1.2.1. Общий подход к проблеме детерминации психического
Рассмотрение изменений психических явлений с детерминистских позиций предполагает, что психика, психологические феномены имеют системную природу, следовательно, речь идет именно об анализе системной детерминации, включающей определение всего многообразия связей и отношений структур психики и внешних обстоятельств.
Идея системной детерминации применима ко всем вариантам изменений: стихийному развитию психики (созреванию); изменениям как результатам обучения, воспитания, формирования психических феноменов под руководством других людей, где изменение имеет конечной целью воплощение представлений, принятых в данный момент в обществе, группе или другим человеком как целесообраз-
32 МакшановС.И.
ные; а также к изменениям, связанным с созидательной активностью человека по отношению к самому себе.
Проблема прояснения детерминации изменений эволюционировала в направлении от линейного детерминизма к системному.
|
|
Представления о реактивной и пассивной природе человека лежат в основе теорий, ориентированных на механическую, линейную детерминацию развития психики и психических явлений. Наиболее полно линейный детерминизм представлен в концепциях ортодоксального бихевиоризма, согласно которым любое изменение поведения, а следовательно и последующая интериоризация его результатов имеют своей причиной вполне определенное внешнее событие - стимул. Однако это представление сталкивалось с многочисленными противоречиями и его возможностей недоставало даже для задач описания многообразия психических явлений. В связи с этим появилось понятие «промежуточные переменные», а причинная зависимость между внешним изменением и его последствиями утратила прежнюю жесткость. Ситуация, связанная с введением «промежуточных переменных», позволила сторонникам поведенческих концепций широко использовать идеи, обоснованные к тому времени в рамках других психологических школ, и в конечном счете перевести идею линейной детерминации в русло детерминации вероятностной.
И.М.Сеченов утверждал по отношению к психическим явлениям принцип причинности, отмечая при этом, что человек отличается чрезвычайным разнообразием действий при одинаковых внешне условиях (Сеченов, 1953. С.431). Он считал, что внешние события действуют только через посредство психологических характеристик человека, которые являются наряду с внешними обстоятельствами значимыми факторами изменений. В то же время И.М. Сеченов признавал первичность внешних факторов изменений субъективной реальности, отмечая, что «предметный мир существовал и будет существовать по отношению к каждому человеку раньше его мысли; следовательно первичным фактором в развитии последней всегда был и будет для нас внешний
|
|
Психология тренинга _____________33
мир с его предметными связями и отношениями» (Там же. С31).
А.А. Ухтомский ввел понятие доминанты, как детерминанты жизнедеятельности, причем он считал, что доминанта объясняет принципиально новые формы мотивации, в отличие от представлений о. преимущественном стремлении организма к сохранению своей стабильности в противовес возмущающим воздействиям "среды. Он писал: «Я рискнул в свое время предложить вниманию исследователей учение о доминанте потому, что самому мне она объясняла многое в загадочной изменчивости рефлекторного поведения людей и животных при неуловимо мало изменяющейся среде и обратно: повторение одного и того же образа действий при совершенно новых текущих условиях» (Ухтомский, 1950. С.125).
К детерминантам индивидуального развития, в наибольшей степени влияющим на изменчивость «мозговых функций» Б.Г.Ананьев относит условия существования в среде обитания и характер воспитания и деятельности человека (Ананьев, 1980. С.64-65).
Изменения, происходящие на личностном уровне психического, рассматриваются как трансформации форм связи индивидных психических свойств с общественным целым, способов освоения системы человеческих отношений в общении и профессиональной деятельности. В процессе формирования личности происходит отражение социальной среды в индивидуальном сознании, освоение социальных ролей, создание различных форм общественной и профессиональной жизни.
С.Л. Рубинштейн, признавая, что все в психологии формирующейся личности обусловлено внешне, определил, что внешние факторы действуют через внутренние условия, которые формируясь под воздействием внешних «не являются... их механической проекцией» (Рубинштейн, 1946. С.315-316). Идея опосредствования внешних влияний совокупностью внутренних причин (особенностями протекания психических процессов, мотивационными структурами и т.п.) основывается на принципе активности психики как оппозиционном принципу реактивности.
