double arrow

План-конспект комплексного занятия


Таблица № 2

Задачи и содержание основных частей учебно-тренировочного занятия

Вводная часть занятия. Задача вводной части состоит в том, чтобы организовать занимающихся: построить группу, принять рапорт, проверить посещаемость, объяснить задачи и содержание занятий, перестроить группу для выполнения физических упражнений. Организующее и дисциплинирующее значение имеют также и строевые упражнения, повороты, ходьба и т.д., включаемые в вводную часть. Вводная часть продолжается 3-5 мин.

Подготовительная часть занятия. Задачи подготовительной части: общее разогревание занимающихся и подготовка к предстоящей нагрузке (разминка, укрепление мышц, повышение их эластичности и подвижности в суставах, умение координировать движения, проявлять силу, быстроту и ознакомление с элементами техники выполнения ударов, бросков и т.д.). можно использовать и такие упражнения, как, например, элементы игровых видов спорта (баскетбол, волейбол). Посредством этих упражнений осуществляется также подготовка к предстоящей более интенсивной работе.

В занятие с новичками в подготовительную часть включается простые общеразвивающие упражнения. По мере роста подготовленности обучаемых эти упражнения усложняются. В занятиях с более тренированными сотрудниками в подготовительную часть включаются в равной мере общеразвивающие и специальные упражнения.




Наиболее распространенными общеразвивающими упражнениями являются: кроссовый бег, упражнение с тяжестями, общеразвивающие гимнастические упражнения, спортивные игры, а также строевые приемы и акробатические упражнения.

Рассмотрим несколько примеров общеразвивающих упражнений, которые наиболее часто используются в борьбе дзюдо. Для согласованности движений верхней и нижней части туловища, предлагается освоить элементы акробатики:

− кувырок вперед и назад в группировке;

− кувырок назад с выходом в стойку на руках;

− полет-кувырок через препятствие;

− кувырок с разведением ног в стороны (начать обучение кувыркам необходимо с группировки, лежа на спине);

− переворот боком (колесо) левым и правым боком;

− стойка на голове, на кистях, на лопатках;

− подъем разгибом;

− поперечный и продольный шпагат;

− переворот вперед, прогнувшись с рук, плеч, головы, а также через партнера, стоящего на коленях в упоре на руках;

− рандат с разбега, фляг с места и разбега;

− упражнение на равновесие («ласточка», «флажок» и т.д.).

На протяжении всего периода обучения огромная роль отводится подготовительным действиям специального характера, независимо от того, какой это вид спорта. Мы в частности рассмотрим на примере борьбы дзюдо. Основным специальным подготовительным упражнением является «учикоми» – выведение из равновесия и повторение элементов техники. Выполняют эти упражнения на месте, в движении, в силовом режиме (силовое учикоми) с партнером и без партнера с резиновым жгутом и т.д.



Приведем еще один пример использования специально-подготовительного упражнения при обучении техники выполнения подхвата:

− маховые движения одной ногой назад, держась руками за опору или без опоры;

− принять положение присев и упор руками в татами, выполнить из этого положения мах ногой назад, не отрывая ладоней от татами, голова смотрит вниз;

− принять положение стоя на одной ноге, вторую ногу отвести назад («ласточка») и выполнять прыжки через лежащих партнеров, гимнастические скамейки; в этом же положении выполняются прыжки с поворотом вокруг своей оси;

− выполнить мах ногой назад и произвести кувырок вперед.

Подобные комплексы упражнений должны использоваться при обучении и другим техническим действиям.

В выборе упражнений надо придерживаться определенной последовательности. Сначала выполняется комплекс упражнений для разогревания и общего физического развития, затем комплекс упражнений для развития гибкости. Далее следуют комплексы для улучшения координации движений и точности элементов техники: для повышения качества быстроты, взрывной силы, силовой выносливости.



В каждом из комплексов последовательность упражнений строится так, чтобы переходить от работы меньших мышечных групп ко все более крупным. Разумеется, при этом соблюдается правило нарастания амплитуд движений, их быстроты и проявляемых усилий.

Подготовительная часть длится по времени примерно 15-30 мин. Продолжительность ее изменяется в зависимости от подготовленности обучаемых, температуры воздуха – в жаркую погоду подготовительную часть следует уменьшить, в холодную придется увеличить.

Если упражнения для подготовительной части подобраны неверно, то ее эффект может быть не только слабым, но и отрицательным. Постепенность выполнения упражнений в подготовительной части нельзя заменить мощной кратковременной работой, которая быстро утомит обучаемых и не позволит им полностью раскрыть функциональные возможности организма. Задача подготовительной части – как можно больше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.

Основная часть занятия. Основные задачи этой части занятия заключаются в том, чтобы повышать у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность, обучать их спортивной технике, воспитывать волевые качества, развивать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах и ловкость. Содержание основной части изменяется в зависимости от подготовленности занимающихся, от темы занятия, от вида спорта и т.д.

Например, на занятиях по боевым приемам борьбы отрабатываются: удары, защиты от ударов, болевые и удушающие приемы, броски, освобождение от захватов, обезоруживание, способы помощи и взаимовыручки, наружного осмотра, связывание и надевание наручников, действия с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны, комплексы рукопашного боя, учебные схватки по правилам борьбы дзюдо, бокса, рукопашного боя.

На занятиях по легкой атлетике и ускоренному передвижению в основную часть включаются: обучение технике бега на короткие, средние и длинные дистанции, обучение прыжкам и метаниям, обучение и совершенствование в технике ходьбы и бега в различных условиях местности, тренировка в ускоренном передвижении по дистанции.

Исхода из вышесказанного, важно помнить, что одно и то же упражнение, выполняемое разными методами и в различных условиях (изменение продолжительности, веса снарядов, рельефа местности и пр.), может оказывать различное воздействие. Например, тройной прыжок с места – полезное упражнение для развития силы и быстроты. Прыжковые шаги (на 200 – 400 м) отлично развивают силу и выносливость, но в меньшей степени быстроту. Или возьмем бег на 60-100 м, являющийся общепризнанным упражнением для развития быстроты и, конечно, в некоторой мере и силы. Тот же бег по рыхлому песку или по глубокому снегу развивает не быстроту, а силу. Также важно помнить, что начало основной части в занятиях с новичками и недостаточно подготовительными курсантами почти всегда отводится обучению. В занятиях с подготовительными сотрудниками и спортсменами это не обязательно, так как, совершенствуясь в технике, опытные спортсмены одновременно развивают и необходимые им качества.

Основная часть по времени длится: легкая атлетика и ускоренное передвижение 70 – 85 мин, на боевые приемы борьбы отводится в среднем 40-65 мин.

Заключительная часть занятия чрезвычайно необходима в каждом тренировочном занятии для постепенного снижения нагрузки, приведения организма в состояние, близкое к норме.

При проведении занятий по легкой атлетике нередко предъявляются высокие требования к сердечно-сосудистой системе, особенно после бега. Например, если после максимально быстрого бега на короткую дистанцию обучаемый сразу же остановится и будет отдыхать стоя на месте или сидя, то у него резко упадет максимальное кровяное давление, бегун, особенно нетренированный, может даже потерять сознание (гравитационный шок). Опытные бегуны даже после изнурительного бега сразу не останавливаются. Резкий переход от тренировочной работы к покою часто вызывает чувство неудовлетворенности занятием, ухудшает течение восстановительных процессов в организме, отрицательно отражается на всем ходе тренировки. Если нагрузка снижается постепенно, то отрицательных реакций не возникает.

Для заключительной части занятия наилучшим средством служит бег в спокойном, равномерном темпе, переходящий на ходьбу. Также хорошим средством восстановления работоспособности мышц является их расслабление и упражнения с более глубоким дыханием. Умение расслаблять мышцы даже на небольшое время улучшает их кровоснабжение и быстро снимает утомление.

Общее правило для упражнений на расслабление: делая вдох, мышцы сначала напрячь, а затем выдох – их расслабить.

Вот несколько упражнений для расслабления.

Расслабление рук: 1) в позе стоя поднять руки вверх, сжать пальцы в кулаки и предельно напрячь мышцы на 3 – 4 сек, затем максимально расслабить мышцы, «сбросить» руки вниз и несколько раз помахать ими, повторить четыре раза; 2) стоя, слегка наклониться вперед – напрячь и расслабить мышцы рук и плечи, несколько раз встряхнуть кисти рук, повторить четыре раза.

Расслабление мышц ног, низ спины: 1) лежа на спине, ноги, опираясь о пятки, выпрямить, слегка согнуть в коленях и потряхивать по 10 – 15 раз поочередно каждой ногой; 2) лежа на спине, занести ступни за голову, осторожно подать их как можно дальше за голову, чтобы пальцы ног почти соприкасались с полом; 3) удерживать ноги в таком положении 7 – 10 сек, вернуть в исходное положение повторить 2 – 3 раза.

