

2.3.2. Имитационные техники....................................120

2.4. Оценка эффективности тренинга как метода преднамеренных изменений............................................ 124

Глава третья. Методические аспекты психологического тренинга..........................................................................................132

3.1. Методика организации психологического

тренинга..........................................................................133

3.1.1. Определение потребности в психологическом тренинге.......................................................................134

3.1.2. Особенности комплектования групп профессионального тренинга......................................136

3.2. Методические особенности деятельности ведущих психологический тренинг................................................144

3.2.1. Требования к ведущему психологический тренинг........................................................................144

3.2.2. Деятельность ведущего на различных этапах тренинга......................................................................152

3.2.3. Методические особенности организации

обратной связи............................................................157

3.2.4 Факторы переноса результатов тренинга в профессиональную реальность...................................164

3.3. Психодиагностические возможности тренинга.......172

3.4. Этические аспекты деятельности ведущего психологический тренинг................................................177

Глава четвертая. Формирование и реализация профессионально ориентированных программ тренинга..........................................182

4.1. Обоснование необходимости программированного тренинга в психологическом обеспечении профес­сиональной деятельности................................................183

4.2. Экспериментальное исследование формирования и реализации совокупности профессионально ориентированных программ тренинга............................187

4.2.1. Организация экспериментального иссле­дования........................................................................187

4.2.2. Методы экспериментального исследования......189

4.2.3. Характеристика профессионально ориенти­рованных программ тренинга.....................................194

4.3. Анализ результатов проведения профессионально

ориентированных программ тренинга............................202

4.3.1 Исследование семантических структур участ­ников экспериментального исследования...................208

Библиография… …………216

Психология тренинга 5

ВВЕДЕНИЕ

Для настоящего времени характерны динамичные процессы, охватывающие все сферы жизнедеятельности че­ловека и общества и сопровождающиеся ощутимыми и раз­нообразными изменениями во всех областях человеческой практики. Меняется мир, меняется живущий в нем человек, которого не может удовлетворять стихийный характер из­менений, что проявляется в постоянном поиске средств и способов произвольного преобразования себя и своей жиз­ни, в котором заметная роль принадлежит психологической науке. Влияние происходящих изменений отражается и на развитии отечественной психологии как науки, в которой все больший вес приобретает тенденция к уравновешению соотношения между теорией и практикой.

Психология зримо обретает черты не только объяс­няющей, описательной, но и прикладной, практической науки. Развитие психологической науки, расширение сферы ее приложения ведут к усилению внимания к методам, на­правленным на решение задач моделирования, проектиро­вания, прогнозирования и преобразования психологических характеристик человека, группы и организации.

Для решения этих задач необходимо, с одной стороны, разрабатывать теорию преднамеренных изменений, а с дру­гой - развивать методы и методические средства позволяю­щие воплотить ее в практику. Именно к таким методам от­носится психологический тренинг.

Психологический тренинг имеет немногим более чем полувековую историю. В то же время тренинг как метод преднамеренных изменений уже сыграл заметную роль в самых разных областях практики. Влияние психологическо­го тренинга уже вышло за рамки лабораторного средства и ощутимо сказывается на состоянии дел в организациях, от-

6 Макшанов С.И.

раслях, политической жизни государств, в жизненных перипетиях конкретных людей.

Психологический тренинг отличает от других методов преобразования психологических феноменов ряд особенно­стей.

Во-первых, психологический тренинг оказался неожи­данно дружелюбным ко всем психологическим техникам и средствам, опыту педагогических вмешательств, обнаружив возможность аккумулировать все позитивное, что заключа­лось в попытках человека трансформировать свои отдель­ные черты и жизнь в целом.

Во-вторых, тренинг занял специфическое положение среди методов обучения, воспитания, коррекции, развития, став в равной мере применимым в работе с младенцами и руководителями организаций.

В-третьих, тренинг обладает свойством восстановле­ния информационной справедливости, позволяя пользова­телям метода интенсивно осваивать значительные области опыта не только информационно, но и через усвоение в практических действиях, являясь при этом необязательным этапом формирования личности и профессионала.

Перечень особенностей метода можно продолжать и далее. Но, поскольку данная книга посвящается именно психологическому тренингу, надеемся, что ее содержание более полно раскроет возможности метода и определит его специфику.

Психология тренинга ________________ 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: