ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА
Поскольку основная задача системы контроллинга – анализировать информацию, то можно сказать, что основной ресурс для проведения данной работы – люди (сотрудники конкретной организации). Да, именно сотрудники организации, так как они должны постоянно находиться в компании, знать ситуацию, в которой находится организация в конкретный момент времени, регулярно получать и анализировать всю поступающую к ним информацию.
Итак, для организации работы службы контроллинга необходимы аналитики (специалисты) для того, чтобы исследовать, в первую очередь, горизонтальные связи между подсистемами системы менеджмента и вертикальные связи между подсистемами и элементами системы менеджмента. Вернее сказать, исследовать потоки информации между ними.
Служба контроллинга входит наряду с бухгалтерией, финансовым отделом, планово-экономическим отделом в состав финансово-экономических служб предприятия.
Поскольку основная функция контроллинга на предприятии – анализ и управление затратами и прибылью, служба контроллинга должна иметь возможность получать всю необходимую ей информацию и претворять ее в рекомендации для принятия управленческих решений высшими руководителями предприятия.
ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА:
· содействие принятию решений при разработке и утверждении текущих планов;
· консультирование и самостоятельное проведение специальных экономических исследований;
· координация планов по всем уровням;
· контроль прибыли в рамках текущих планово-контрольных расчетов и содействие в проведении контрольных проверок;
· подготовка сводок плановых и контрольных показателей для руководителей и специалистов подразделений, участвующих в процессе планирования и контроля;
· принятие решений относительно характеристик систем, методов и организации управления и планирования на предприятиях.
При создании службы контроллинга на предприятии необходимо учитывать следующие основные требования:
1. Служба контроллинга должна иметь возможность получать необходимую ей информацию из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения.
2. Служба контроллинга должна иметь возможность и полномочия организовывать с помощью других экономических служб сбор дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово-экономических служб.
3. Служба контроллинга должна иметь возможность внедрять новые процедуры сбора аналитической информации на постоянной основе. Вопрос о выплате компенсации сотрудникам других служб за увеличение нагрузки должны решать руководители, для которых предназначена информация службы контроллинга.
4. Служба контроллинга должна иметь возможность быстро доводить информацию до сведения высшего руководства предприятия.
5. Служба контроллинга должна быть независимой от той или иной финансово-экономической службы.
Существует несколько вариантов построения службы контроллинга:
- создание временной группы контроллинга из представителей нескольких отделов;
- создание службы контроллинга;
- создание подразделения в составе планово – экономического отдела (ПЭО).
СРАВНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
| Задачи службы контроллинга | Служба контроллинга | Подразделение в составе планово – экономического отдела (ПЭО) | Временная группа контроллинга из представителей нескольких отделов | |||
| плюсы | минусы | плюсы | минусы | плюсы | минусы | |
| 1. Создание системы сбора оперативной информации | Сбор информации происходит быстро | Вторжение на территорию ПЭО (конфликт интересов ПЭО и отдела контроллинга) | Отсутствие конфликта интересов ПЭО и отдела контроллинга | Традиционное мышление сотрудников ПЭО может тормозить контроллинговую деятельность | Работа идет медленно, стимулируется только через приказы финансового директора | |
| 2. Аналитические отчеты по затратам для руководителей | Составление качественных полезных отчетов | Анализ ПЭО становится ненужным | Составление качественных полезных отчетов | Отсутствует альтернативная точка зрения, выводы только ПЭО | Отчеты высокого качества, работает команда специалистов из разных отделов | Трудно спросить за сроки составления отчетов |
| 3. Увеличение степени детализации информации о затратах | Сбор данных осуществляется относительно быстро | ПЭО может не захотеть переходить на новую систему | ПЭО может не захотеть переходить на новую систему | Выполнение работы только через приказы финансового директора, медленно | ||
| 4. Рекомендации по ценообразованию, видам продукции и услуг | Получение качественных результатов | Другие службы (в частности, ПЭО) могут отказаться представлять необходимые данные | Получение качественных результатов | Ценные рекомендации специалистов из разных отделов | Игнорирование подразделениями рекомендаций группы | |
| 5. Анализ документооборота | Отдел контроллинга — центр анализа документооборота | Группа контроллинга — центр анализа документооборота | Эта работа может отойти на второй план, так как у ПЭО много других дел | Неясна ответственность за поддержание схем документооборота в актуальном состоянии | ||
| 6. Совершенствование документооборота | Совершенствование документооборота на системной основе | Значительное совершенствование процесса планирования (другие отделы доверят ПЭО) | Команда специалистов из разных отделов может усовершенствовать документооборот | Специалисты временной группы отвлекаются на выполнение текущей работы; сложно спросить за результаты | ||
| 7. Помощь в постановке задачи автоматизации финансово-хозяйственной деятельности | Ответственность за постановку задачи для отдела автоматизации | Ответственность за постановку задачи для отдела автоматизации | Бухгалтерия может не допустить группу в область своей деятельности | Помощь отделу автоматизации по всем направлениям работы | Отсутствие регулярной ответственной работы, отсутствие индивидуальной ответственности | |
| 8. Методические указания по экономическому анализу и оценке инвестиционных проектов | Составление указаний на системной основе | Составление методических указаний на системной основе | Проблемы с координацией расчетов и сбором данных | |||
| Общие (качественные) характеристики работы | ||||||
| 1. Желание работать | Есть чувство перспективы, возможность влиять на решения руководителей | Возможно пассивное отношение к работе | Нестрашно предлагать оригинальные решения, застрахованы высоким статусом ПЭО | Начальник ПЭО может отсечь информацию, с которой он не согласен | Из-за отсутствия четкого статуса в группе не будет большой активности | |
| 2. Возможность спросить за выполненную или невыполненную работу | Можно спросить за выполненную работу по заранее составленному плану | Можно спросить с начальника ПЭО | Сотрудники привлекаются для текущей работы, что служит оправданием невыполнения контроллинговой работы | Практически невозможно спросить с группы за невыполненную работу, оправдание — выполнение текущей работы | ||
| 3. Взаимоотношения с начальниками других отделов | Отдел будет не ниже по статусу, чем другие | Начальники других отделов могут отказываться предоставлять необходимую информацию отделу контроллинга | Общаться можно только через начальника ПЭО. Другие отделы будут считать, что ПЭО «отбирает» их работу | Конфликт интересов: начальники отделов хотят, чтобы выполняли текущую работу, финансовый директор — стратегическую | ||
| 4. Скорость достижения целей службы контроллинга | Относительно быстро | Есть угроза противодействия со стороны ПЭО, так как ставится под вопрос существование самого ПЭО | Можно пользоваться уже имеющимся потенциалом ПЭО | Стратегические задачи тормозятся привлечением к текущей работе сотрудников группы | Наиболее медленный вариант, есть угроза не достичь целей |