double arrow

Тема 12 Государственное регулирование экономики


План:

1) Цели государственного регулирования национальной экономики.

2) Денежно-кредитное регулирование национальной экономики.

3) Государственный бюджет и его значение.

4) Налоговое регулирование

5) Антимонопольное регулирование

Опыт проведения рыночных реформ в большинстве случаев доказал, что рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Причин этому несколько:

Во-первых, уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: энергетического комплекса; железных дорог; социальной инфраструктуры и т.д.

Во-вторых, усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы. Формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д.

Экономическая политика государства – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы.

Государственное вмешательство в экономику является объективно-необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономика, или командно-административная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. В новых, рыночных условиях хозяйствования такая система оказалась малоэффективной.

В рыночной экономике перед правительством не стоит задачи непосредственной организации производства всех товаров и распределение всех ресурсов. В рыночном хозяйстве регулирующие функции государства имеют большое значение. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений. В целом, государство реализует политические, экономические и социальные принципы сообщества граждан страны. Оно активно участвует в формировании макро и микроэкономических процессов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Государственное регулирование экономики – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия Правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.




1) Цели государственного регулирования национальной экономики.

Генеральными целями государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Наряду с этим существует большое количество конкретных целей, без осуществления которых они не могут быть достигнуты. К таким целям относятся:

- Совершенствование структуры народного хозяйства;

- Выравнивание экономического цикла;

- Стабилизация денежного обращения;

- Развитие конкуренции;

- Внешнеэкономическое равновесие;

- Поддержание нормальной занятости;

- Стабильность цен;

- Обеспечение социального мира;

- Защита, улучшение окружающей среды и др.

Все эти цели взаимосвязаны. Цели бывают количественными – в абсолютных или относительных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек, или на 15%) и качественными (повышение национальной конкурентоспособности, улучшение уровня образования или снижение загрязнения окружающей среды).

По времени, необходимому для их достижения, цели могут быть краткосрочными (до одного года – стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), среднесрочными (3-5 лет – создание в стране производственных мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (свыше 5 лет).



Цели государственного регулирования экономики по их характеру можно разделить на следующие:

- Цели, направленные на сохранение существующего положения: поддержание нормальной занятости, стабильности денежного обращения; на отраслевом и региональном уровнях – поддержание попавших в тяжелое положение отрасли, района или крупной фирмы, от которой зависит положение в районе;

- Цели, стимулирующие прогрессивные процессы, происходящие в экономике, но которые желательно ускорить. Например, развитие отраслей высокой технологии, определенных научных исследований, заселение относительно менее развитых районов.

- Цели, направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности – стимулирование лизинга оборудования, создание принципиально новых энергетических установок;

- Цели нейтральные, косвенно влияющие на осуществление главных целей: создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом.

Часто одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая, т.е. одна цель будет предварительной по отношению к другой.

Конкретные частные цели могут служить опосредованными для достижения других, более высоких с точки зрения текущего момента целей.

Одна цель может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации.

Некоторые цели государственного регулирования экономики вступают между собой в противоречие, т.е. достижение одной цели может произойти только в ущерб другой. Так, например, борьба с инфляцией ведет к росту безработицы, и наоборот.

Существуют взаимоисключающие цели, не допускающие компромиссов между собой. Так поощрение централизации капитала и создание картелей исключает поддержание свободной конкуренции.

Задача специалистов – определить максимум положительного эффекта в период осуществления цели и минимум нежелательных последствий. Эти точки максимума положительного и минимума отрицательного эффекта и являются возможными границами государственного экономического регулирования.

2) Денежно-кредитное регулирование национальной экономики.

Экономический арсенал средств государственного регулирования подразделяется на денежно-кредитные и бюджетные. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики и одновременно его объектом является государственный сектор.

Осуществляют денежно-кредитное регулирование Министерство финансов, Центральный банк и другие правительственные учреждения.

Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, автономных округах и органы федерального казначейства составляют единую систему органов государственного управления финансами.

Основными задачами Министерства финансов являются:

- разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

- составление проекта и исполнение федерального бюджета;

- обеспечение устойчивых государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка.

- Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, целевое финансирование общегосударственных потребностей.

- Совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

- Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство экономики выполняет следующие функции:

- Анализ текущей хозяйственной ситуации;

- Обоснование перспективной социально-экономической политики, разработка макроэкономического прогноза и системы прогнозных финансовых балансов (национальных счетов).

- Участие в подготовке государственного бюджета и формировании кредитной политики;

- Формирование государственной инвестиционной политики;

- Участие в формировании региональной политики и выработка рекомендаций по ее осуществлению.

- Участие в разработке и реализации социальной политики с учетом экономических возможностей ее осуществления, и др.

Денежно-кредитные средства – это наиболее известные инструменты в истории регулирования рыночных отношений

Сущность государственного регулирования с помощью денежных инструментов заключается в количественном изменении предложения свободных денег и изменении «цены кредита» – процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. в формировании предложения кредитных средств. Все перечисленные средства оказывают прямое и косвенное воздействие на экономику.

Денежно-кредитные средства можно подразделить на следующие виды: эмиссия денег, изменения банковской учетной ставки, количественное ограничение кредита, изменения обязательных минимальных резервов в банках, операции государств на открытом рынке.

Эмиссия денег предназначена:

- для обеспечения экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования – это главная функция.

- Для покрытия дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников его покрытия нет

- Для оживления экономики путем вливания денежных средств, борьбы с ростом цен, сокращения этих вливаний – это регулирующая функция.

К функциям центрального банка относятся установление и изменение учетной ставки (дисконта) и ломбардного процента. Исторически банковский процент складывается под влиянием соотношения спроса и предложения ссудного капитала. Низкий уровень процентных ставок стимулирует спрос на кредиты и ведет к оживлению хозяйственной активности, высокий, наоборот, снижает ее.

Количественное ограничение кредита преследует те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводится частично административными средствами.

Количественные ограничения кредита – это установление предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и примет под залог ценные бумаги коммерческих банков.

Суть обязательных минимальных резервов состоит в том, что государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк периодически изменяет нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке направлены на изменение предложения ссудного капитала в стране путем скупки ценных бумаг центральным банком.

Указанные инструменты применяются в сочетании с бюджетными средствами государственного регулирования экономики.

3)Государственный бюджет и его значение.

Государственные финансы являются главным комплексным средством государственного регулирования экономики. Они состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВВП.

Основная часть доходов расходов осуществляется через государственный бюджет.

Доходная часть бюджета – это налоги и сборы. Они являются главными инструментами государственного регулирования.

Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

В зависимости от административно-территориального деления страны бюджеты бывают центральными, территориальными и местными. Между ними существуют сложные соотношения по части разделения доходов по видам поступлений и идоле в них отдельных бюджетов, перераспределения доходов центральным между отдельными территориями, а также распределения видов расходов между центральным и местным бюджетами. Такие отношения называют бюджетный федерализм.

Основные статьи бюджетных расходов: социальные услуги, расходы на военные, хозяйственные, административно-управленческие цели, а также платежи по государственному долгу.

Непосредственные расходы бюджета на хозяйственные цели осуществляются в виде государственных кредитов, субсидий и поручительств.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от относительных размеров расходуемых средств (их доли в ВВП), структуры и эффективности этих расходов. Особенно сложные проблемы возникают у государства в связи с ростом внешней задолженности. Чем большая доля поступлений от внешнеэкономической деятельности идет на платежи по долгам, тем труднее получать новые иностранные займы. Зависимость от иностранных кредитов подрывает национальный суверенитет страны.

Одной из самых сложных функций государственного регулирования экономики является нахождение оптимального сочетания инструментов регулирования для достижения конкретных целей.

4) Налоговое регулирование национальной экономики.

одним из основных элементов экономической политики является налоговая политика, которая проводится государством. Только налоговая политика определяет объем и структуру расходов государственного бюджета, затем - уточняет и устанавливает налоги, их ставки и льготы, вводит новые платежи, отменяет старые. Налоговая политика осуществляется государством посредством комплекса мер в области налогового регулирования. Налоговой политике необходимо обеспечить поступление денежных средств в государственный бюджет в целях реализации государством социальных, политических, экономических программ.

Государство не может существовать, не проводя эффективной налоговой политики. Развитие эффективной налоговой политики Республики Казахстан является одной из основных проблем современного государства, разработка которой требует решения очень сложных задач. Государство стремится любым путем и любыми способами, как можно более максимально пополнить свой бюджет. Государственный бюджет, являясь основным планом в области финансов, главным средством аккумулирования денежных ресурсов, дает политической власти возможность реально осуществлять властные полномочия, а государству — реальную политическую и экономическую власть

Участие государства в проведении налоговой политики, в регулировании экономики осуществляется с помощью налоговых инструментов, таких, как ставка налога, налоговая льгота, налоговая база и др. От результатов проводимой государством налоговой политики зависит и то, какие изменения необходимо внести государству в свою экономическую политику.

Очень большое количество налогов и их высокие ставки приводят не только к сокращению объема поступлений денежных ресурсов в бюджет государства, но и к снижению активного стимула трудовой, а также предпринимательской деятельности. Т. е. необходимо проводить такую налоговую политику, которая соединяла бы интересы государства и граждан. Налоговой политикой учитываются политические, экономические, а также социальные потребности населения, поэтому гражданин республики должен помнить о своих обязанностях внесения обязательных платежей в бюджет государства, которые предусмотрены Налоговым кодексом Республики Казахстан, так как налог является основным источником формирования государственного бюджета.

С введением нового Налогового кодекса утверждается новая налоговая политика государства. Налоговый кодекс необходимо строить на принципах справедливости, удобства и стабильности.

Эффективность налоговой политики определяется использованием модели налоговой системы, которая должна соответствовать реалиям и условиям нашего государства. В Казахстане используется модель, где объектами обложения налогом являются доход и расход.

С каждым днем вопросы налоговой политики в республике приобретают все более выраженный политический и социальный характер. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, общей направленностью экономической политики, а также конкретными методами налоговой политики, которые зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику.

Политика уменьшения налогов — это, с одной стороны, стремление граждан избежать налога, а, с другой — стремление государства не допустить сокращения поступлений налоговых сумм в бюджет. Стремление граждан не платить налоги или платить их в малом размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет существовать государство, и налоги будут являться основным источником формирования государственного бюджета. Политика уменьшения налогов - это действия граждан, которые избегают уплаты налогов или стремятся уменьшить выплаты в бюджет государства. При политике уменьшении налогов действия граждан можно характеризовать следующими признаками:

- активные, волевые и осознанные действия;

- действия, направленные на снижение размера сумм налога.

При политике уменьшения налогов граждане действуют целенаправленно, предпринимают определенные действия, в результате происходит экономия налогов. Граждане должны заранее осознавать характер своих действий, желая наступления определенного результата и сознательно допуская его.

Массовое уклонение от уплаты налогов, а также проблема криминогенности в налоговой сфере во всех странах всегда актуальны. Причин, подталкивающих предпринимателей к уклонению от уплаты налогов, очень много. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние граждан, которое характеризуется негативным отношением к налоговой системе государства, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политика уменьшения налогов представляет собой методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Их можно подразделить на две категории.

К первой категории политики налоговой минимизации относятся: незаконное уменьшение налогов; уклонение от уплаты налогов; некриминальное и криминальное уклонение от уплаты налогов.

При некриминальном уклонении от уплаты налогов действия граждан направлены на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет в результате нарушения налоговой ответственности. При криминальном уклонении от уплаты налогов гражданами совершаются противозаконные действия, направленные на избежание налога или снижение его размера, которые нарушают нормы налогового и уголовного законодательства.

Вторая категория — законное уменьшение налогов или политика налоговой оптимизации, т. е. уменьшение размера налоговых обязательств через целенаправленные правомерные действия плательщика, которые включают в себя использование предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Также, это деятельность предприятий, при которой налоги сводятся к минимуму законно, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. В отличие от первой, при данной категории не нарушаются законные интересы бюджета. Следовательно, отсюда вытекает главное отличие политики налоговой оптимизации от политики уклонения от налогов - граждане, не нарушая закон, используют разрешенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей. Таким образом, действия плательщика не относятся к преступлению или правонарушению, следовательно, не влекут за собой неблагоприятных последствий, таких, как доначисление налогов, взыскание пени и налоговых санкций. Налоги нужно не только минимизировать, нужна и оптимизация налогов.

