Государственная регистрация субъектов хозяйствования

Согласно п.1 ст. 47 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

В целях упорядочения государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, индивидуальных предпринимателей и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь в Республике Беларусь Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 утверждено и действует Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение о регистрации). Согласно п. 5 указанного Положения деятельность субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается: без государственной регистрации; если государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных данных, представленных собственниками имущества (учредителями, участниками) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем в регистрирующие органы; в случае осуществления ими видов деятельности, не указанных в учредительных документах, свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, если указание таких видов деятельности предусмотрено актами законодательства, либо о начале осуществления которых субъекты хозяйствования не уведомили соответствующие регистрирующие и налоговые органы в порядке, предусмотренном Положением о регистрации; при осуществлении производственной деятельности (выполнении работ, оказании услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, без перевода этого помещения в нежилое в порядке, установленном законодательством. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке.

Положением о регистрации устанавливаются порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, а именно хозяйственных товариществ и обществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – коммерческие организации); ассоциаций (союзов) – объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, потребительских кооперативов, торгово—промышленных палат, учреждений, товариществ собственников (далее – некоммерческие организации); граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – и п); а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства о государственной регистрации и п.

Нормы данного Положения не применяются при регистрации и ликвидации религиозных организаций, а также политических партий и других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), республиканских государственно—общественных объединений, фондов, регистрация и ликвидация которых регулируются иными актами законодательства.

Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) потребительских обществ и их союзов, банков, небанковских кредитно—финансовых организаций, страховых организаций (в том числе обществ взаимного страхования, страховых брокеров, объединений страховщиков), открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах, государственных объединений, в том числе объединений юридических лиц, созданных по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, регулируются Положением о регистрации с учетом особенностей, установленных законодательством для государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) соответствующих субъектов хозяйствования.

Государственная регистрация осуществляется следующими р е г и с т р и р у ю щ и м и о р г а н а м и:

- облисполкомами (Минским горисполкомом) — коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

- Национальным банком — банков и небанковских кредитно—финансовых организаций;

- Министерством финансов — страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

- Министерством юстиции — торгово—промышленных палат;

- администрациями свободных экономических зон — коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно—финансовых организаций, страховых организаций;

- облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами — субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором—пятом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы — соответствующим администрациям районов в городах.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют не только государственную регистрацию субъектов хозяйствования; но и проверку учредительных документов, а также изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы (свидетельства о государственной регистрации) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на их соответствие актам законодательства; представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также исключения их из этого регистра; систематизацию и хранение данных о государственной регистрации субъектов хозяйствования; взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь; ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования путем принятия соответствующих решений; создание ликвидационной комиссии и назначение ее председателя или ликвидатора; публикацию данных о ликвидированных (прекративших деятельность) в установленном порядке субъектах хозяйствования; иные функции, связанные с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

За государственную регистрацию взимается р е г и с т р а ц и о н н ы й с б о р. К примеру, за государственную регистрацию создаваемых (реорганизуемых) коммерческих организаций (за исключением коммерческих организаций, в которых будет использоваться труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников)—инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств) – в сумме, эквивалентной 60 евро; индивидуальных предпринимателей, – в сумме, эквивалентной 6 евро; создаваемых (реорганизуемых) коммерческих организаций, в которых будет использоваться труд учащихся, коммерческих организаций, в которых число учредителей (участников)—инвалидов превышает 50 процентов, коммерческих организаций, создаваемых организациями ветеранов, обществами инвалидов, а также сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств — в сумме, эквивалентной 9 евро и др.

Размер регистрационного сбора за государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой одними и теми же учредителями, кроме коммерческих организаций, создаваемых для осуществления производственной деятельности, увеличивается на 20 процентов.

Не взимается регистрационный сбор за государственную регистрацию: государственных объединений; коммерческих организаций, создаваемых в виде открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности; изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в случае изменения законодательства, согласно которому требуется изменение или дополнение этих учредительных документов либо свидетельств; индивидуальных предпринимателей — граждан из числа безработных, состоящих на учете в государственной службе занятости, учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, профессионально—технических, средних специальных и студентов высших учебных заведений дневной формы обучения, а также выпускников указанных учебных заведений в течение года после их окончания.

При отказе в государственной регистрации лицу, уплатившему за нее регистрационный сбор, возвращается 50 процентов внесенной суммы.

При осуществлении государственной регистрации не допускается взимание иных платежей, кроме регистрационного сбора и государственной пошлины за выдачу удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации. Данные налоговые платежи направляются в доход республиканского и соответствующих местных бюджетов.

Для государственной регистрации коммерческих учредители представляют в регистрирующий орган с л е д у ю щ и е д о к у м е н т ы: заявление, оформленное в установленном порядке; анкету установленного образца на каждого учредителя — физическое лицо; копию решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение; учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется); документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно—правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд); документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации — физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ; легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны его учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) для учредителей — иностранных организаций; копию паспорта с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) для учредителей — иностранных физических лиц; гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения, а для частных унитарных предприятий, местонахождение которых предполагается в жилых помещениях – документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собственника имущества частного унитарного предприятия, справку о составе семьи, заявление о согласии всех совершеннолетних членов семьи на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия; платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора; эскизы печатей в двух экземплярах.

Учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия должен представить в регистрирующий орган заявление об отсутствии не исполненных в срок гражданско—правовых обязательств или документы, подтверждающие согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия.

Для государственной регистрации реорганизуемых коммерческих и некоммерческих организаций дополнительно представляются передаточный акт или разделительный баланс.

Объединения, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь подлежат государственной регистрации на основании представления в облисполкомы, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы по месту своего нахождения заявления, копий учредительных документов (по два экземпляра копий устава) и решения о создании объединения.

Для государственной регистрации и п в регистрирующий орган представляются с л е д у ю щ и е д о к у м е н т ы: заявление с указанием видов деятельности, которые будут осуществляться индивидуальным предпринимателем, если такое указание предусмотрено актами законодательства; анкета установленного образца; документы, содержащие сведения о трудовой деятельности (копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, копия пенсионного удостоверения, заверенная органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справка государственной службы занятости, если такие документы имеются); фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией; платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора.

Регистрирующий орган вправе запрашивать у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых коммерческих и некоммерческих организаций, а также о физических лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимые для решения вопроса о государственной регистрации.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в д в а д ц а т и д н е в н ы й с р о к со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов.

На основании представленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

На основании решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган в течение десяти рабочих дней: присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационный номер; выдает: свидетельство о государственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций ставится штамп регистрирующего органа; разрешение на право изготовления печатей; документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование; представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; сообщает в структурное подразделение по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов о произведенной государственной регистрации субъектов хозяйствования, занимающихся рекламной деятельностью, деятельностью модельных агентств, подготовкой моделей (демонстраторов одежды).

Порядок взаимодействия органов, осуществляющих государственную регистрацию субъектов хозяйствования с налоговыми органами, органами государственной статистики, органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием "Белгосстрах" и его обособленными подразделениями определяет Положениео порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2006 г. № 668 «О порядке взаимодействия регистрирующих органов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования»

Взаимодействие регистрирующих органов с субъектами учета осуществляется посредством обмена (в том числе в электронном виде) документами (информацией), необходимыми (необходимой) для осуществления функций, возложенных на регистрирующие органы и субъекты учета в отношении создаваемых субъектов хозяйствования.

Регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня государственной регистрации субъекта хозяйствования:

- оформляет информационную карту (документ, оформленный регистрирующим органом по формам, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 мая 2006 г. № 25/57/50/57 "Об утверждении форм информационной карты юридического лица и информационной карты индивидуального предпринимателя");

- уведомляет телефонограммой или посредством факсимильной связи с факса на факс налоговый орган о принятом решении по государственной регистрации субъекта хозяйствования и необходимости получения информационной карты в регистрирующем органе по каждому зарегистрированному субъекту хозяйствования.

В день получения сообщения о принятом решении о государственной регистрации субъекта хозяйствования и присвоенном УНП уполномоченные представители органа государственной статистики, органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах" и его обособленные подразделения получают в регистрирующем органе копию информационной карты по каждому зарегистрированному субъекту хозяйствования и не позднее трех рабочих дней с даты получения в регистрирующем органе копии информационной карты по зарегистрированному субъекту хозяйствования:

- осуществляют соответственно постановку на учет в статистический регистр, постановку на учет в качестве плательщика, регистрацию в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- предоставляют в регистрирующий орган для выдачи субъекту хозяйствования извещение плательщику, справку в банк с отрывным талоном "извещение банка", страховое свидетельство и справку для представления в банк с отрывным талоном "извещение банка";

- возвращают копию информационной карты с отметкой о произведенной постановке на учет, постановке на учет в качестве плательщика и регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Министерство юстиции вносит запись о включении субъектов хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения. Ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Министерством юстиции в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В порядке, определенном Правительством Республики Беларусь, руководителю зарегистрированного юридического лица выдается удостоверение.

О с н о в а н и я м и д л я о т к а з а в государственной регистрации являются следующие случаи:

1) коммерческая или некоммерческая организация расположена в жилом помещении (за исключением частного унитарного предприятия, создаваемого физическим лицом) без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;

2) на момент осуществления государственной регистрации уставный фонд:

- банков, небанковских кредитно—финансовых организаций, страховых организаций, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, за исключением государственных унитарных предприятий, сроки формирования минимального размера уставного фонда которых устанавливаются Правительством Республики Беларусь, не сформирован полностью;

- полных и коммандитных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью внесен менее чем наполовину;

- производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств внесен менее чем на 10 процентов.

3) учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия имеет не исполненные (не исполненное) в срок гражданско—правовые обязательства (обязательство), в том числе не возвращенную в срок сумму по кредитному договору (проценты на нее), при отсутствии согласия всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;

4) гражданин — собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой или некоммерческой организации имеет непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

5) в отношении одного из собственников имущества (учредителей) коммерческой или некоммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

6) на момент государственной регистрации не истек установленный судом срок ограничения предпринимательской деятельности гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;

7) в случае государственной регистрации коммерческой или некоммерческой организации будет установлен запрет на занятие предпринимательскими видами деятельности для собственника ее имущества (учредителя, участника);

8) на момент государственной регистрации собственник имущества (учредитель) коммерческой организации (за исключением реорганизации такой организации) или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя:

- имеет задолженность по заработной плате, платежам в бюджет и (или) в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды либо является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, имеющего такую задолженность;

- является собственником имущества (учредителем, участником, руководителем) юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен.

Государственные органы, в том числе местные исполнительные и распорядительные органы, и иные организации, имущество которых находится в государственной собственности, а также коммерческие организации, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), или иным не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими организациями, при наличии указанных обстоятельств, вправе создавать юридические лица с согласия органа, выступающего от имени собственника в отношении соответствующего имущества, являющегося государственной собственностью; 9) при реорганизации коммерческой или некоммерческой организации учредителями (участниками) либо органом, принявшим решение о реорганизации, регистрирующему органу не представлены наряду с учредительными документами передаточный акт или разделительный баланс либо в учредительных документах создаваемой организации отсутствуют положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Государственная регистрация создаваемых (реорганизуемых) субъектов хозяйствования, а также государственная регистрация изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы организаций (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), не допускаются в случае нарушения установленного законодательными актами порядка их образования или несоответствия учредительных документов законодательству, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: