Проблемы политического и социально-экономического развития СССР в 70–80-е годы ХХ в

Теоретической основой политической системы, стал курс на "возрастание руководящей роли партии. Возникла ситуация, когда для занятия любой руководящей должности, для любого продвижения по служебной лестнице, необходимо было иметь билет- члена КПСС.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1978 г. - конституции союзных республик. В этих конституциях законодательно укреплялась руководящая роль Коммунистической партии. Существование других партий конституцией не предусматривалось.
Рядовые коммунисты практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе, решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей "от отца к сыну"), ставшая, руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.
В середине 70-х гг. в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 г. он совместил пост генсека, с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство.

В самых высших кругах распространялись взяточничество и коррупция.

Рост правящего номенклатурного слоя, исповедующего двойную мораль, усиление административных методов управления вызвало к жизни движение диссидентов (инакомыслящих), выступивших с критикой политической системы, в защиту прав человека.
Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления:
1. Марксистское - считали, что все недостатки общественно-политической системы проистекают из сталинизма, являются результатом искажения основных марксистско - ленинских положений. Ставили задачу "очищения социализма».
2. Либерально - демократическое (А.Д. Сахаров) - проповедовали принцип "конвергенции, сближения и последующего слияния двух систем. Необходимо взять все лучшее, что есть в плановой и рыночной экономике, в политических и в социальных системах Запада и Востока.

3. Национал - патриотическое (А.И. Солженицын) - выступали со славянофильских позиций. Считали, что марксизм и революция - совершенно чужды русскому народу. Образцом для России полагали государственное устройство, существовавшее даже не до октября, а до февраля 1917 г.
С 1975 г. начался следующий этап диссидентского движения, который можно назвать "хельсинкским». Участники его ставили задачу, следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 г. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. Для борьбы с правозащитным движением, было создано пятое Главное управление КГБ. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 г. диссидентское движение было разгромлено.
В сентябре1965 года проведена реформа управления промышленностью. Была принята новая система "планирования и экономического стимулирования». С одной стороны, ликвидировались совнархозы и вновь возрождались отраслевые министерства. С другой стороны, значительно расширялись права самих предприятий, возрастала их экономическая самостоятельность.
В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Повышалась роль экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался твердый план государственных закупок, вводилась 50-процентная надбавка к основной цене за сверхплановую продукцию). Несколько, расширялась самостоятельность колхозов и совхозов. Резко увеличились капитальные вложения в развитие сельского хозяйства.
Эти реформы дали положительный эффект, но кардинального улучшения не произошло. Основной причиной неудачи реформ стало излишняя централизация управления, сопротивление самой административно бюрократической системы.
С одной стороны экономическое развитие СССР было достаточно устойчивым. Советский Союз опережал США и страны Западной Европы по таким показателям, как добыча угля и железной руды, нефти, цемента, производству тракторов, комбайнов. Но что касается качественных факторов, то здесь отставание было налицо. Наблюдалось падение темпов экономического развития. Советская экономика стала невосприимчивой к инновациям, очень медленно осваивала достижения науки и техники.

Начинается период, вошедший в историю, как период разрядки международной напряженности.
В 70-е годы был подписан ряд соглашений, понизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку (1972 г.- Договор между СССР и США «об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)»; Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г.- Соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г.- договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др.).
Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией, в 1971 г.- четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии, Франции по Западному Берлину. Тем самым, был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.
Неоднозначно, развивались отношения и с социалистическими странами. В 1969 г., отношения СССР с Китайской Народной Республикой обострились до такой степени. что это привело к вооруженным столкновениям на границе.
В конце 60-х годов правительство Чехословакии, взявшее курс на последовательное внедрение элементов рыночной экономики, пошло по этому пути значительно дальше, чем позволяли рамки "социалистического пути развития». Это вызвало резкое недовольство руководства СССР. В 1968 г. в Чехословакию были введены объединенные вооруженные силы Варшавского Договора.
Начало резкому обострению международной обстановки, положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г., для оказания интернациональной помощи афганской революции. Это решение было воспринято на Западе, как отказ от разрядки.

В условиях усиления противостояния двух социально-экономических систем: капиталистической и социалистической. Президент США Рейган взял курс на жесткую конфронтацию с СССР. Гонка вооружений в СССР и США - набирала новый виток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: