Вопросы организации контроллинга:
· В каком звене организационной структуры должны быть сосредоточены и выполняться задачи контроллинга?
· Каким будет круг задач отдела контроллинга? Как задачи контроллинга интегрируются с задачами других подразделений предприятия?
· Какие полномочия по принятию решений имеет контроллер?
· Какие подразделения других уровней воздействуют на работу отдела контроллинга?
· Какова последовательность процессов контроллинга?
Предпосылки, учитываемые при организации службы контроллинга:
• предпочтение простых структур, в отличие от сложных, матричных;
• согласование целей, управление целями и достижение целей в соответствии с избранной стратегией координируются только на первом уровне управления;
• контроллер нуждается в получении информации об экономических взаимосвязях и резервах;
• служба контроллинга самостоятельна, независима и нейтральна по отношению к уровням управления, на которых принимаются решения.
Организация централизованной службы контроллинга
|
|
Председатель правления предприятия -> Главный контроллер -> Служба контроллинга с учетом и планированием
Учет: учет затрат, калькулирование, статистика, отчетность
Планирование: стратегическое, оперативное, инвестиционное.
Член правления предприятия, ответственный за сектор Контроллинг и финансы:
· Служба контроллинга с учетом и планированием
Учет: учет затрат, калькулирование, статистика, отчетность
Планирование: стратегическое, оперативное, инвестиционное.
· Служба информации: Организация, Программирование, Справочная служба
· Служба капитала: Финансы, Балансы, Налоги, Валютные операции
Варианты организации децентрализованной (линейной) службы контроллинга. Недостатки и преимущества различных схем линейной службы
Преимущества линейной структуры:
· четкая система взаимных связей функций и подразделений;
· четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
· ясно выраженная ответственность;
· быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
· отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
· тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
· малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
|
|
· критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
· тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
· большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
· перегрузка управленцев верхнего уровня;
· повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.