Урок делится на три части:
1.Вводная часть урока – направлена на активацию функций мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, обеспечивающих его двигательную деятельность.
2.Основная часть урока – в ней решаются основные задачи урока по обучению, повторению, совершенствованию техники двигательных умений и навыков.
3.Заключительная часть урока – направлена на снижение физической нагрузки, эмоционального возбуждения, восстановления функциональных показателей к исходному уровню.
Содержание учебно-тренировочного занятия – в нем различают 4 части:
1.Вводная часть урока – она основывается на создании рабочей обстановки, представлении о содержании основной части тренировки (продолжительность этой части занятия 5 минут).
2. Подготовительная часть урока – включает общую и специальную разминки. Задача общей разминки состоит в том, чтобы активизировать все системы организма, в том числе и мышечную. Задача специальной разминки состоит в подготовке организма к конкретным заданиям основной части урока. А именно, к выполнению специально-подготовительных упражнений, сходных по координации движений к физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями (продолжительность этой части занятия – 15 – 30 минут).
3. Основная часть урока – эта часть бывает простой и сложной. Простая часть характеризуется однотипностью выполнения двигательного действия (Например: кроссовая подготовка, игра в баскетбол, волейбол, футбол). В сложной части применяются различные упражнения, требующие дополнительной, специальной разминки (Например: при переходе от прыжков к силовым упражнениям рекомендуется в начале этой части занятия разучить технику физических упражнений большой координационной сложности, т.е. упражнения на быстроту движений, затем на силу, и в конце занятия на выносливость). Продолжительность этой части занятия составляет примерно 70% от общего времени.
4.Заключительная часть занятия – направлена на восстановление организма, снижение всех показателей функциональных систем до предрабочего уровня.
Планирование физкультурно-оздорови-тельной работы в дошкольных учреждениях.
Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.
Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.
Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т.д.
Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обеспечивает систему усвоения программного материала.
В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования, цикличное планирование с учетом смены времен года.
Планируя двигательный материал, необходимо учитывать следующие факторы:
1.Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, со
ответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции.
2.Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспитанию, избираются методы обучения.
3.Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков.
В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.
Общий годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с воспитателем по физическому воспитанию и всем педагогическим коллективом.
В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. К примеру, если в общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателей в области физического воспитания, то необходимо указать конкретные темы совещаний, семинаров, на которых будут решаться эти вопросы, назвать ответственных за проведение мероприятий, наметить время занятий. В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и контакты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях решаются все задачи физического воспита-ния, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, развивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся Правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т.д.).
Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь. Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование.
В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива.
При составлении плана-графика применяются следующие принципы:
1.Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясницы, брюшного пресса, ног.
2.Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку.
Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими.
В плане-графике предусматривается, что одна часть занятия отводится на обучение упражнению, а остальные — на его повторение и закрепление.
В календарном плане излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели с утра до вечера. В нем указываются те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять во время утренней гимнастики, а также раскрыва-ется содержание занятий по физическому воспитанию, характер подвижных игр, применяемых во время про-гулки; называются вспомогательные средства и игруш-ки, с которыми дети во время прогулки будут играть в подвижные игры самостоятельно.
При планировании подвижных игр учитываются психофизические качества, развиваемые в них.
Педагог планирует физкультминутки как на занятиях, требующих высокой умственной активности от ребенка (рисования, математики и т.д.), так и в перерыве между ними.
На основе плана на неделю составляются планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других форм работы по физическому воспитанию.