34 _____________________ Макшанов СИ. ____________________
Принцип активности разрабатывался в отечественной психологии, в его содержание включены положения о пристрастности, активности психического отражения, результаты которого опосредуют деятельность субъекта. В работах С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Н.А. Бернштейна, П.Я. Гальперина исследуется зависимость познавательных процессов от различных ценностей, установок, эмоциональных состояний, определяющих избирательность и направленность деятельности субъекта. А.Н.Леонтъев, рассуждая о субъективности образа, включает в это понятие идею пристрастности субъекта, определяющей развертывание многих психических феноменов, отмечая, что сама эта пристрастность объективно детерминирована (Леонтьев, 1977, С.55-56).
Таким образом, идея взаимодействия внутренних и внешних факторов детерминации изменений на различных уровнях существенно расширяет видение причинного характера трансформаций психологических явлений, не отменяя вместе с тем гомеостатическое представление причинности в рефлексологических концепциях, а показывая его ограничения и области адекватности. Формулировка А.Н. Леонтьева: «...Внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым себя изменяет... в соотношении с в принципе неограниченными динамизирующими поведение человека потребностями, дает возможность ориентации в диапазоне изменений от появления простейших навыков до глубинных личностных трансформаций» (Там же. С.56). Как пишет С.Л.Рубинштейн: «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя» (Рубинштейн, 1957. С.334).
|
|
Б.Ф.Ломов обосновал принцип смены детерминант развития, согласно которому свойственная ранним стадиям онтогенеза ведущая роль биологических факторов сменяется затем доминированием социальных. Отмечая, что психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессе деятельности и общения, он пишет об их принадлежности субъекту, общественному индивиду - личности. Отмечая при этом, что «детерминистское понимание психи-
Психология тренинга 35
ческих явлений не сводится к объяснению отдельных эффектов, возникающих в данный момент и в данных условиях под влиянием каких-либо локальных, эпизодических взаимодействий. Оно требует исследования развития явлений (и их систем), в ходе которого возникают качественно новые свойства. При этом имеются в виду как детерминация развития, так и развитие детерминации» (Ломов,1984. С.100).
Человек и группа - это динамические системы, изменение которых определяется рядом факторов:
Внешние факторы | Внутренние факторы | ||
регулярные | случайные | регулярные | случайные |
К факторам, детерминирующим изменение динамических систем, относятся:
- актуальные, прошлые и ожидаемые состояния (желательные и нежелательные) самих систем;
- актуальные и прогнозируемые состояния внешней
среды;
- целенаправленные воздействия, вырабатываемые
самой системой (процессы саморегуляции);
- случайные внутрисистемные процессы;
- целенаправленные процессы во внешней среде,
макросистеме;
- случайные процессы во внешней среде.
В целом проблема объективных и субъективных факторов, детерминирующих изменения, широко представлена в философском и психологическом знании. В философии это проблема свободы и воли, соотношения общественного и индивидуального, в психологии - проблема соотношения среды и наследственности, «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в детерминации поведения личности, внутренняя и внешняя детерминация личности. Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации изменений приводят многочис-
|
|
36_______МакшановС.И.
ленные аргументы в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно получить представление о закономерностях жизни личности.
Нативистские установки опираются на представления, поддерживающие концепцию «наследственности», согласно которой масштаб и характер происходящих изменений человека определяется врожденными задатками. Несмотря на сохраняющуюся по сей день оппозицию между «внешней» и. «внутренней» детерминацией изменений, следует отметить, что речь идет об установлении приоритетов, а не об отрицании какого-либо из факторов. Иными словами, изменения определяются взаимодействием факторов: индивидуальными особенностями личности и группы с актуальной ситуацией, средой и наследственностью (Асмолов,1990). По мнению Э.Фромма, человек является не суммой врожденных, биологически закрепленных побуждений, и слепком с матрицы социальных условий, а продуктом исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами, а экономические, психологические и идеологические факторы взаимодействуют между собой следующим образом: человек реагирует на изменение внешней обстановки тем, что изменяется сам, а эти психологические факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономического и социального процесса (Фромм, 1986).
Рассмотрим внешние и внутренние факторы, детерминирующие изменения психологических феноменов.