Незаконное уменьшение налогов, или уклонение от них, влечет последствия для государства. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, следовательно, ему приходиться ограничивать расходы. Вследствие этого, приостанавливается реализация некоторых государственных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий.

Политические причины подталкивают граждан к уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, или обеспечения своего функционирования, но и как инструмент социальной или экономической политики, что случается довольно часто. Таким образом, необходимо обеспечить своевременное поступление платежей в бюджет, а также справедливое их перераспределение. Только в этом случае государство может своевременно выплачивать пенсии, пособия, а также оказывать материальную помощь безработным.

Важной задачей налоговой политики является преодоление социальной ущербности рыночной экономики. "Общество, в котором небольшая группа богатых сильно оторвана от большой группы бедных людей, — констатирует Президент в своем послании народу Казахстана, - никогда не выживет и не будет процветать".
Разрабатывая конкретные направления налоговой политики, государство должно обеспечить решение следующих основных задач:

—социальные задачи по обеспечению занятости, стимулированию роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

—задачи оптимизации налоговых изъятий, т. е. достижение паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.

Основные направления налоговой политики государства включают:

— построение стабильной налоговой системы в Республике Казахстан;

— сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
— увеличение роли экологических налогов.

Основными направлениями налоговой политики государства являются: построение стабильной налоговой системы в Республике Казахстан; сокращение числа налогов путем отмены видов налогов, не дающих значительных поступлений в бюджет государства, или их укрупнения; облегчение налогового бремени производителей продукции и устранение двойного налогообложения.

Итак, идеальная налоговая политика является мечтой любого государства и общества, которую пока еще никто не достиг. К этой цели человеческая цивилизация идет уже столетия, и впереди у нас еще очень долгий путь. В конечном итоге закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения не только позволит сделать налоговую систему эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного и добросовестного гражданина.

4)Антимонопольное регулирование экономической деятельности.

Уровень развития рыночной конкуренции находится в обратной зависимости от степени монополизации рынка. Монополизация рынка осуществляется предпринимательскими монополиями. Под предпринимательской монополией понимается предприятие, концентрирующее такую долю совокупного предложения на соответствующем рынке, которая позволяет ему, манипулируя объемом продаж, влиять на формирование рыночных цен. Чем выше доля предпринимательских монополий на том или ином рынке и чем выше доля на этом рынке каждой из них, тем, соответственно, выше степень его монополизации и тем менее конкурентным является данный рынок.

Высокая степень монополизации, доставшаяся переходной экономике в наследство от административно-командной системы ослабляет рыночную конкуренцию. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.

В рамках такой политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий.

Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) роста степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение включает:

- разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции;

- проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий;

- содействие развитию конкуренции в монополизированных отраслях.

После того как в июне 1991 года был принят первый Закон Казахской ССР “О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности”, в течение последующих 12 лет в республике постепенно сформировалась достаточно развитая система государственного антимонопольного регулирования. Однако первый прецедент по наложению крупного штрафа за нарушение антимонопольного законодательства был создан лишь в 2003 году. Тогда за несогласованное повышение отпускных цен на горюче-смазочные материалы одной из крупных иностранных нефтяных компаний (в настоящее время работающих в Казахстане) было предписано перечислить в республиканский бюджет монопольный доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. В этой связи авторы настоящей статьи хотели бы представить читателям журнала краткий обзор основных правовых аспектов системы государственного антимонопольного регулирования, которые, по их мнению, нужно знать инвестору, планирующему или осуществляющему свою деятельность в Казахстане.

Орган государственного регулирования

Проведение государственной антимонопольной политики в Республике Казахстан возложено на Агентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (“Агентство”), которое является подчиненным и подотчетным президенту республики органом. Таким образом, при осуществлении своих полномочий Агентство юридически независимо от правительства и парламента страны. Для проведения экономической и технической экспертизы при Агентстве создан т.н. Экспертный совет, являющийся консультативно-совещательным органом, в который входят ученые, технические специалисты, работники Агентства, представители государственных органов и компаний.

Агентство вправе: 1) устанавливать наличие доминирующего (монопольного) положения компании на рынке; 2) признавать деятельность компании ограничивающей конкуренцию; 3) давать заключения на создание компании, если доля этой компании на отдельном рынке будет превышать 35%, а также на реорганизацию, ликвидацию компаний, занимающих на отдельном рынке доминирующее (монопольное) положение; 4) принимать решение о введении государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) компаний, занимающих на отдельном рынке доминирующее (монопольное) положение; 5) осуществлять в отдельных случаях государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства Казахстана при приобретении акций (долей, паев) в уставном капитале казахстанских компаний.

С целью осуществления мониторинга Агентство вправе проводить проверки компаний, запрашивать и получать информацию от государственных органов, компаний и физических лиц. Компании, со своей стороны, обязаны предоставлять запрашиваемую Агентством информацию. В случае несвоевременного предоставления или непредоставления запрашиваемой информации компания и первый руководитель могут быть оштрафованы.

Агентство вправе издавать административные акты в отношении конкретных компаний, которые являются обязательными для исполнения, а также налагать административные штрафы.

Законодательство

Антимонопольное законодательство Казахстана состоит из Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности” от 19 января 2001 г., Закона “О недобросовестной конкуренции” от 9 июня 1998 г., Закона “О естественных монополиях” от 9 июля 1998 г.,1 а также иных подзаконных нормативных правовых актов, включая постановления правительства, инструкции и приказы Агентства. (В связи с тем, что целью настоящей статьи является предоставление общего обзора o государственном регулировании антимонополистической деятельности, то в ней не затрагиваются вопросы государственного регулирования, относящиеся только к деятельности естественных монополистов.)

Антимонопольное законодательство Казахстана предусматривает общий правовой режим для казахстанских и иностранных компаний. Ключевым понятием для определения обязательств компании в соответствии с антимонопольным законодательством является понятие “субъект, занимающий доминирующее положение” (“Доминирующий субъект”). Компания может быть признана Доминирующим субъектом в следующих случаях:

• если ее доля на определенном товарном рынке составляет предельную величину, установленную Агентством. Указанная величина устанавливается ежегодно и не может быть менее 35% от общего объема рынка;

• если ее доля на рынке в совокупности с долей другой компании составляет 50 и более процентов, а в совокупности с долями двух других компаний составляет 70 и более процентов;

• если доля компании на рынке стабильна в течение последних двух лет и, исходя из относительных размеров долей других компаний на рынке, препятствует возможности вхождения на этот рынок новых компаний.

Агентство принимает решение о признании компании Доминирующим субъектом на основании анализа рынка и доли компании на рынке. При этом, оно обязано письменно уведомить компанию об этом решении. Агентство составляет и публикует реестр Доминирующих субъектов на рынке Казахстана, областных, городских рынках городов Астаны и Алматы.

Агентство осуществляет постоянный мониторинг деятельности Доминирующих субъектов, которые обязаны предоставлять в Агентство отчеты о финансово-хозяйственной деятельности компании, сведения о переходе прав на доли/акции в компании, являющейся Доминирующим субъектом, а также информацию об объемах производства, отпускных ценах и прибыльности производства.

Сфера государственного регулирования

Создание бизнеса

Иностранная компания, инвестирующая в Казахстане, может попасть в сферу регулирования Агентства, если она учреждает казахстанскую компанию или свой филиал, доля которого на соответствующем рынке будет превышать 35% от общего объема этого рынка. В этом случае иностранная компания должна обратиться в Агентство с ходатайством о даче последним предварительного согласия на создание новой компании или учреждения в Казахстане филиала.

Представляется, что соблюдение данного требования на практике является трудноосуществимым для иностранной компании, поскольку до создания казахстанской компании или филиала ей будет сложно самостоятельно определить, превысит ли их доля на рынке 35%. С другой стороны, получение согласия Агентства может занять до 30 календарных дней.

