Факторы изменений

1.2.1. Общий подход к проблеме детерминации психического

Рассмотрение изменений психических явлений с де­терминистских позиций предполагает, что психика, психо­логические феномены имеют системную природу, следова­тельно, речь идет именно об анализе системной детермина­ции, включающей определение всего многообразия связей и отношений структур психики и внешних обстоятельств.

Идея системной детерминации применима ко всем ва­риантам изменений: стихийному развитию психики (созреванию); изменениям как результатам обучения, воспи­тания, формирования психических феноменов под руково­дством других людей, где изменение имеет конечной целью воплощение представлений, принятых в данный момент в обществе, группе или другим человеком как целесообраз-

32 МакшановС.И.

ные; а также к изменениям, связанным с созидательной ак­тивностью человека по отношению к самому себе.

Проблема прояснения детерминации изменений эво­люционировала в направлении от линейного детерминизма к системному.

Представления о реактивной и пассивной природе че­ловека лежат в основе теорий, ориентированных на механи­ческую, линейную детерминацию развития психики и пси­хических явлений. Наиболее полно линейный детерминизм представлен в концепциях ортодоксального бихевиоризма, согласно которым любое изменение поведения, а следова­тельно и последующая интериоризация его результатов имеют своей причиной вполне определенное внешнее собы­тие - стимул. Однако это представление сталкивалось с мно­гочисленными противоречиями и его возможностей недос­тавало даже для задач описания многообразия психических явлений. В связи с этим появилось понятие «промежуточные переменные», а причинная зависимость между внешним из­менением и его последствиями утратила прежнюю жест­кость. Ситуация, связанная с введением «промежуточных переменных», позволила сторонникам поведенческих кон­цепций широко использовать идеи, обоснованные к тому времени в рамках других психологических школ, и в конеч­ном счете перевести идею линейной детерминации в русло детерминации вероятностной.

И.М.Сеченов утверждал по отношению к психическим явлениям принцип причинности, отмечая при этом, что че­ловек отличается чрезвычайным разнообразием действий при одинаковых внешне условиях (Сеченов, 1953. С.431). Он считал, что внешние события действуют только через по­средство психологических характеристик человека, которые являются наряду с внешними обстоятельствами значимыми факторами изменений. В то же время И.М. Сеченов призна­вал первичность внешних факторов изменений субъектив­ной реальности, отмечая, что «предметный мир существовал и будет существовать по отношению к каждому человеку раньше его мысли; следовательно первичным фактором в развитии последней всегда был и будет для нас внешний

Психология тренинга _____________33

мир с его предметными связями и отношениями» (Там же. С31).

А.А. Ухтомский ввел понятие доминанты, как детер­минанты жизнедеятельности, причем он считал, что доми­нанта объясняет принципиально новые формы мотивации, в отличие от представлений о. преимущественном стремлении организма к сохранению своей стабильности в противовес возмущающим воздействиям "среды. Он писал: «Я рискнул в свое время предложить вниманию исследователей учение о доминанте потому, что самому мне она объясняла многое в загадочной изменчивости рефлекторного поведения людей и животных при неуловимо мало изменяющейся среде и об­ратно: повторение одного и того же образа действий при совершенно новых текущих условиях» (Ухтомский, 1950. С.125).

К детерминантам индивидуального развития, в наи­большей степени влияющим на изменчивость «мозговых функций» Б.Г.Ананьев относит условия существования в среде обитания и характер воспитания и деятельности чело­века (Ананьев, 1980. С.64-65).

Изменения, происходящие на личностном уровне пси­хического, рассматриваются как трансформации форм связи индивидных психических свойств с общественным целым, способов освоения системы человеческих отношений в об­щении и профессиональной деятельности. В процессе фор­мирования личности происходит отражение социальной среды в индивидуальном сознании, освоение социальных ролей, создание различных форм общественной и профес­сиональной жизни.

С.Л. Рубинштейн, признавая, что все в психологии формирующейся личности обусловлено внешне, определил, что внешние факторы действуют через внутренние условия, которые формируясь под воздействием внешних «не явля­ются... их механической проекцией» (Рубинштейн, 1946. С.315-316). Идея опосредствования внешних влияний сово­купностью внутренних причин (особенностями протекания психических процессов, мотивационными структурами и т.п.) основывается на принципе активности психики как оп­позиционном принципу реактивности.

34 _____________________ Макшанов СИ. ____________________

Принцип активности разрабатывался в отечественной психологии, в его содержание включены положения о при­страстности, активности психического отражения, результа­ты которого опосредуют деятельность субъекта. В работах С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Н.А. Бернштейна, П.Я. Гальперина исследуется зависимость познавательных про­цессов от различных ценностей, установок, эмоциональных состояний, определяющих избирательность и направлен­ность деятельности субъекта. А.Н.Леонтъев, рассуждая о субъективности образа, включает в это понятие идею при­страстности субъекта, определяющей развертывание многих психических феноменов, отмечая, что сама эта пристраст­ность объективно детерминирована (Леонтьев, 1977, С.55-56).

Таким образом, идея взаимодействия внутренних и внешних факторов детерминации изменений на различных уровнях существенно расширяет видение причинного харак­тера трансформаций психологических явлений, не отменяя вместе с тем гомеостатическое представление причинности в рефлексологических концепциях, а показывая его ограниче­ния и области адекватности. Формулировка А.Н. Леонтье­ва: «...Внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым себя изменяет... в соотношении с в принципе неогра­ниченными динамизирующими поведение человека потреб­ностями, дает возможность ориентации в диапазоне изме­нений от появления простейших навыков до глубинных личностных трансформаций» (Там же. С.56). Как пишет С.Л.Рубинштейн: «Своими действиями я непрерывно взры­ваю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя» (Рубинштейн, 1957. С.334).

Б.Ф.Ломов обосновал принцип смены детерминант развития, согласно которому свойственная ранним стадиям онтогенеза ведущая роль биологических факторов сменяет­ся затем доминированием социальных. Отмечая, что психи­ческие явления формируются, развиваются и проявляются в процессе деятельности и общения, он пишет об их принад­лежности субъекту, общественному индивиду - личности. Отмечая при этом, что «детерминистское понимание психи-

Психология тренинга 35

ческих явлений не сводится к объяснению отдельных эффек­тов, возникающих в данный момент и в данных условиях под влиянием каких-либо локальных, эпизодических взаи­модействий. Оно требует исследования развития явлений (и их систем), в ходе которого возникают качественно новые свойства. При этом имеются в виду как детерминация раз­вития, так и развитие детерминации» (Ломов,1984. С.100).

Человек и группа - это динамические системы, изме­нение которых определяется рядом факторов:

Внешние факторы Внутренние факторы
регулярные случайные регулярные случайные
       

К факторам, детерминирующим изменение динамиче­ских систем, относятся:

- актуальные, прошлые и ожидаемые состояния (желательные и нежелательные) самих систем;

- актуальные и прогнозируемые состояния внешней

среды;

- целенаправленные воздействия, вырабатываемые

самой системой (процессы саморегуляции);

- случайные внутрисистемные процессы;

- целенаправленные процессы во внешней среде,

макросистеме;

- случайные процессы во внешней среде.

В целом проблема объективных и субъективных фак­торов, детерминирующих изменения, широко представлена в философском и психологическом знании. В философии это проблема свободы и воли, соотношения общественного и индивидуального, в психологии - проблема соотношения среды и наследственности, «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в детерминации пове­дения личности, внутренняя и внешняя детерминация лич­ности. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации изменений приводят многочис-

36_______МакшановС.И.

ленные аргументы в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно получить представление о законо­мерностях жизни личности.

Нативистские установки опираются на представления, поддерживающие концепцию «наследственности», согласно которой масштаб и характер происходящих изменений че­ловека определяется врожденными задатками. Несмотря на сохраняющуюся по сей день оппозицию между «внешней» и. «внутренней» детерминацией изменений, следует отметить, что речь идет об установлении приоритетов, а не об отри­цании какого-либо из факторов. Иными словами, измене­ния определяются взаимодействием факторов: индивидуаль­ными особенностями личности и группы с актуальной си­туацией, средой и наследственностью (Асмолов,1990). По мнению Э.Фромма, человек является не суммой врожден­ных, биологически закрепленных побуждений, и слепком с матрицы социальных условий, а продуктом исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными меха­низмами и законами, а экономические, психологические и идеологические факторы взаимодействуют между собой следующим образом: человек реагирует на изменение внеш­ней обстановки тем, что изменяется сам, а эти психологиче­ские факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономического и социального процесса (Фромм, 1986).

Рассмотрим внешние и внутренние факторы, детерми­нирующие изменения психологических феноменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: