1.1. Введение безотметочной системы оценивания на уроках физической культуры направлено на осуществление гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся (проявление гуманистического подхода мы видим в том, что приоритет в оценивании отдаётся сформированности способов деятельности, а не выполнению нормативов, результат в которых определяется врождёнными физическими задатками), создание организационно педагогических условий для развития творческих способностей учащихся, воспитания культуры, здоровья, способности самостоятельной деятельности учащихся, способности к самоизменению и самосовершенствованию.
1.2. Безотметочное оценивание – это новая система контроля и самоконтроля учебных достижений школьников, основанная на гуманистических принципах и построенная с учётом современных требований к оценочной деятельности ученика и учителя. Она предлагает отказ от пятибалльной отметки как формы количественного выражения результата оценочной деятельности учителя. Новая система оценивания стимулирует учащегося, ориентирует его на успех.
|
|
Конечная цель безотметочного оценивания заключается в создании условий для развития самостоятельности школьника в области физической культуры. Контроль и самоконтроль должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень его развития.
1.3. Основными принципами системы оценивания являются:
· Гуманизм
Признание права выбора критериев оценки и самооценки за педагогом и школьником. Отказ от травмирующих психику ребёнка форм оценок.
· Критериальность
Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.
· Приоритет способам деятельности (умение ставить проблему, цель, умение определять критерии оценки двигательного действия и оценивать его, подбирать упражнения для отработки элементов, вырабатывать программу физического совершенствования).
Самооценка (взаимооценка) ученика предшествует оценке учителя, для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух оценок – учащихся и учителя.
· Естественность процесса контроля и оценки.
Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
· Доступности
· Форма оценки должна быть понятной ученику и родителю.
Основными видами контроля являются:
стартовый контроль, позволяющий определить уровень готовности учащихся к освоению двигательных действий и уровень остаточных знаний учащихся за предыдущий год обучения;
|
|
текущий контроль, т.е. за усвоением знаний, умений, навыков учащихся, за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения учебных операций и развитием учащихся;
тематический контроль, определяющий качество усвоения той или иной темы и динамику продвижения в развитии учащихся;
итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии со стандартом и уровень развития школьника.
Основной функцией контроля и самоконтроля является определение учеником границ своего знания-незнания и осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.