Приобретение и расширение бизнеса

Иностранная компания также может подпадать под государственный контроль, осуществляемый Агентством, в случаях, когда:

• единолично или совместно с другими лицами приобретает долю/голосующие акции в Доминирующем субъекте – казахстанской компании, в результате чего иностранная компания единолично или совместно с другими лицами получает возможность распоряжаться более чем 20% долей/голосующих акций в Доминирующем субъекте;

• единолично или совместно с другими лицами получает в собственность или пользование основные или нематериальные активы казахстанской или иностранной компании при условии, что балансовая стоимость приобретаемых активов превышает 10% общей балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов компании – владельца активов;

• единолично или совместно с другими лицами приобретает права в отношении казахстанской компании, позволяющие определять условия ведения бизнеса или осуществлять функции ее исполнительного органа (например заключение договора на управление).

При этом в последнем случае не совсем ясно, что подразумевается под приобретением прав, позволяющих определять условия ведения бизнеса. Например, попадает ли приобретение 100% доли/голосующих акций в компании, не являющейся Доминирующим субъектом (что фактически означает приобретение права определять условия ведения бизнеса компании), под действие государственного контроля? К сожалению, антимонопольное законодательство не дает четкого ответа на этот вопрос.

Иностранная компания должна обратиться в Агентство с ходатайством о даче предварительного согласия, если (1) суммарная стоимость активов приобретающего и отчуждающего лица (или лиц) превышает 100000-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП), что примерно эквивалентно сумме в размере US$657000; или (2) если одним из лиц, участвующих в сделке, является монополист; (3) или покупателем является группа лиц, контролирующая деятельность продавца. Срок получения предварительного согласия может составлять до 30 календарных дней со дня поступления ходатайства в Агентство. В случае, если общая стоимость активов приобретающего и отчуждающего лица (или лиц) превышает 50000-кратный МРП, что примерно эквивалентно сумме в размере US$328500, то иностранная компания должна уведомить Агентство в течение 15 календарных дней со дня совершения сделки.

Реорганизация и ликвидация бизнеса

Агентство также контролирует процессы реорганизации и ликвидации Доминирующих субъектов с целью недопущения их негативного воздействия на состояние конкуренции. Оно выдает согласие на реорганизацию и ликвидацию Доминирующего субъекта.

Операционная деятельность бизнеса

Злоупотребление доминирующим положением на рынке. С целью предупреждения возможных злоупотреблений на рынке Доминирующих субъектов, законодательство устанавливает запрет на следующие действия: 1) установление монопольно высоких или монопольно низких цен; 2) навязывание условий, не относящихся к предмету договора, условий дискриминирующих контрагента перед другими участниками рынка; 3) изъятие товаров из оборота с целью создания или поддержания дефицита либо повышения цен; 4) создание препятствий для входа на рынок других субъектов; 5) нарушение порядка ценообразования; 6) необоснованное сокращение или прекращение производства товаров при наличии спроса потребителей.

Мониторинг ценообразования Доминирующих субъектов направлен на недопущение установления монопольно высокой или монопольно низкой цены. Монопольно высокой ценой является цена, устанавливаемая Доминирующим субъектом на соответствующем товарном рынке с целью компенсации необоснованных затрат и/или получения дополнительного дохода в результате злоупотребления доминирующим положением. Монопольно низкой ценой является цена товара, сознательно устанавливаемая Доминирующим субъектом, с целью ограничения конкуренции путем устранения конкурентов с товарного рынка.

Доминирующий субъект обязан уведомлять Агентство о предстоящем повышении цен с указанием его причин и представлять документы, обосновывающие такие изменения цен. Агентство вправе либо согласовать предстоящее повышение цен, либо отказать в повышении цен, с направлением Доминирующему субъекту уведомления об отсутствии оснований для повышения цен. Доминирующий субъект, получивший такое уведомление, обязан сохранять цену на монопольно производимый (поставляемый) товар на прежнем уровне. В случае, если Доминирующий субъект не уведомил и не согласовал с Агентством повышение цены, а также совершил два и более нарушения антимонопольного законодательства в течение календарного года, то Агентство вправе ввести государственное регулирование цен на продукцию этого Доминирующего субъекта путем установления фиксированной цены на срок, определяемый Агентством.

Соглашения, ограничивающие конкуренцию. Запрещаются соглашения Доминирующих субъектов, а также компаний, которые могут занимать на рынке более 35% от совокупного объема рынка, направленные на 1) ограничение или устранение конкуренции, а также получение необоснованных выгод посредством ограничения производства или изъятия товаров из обращения; 2) необоснованное сокращение объемов производства или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей; 3) раздел товарного рынка по принципу территории, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров, по кругу продавцов или покупателей; 4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями, а также установление и поддержание единых цен на рынке, в том числе путем сговора.

Запрещаются также соглашения (согласованные действия) Доминирующего субъекта с поставщиком или приобретателем продукции, если в результате соглашения происходит ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других компаний и физических лиц. Доказательствами наличия соглашений могут быть: 1) обмен информацией между представителями компаний посредством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и факсимильной связи; 2) публичное объявление цен (распространение нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят компании.

Недобросовестная конкуренция. Агентство также осуществляет контроль и принимает меры для борьбы с недобросовестной конкуренцией, основными видами которой являются: использование незаконного коммерческого обозначения компании, которое вводит или может ввести в заблуждение потребителей товара; распространение заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары и репутацию конкурента; навязывание контрагентам дополнительных условий продажи, которые по своему характеру или коммерческому назначению не относятся к предмету договора; распространение рекламы и иной информации, содержащей некорректное сравнение с товарами другого конкурента; умышленное искажение или сокрытие в рекламной информации сведений об истинных свойствах, качестве и ценах товаров; получение, использование или разглашение научно-технической, производственной и иной информации, составляющей коммерческую и служебную тайны, без согласия ее владельца; а также использование демпинговых цен для достижения преимущества в конкуренции.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За нарушения антимонопольного законодательства в Казахстане предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, согласно Кодексу об административных правонарушениях от 30 января 2001 года, административная ответственность предусмотрена за такие деяния, как: 1) ограничение конкуренции, 2) недобросовестная конкуренция, 3) злоупотребление доминирующим (монопольным) положением на рынке, 4) иные нарушения антимонопольного законодательства, если эти деяния не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. В зависимости от вида и тяжести нарушения наказание может быть наложено в виде административного штрафа на компанию в размере от 1000 до 2000 МРП (US$6565 – US$13130), а на должностных лиц - от 100 до 400 МРП (US$650 – US$2625). Кроме того, доход, полученный вследствие таких нарушений, по решению суда может быть конфискован.

В соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан от 16 июля 1997 года уголовная ответственность может наступить за ограничение конкуренции путем следующих деяний: 1) установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен, 2) раздел рынка, 3) ограничение доступа на рынок, 4) устранение с рынка субъектов экономической деятельности,5) установление или поддержание единых цен, если вышеперечисленные деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству (в отношении таких деяний крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, превышающую 100 МРП, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, превышающую 500 МРП). Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства может быть установлена в виде штрафов, ареста, исправительных работ, ограничения свободы или лишения свободы с лишением права занимать определенные должности. По решению суда также может быть предусмотрена конфискация имущества.

Кроме того, по иску Агентства суд может признать недействительными соглашения, заключенные между компаниями (полностью или частично) с нарушениями антимонопольного законодательства. В качестве крайней меры компания может быть ликвидирована в судебном порядке. Суд также может признать недействительной государственную регистрацию компании или филиала, если будет доказано, что при регистрации не были соблюдены применимые требования антимонопольного законодательства.

Как уже отмечалось, в Казахстане создана и действует достаточно развитая система государственного регулирования ограничения монопольной деятельности и защиты конкуренции. Орган, ответственный за проведение государственной политики в этой сфере, также обладает значительными правовыми и административными ресурсами. Однако существующая система не совершенна: все еще остается ряд проблем, включая и затронутые в настоящей статье, которые не урегулированы или недостаточно четко урегулированы действующим законодательством.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: