Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
Основные вопросы
1. Функционализм в американской психологии (У. Джемс).
2. Идеалистическая психология в дореволюционной России
(Л.М. Лопатин. Г.И. Челпанов и др.).
3. Материалистическая линия в психологии России
(В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и др.)
Дополнительные вопросы и задания
1. Можно ли считать У. Джемса – предтечей функциональной психологии? Ответ обоснуйте.
2. В чем отличие взглядов на сознание У. Джемса и В. Вундта?
3. Каких аспектов сознания касались исследования функционалистов?
4. Расскажите, в чем заключался протест против психологии В. Вундта и структурализма Э. Титченера.
5. Какой вклад в развитие психологии внесли представители идеалистической линии (Л.М. Лопатин, Г.И. Челпанов и др.)?
6. Опишите эксперименты И.П. Павлова по изучению условных рефлексов. Обсудите и оцените первоначальную ориентацию И.П. Павлова на психические переживания, его попытки контролировать внешние влияния.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 4; 6; 8; 9; 10; доп.: 15; 26; 38]
2. Законспектируйте:
1) Соколова, Е.Е. Диалог 6. «Объективная психология» В.М. Бехтере ва // Е.Е. Соколова // Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл,1995. – С. 242–252.
2) Ярошевский, М.Г. К.Д. Кавелин // М.Г. Ярошевский // История психологии от античности до середины 20 века: учеб. пособие – М.: Академия, 1997. – С. 316–318.
3) Марцинковская, Т.Д. Г.И. Челпанов // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 465–470.
4) Марцинковская, Т.Д. И.П. Павлов // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 481–483.
3. Составьте кроссворд по вопросам темы.
4. Заполните таблицу:
Табл. 20
Представитель | Проблематика | Значение идей автора для развития психологии |