Расслабление мышц шеи и туловища: 1) стоя, напрячь мышцы шеи на 2 – 3 сек., затем, расслабляя мышцы, опустить голову вперед, слегка покачать ею; повторить 3 – 4 раза; 2) лечь на спину, руки вдоль туловища; напрягаясь, приподнять плечи и ноги, удержать 3 – 4 сек. и максимально расслабиться; повторить 4 раза.

По окончании занятия целесообразно проделать упражнение на восстановление дыхания, для этого нужно принять стойку, ноги на ширине плеч и немного согнуть в коленях. Поднять руки перед грудью крест-накрест к ушам на вдохе и опустить на выдохе – либо поршневыми движениями рук (подтягивание ладоней к груди, сгибая руки в локтях, и распрямление), либо круговыми движениями при выдохе напрячь максимально мышцы рук, плеч, мышцы живота, и опустить руки вниз к бедрам – выполнить это упражнение 3 – 5 раз.

Прекрасным средством приведения организма в нормальное состояние являются водные процедуры, а также самомассаж.

Заканчивая занятие, преподаватель (инструктор) должен подвести итоги (что получилось хорошо и чего не удалось сделать в полной мере): воодушевить тех, кому не удалось некоторые упражнения, объяснить причины неудач, посоветовать, как надо работать дальше, дать задание для домашних занятий.

Качество проведения занятий по физической подготовке зависит не только от методического мастерства преподавателей, но и от того, как они подготовились к каждому занятию. Подготовка преподавателя к проведению занятий слагается из самостоятельной работы и составления плана занятия, подготовки оборудования и инвентаря.

В плане занятия указывается содержание учебного материала для каждой части (с учетом степени освоения упражнений), время, отводимое на обучение и тренировку, а также необходимые организационно-методические указания. Содержание занятий описывается кратко с наименованием основных и подготовительных упражнений. Подлежащих разучиванию и совершенствованию в их выполнении.

Время на упражнение отводится исходя из задач занятия и уровня физической подготовленности обучаемых.

В организационно-методических указаниях определяются основные приемы управления обучаемыми, количество повторений каждого упражнения, приемы помощи и страховки и т.д.

План занятия помогает преподавателю глубоко усвоить решаемые вопросы, обеспечивает целенаправленную подготовку обучаемых и установление единого подхода к обучению. Для приема приводится план-конспект комплексного занятия, а также в таблице № 2 приведена структура плана-конспекта.

Тема:

Цель занятия: общая и специальная тренировка личного состава.

Задачи занятия: развитие выносливости, гибкости, координации движений.

Время__________________ Место проведения______________________

Материальное обеспечение______________________________________

Содержание Время Организационно-методические указания
1. Подготовительная часть – 5 мин.
1.1.     1.2.     1.3. Построение, проверка, краткое объяснение задач и содержания занятий. Строевые упражнения. Ходьба и бег различными способами. Упражнение на внимание и быстроту реакции.     Общеразвивающие и специальные (подготови-тельные) упражнения.         Проводить в составе учебной группы в одношереножном строю. Проводить в составе учебной группы. Обратить внимание на четкость и слаженность выполнения строевых упражнений. Ходьба и бег с переменой направлений, с ускорением, с заданием по сигналу (хлопок, присесть или подпрыгнуть и т.д.) Выполнять с учетом развития у занимающихся силы, гибкости, быстроты, а также более успешного усвоения ими упражнений, изучаемых в основной части.
2. Основная часть – 37 мин.
2.1.   2.2.   2.3.   2.4. Челночный бег 4х20 м. Старт, пробегание отрезков 10х15 м, поворот, финиш. Челночный бег 4х20 м. Упражнения на перекладине (подтягивание). Боевые приемы борьбы: удары рукой, ногой и защиты от них; задержание загибом руки за спину “нырком” и сопровождение.   Бег на 1000-1500 м в среднем темпе.         Выполнять одновременно по 2-3 человека с использованием соревновательного метода.   Выполнять одновременно по два человека на снаряде. Выполнять в парах с последующей сменой ролями. Отработку ударов проводить на специальных снарядах в полную силу.     Поводить в составе учебной группы.
3. Заключительная часть – 3 мин.  
3.1.   3.2. Упражнение на расслабление мышц и глубокое дыхание. Подведение итогов занятия.     Проводить в составе учебной группы.   Отменить успехи и недостатки занимающихся. Дать задание для индивидуальной работы.







Сейчас читают про: