Потребность в самоактуализации (А. Маслоу) - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.
Интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.
Конструкт (англ. construct - строить) - своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.
Личность когнитивно простая - личность с небольшим набором конструктов.
Личность когнитивно сложная - личность с большим количеством конструктов. Когнитивно сложная личность по сравнению с когнитивно простой отличается тем, что имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям.
Личности направленность - система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.
Самоконтроль - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.
Экзистенциально-бытийные свойства личности - эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире.
Диспозиция (англ. disposition - предрасположенность).
Личностичерта - предрасположенность человека вести себя сходным образом в разное время и в разных ситуациях.
Проприум (лат. proprium - собственно, «я сам») - сходно с понятием «Я» в гуманистической психологии. Проприум включает высшие цели, смыслы, моральные установки человека.
Иерархия - порядок расположения от низшего к высшему или от высшего к низшему.
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Психические свойства личности образуют неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого человека, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического склада личности (характер, способности, самоконтроль).
Личность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, ценностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением, что выражается в понятии направленность личности. Психические свойства личности взаимосвязаны друг с другом и образуют определенную структуру.
Личности присущи следующие свойства:
- активность (стремление субъекта выходить за пределы себя, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний);
- направленность (система устойчивых доминирующих мотивов - интересов, убеждений, идеалов и т.п.);
- обладает глубинными смысловыми структурами, устойчивыми к вербальным воздействиям, которые определяют ее сознание и поведение;
- обладает самосознанием. Для индивида личность выступает как его «Я-образ».
Личности структура - совокупность устойчивых связей между отдельными чертами, обеспечивающая ее целостность. В деятельнос-тном подходе наиболее популярна четырехкомпонентная структура (модель) личности. Она включает: направленность, способности, характер и самоконтроль (саморегуляцию).
Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Интерес - одна из форм направленности личности. Интерес эмоционально окрашен и связан с проявлением познавательной способности.
Ценности- система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.
Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Идеал - представление о достойном подражания, образцовом человеке, об особенностях его личности, поведения и отношениях с людьми.
Мировоззрение- система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. (Что может Личность).
Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека (Что он есть).
Самоконтроль- совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.
РАЗВИТИЕ
Развитие- закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. В психологии развитие - это необратимые изменения в психике человека (качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные).
Современная наука исследует сложноорганизованные саморазвивающиеся объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются специально научные теории развития.
Личности развитие - процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и как члену общества, проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие личности включает этапы: формирование, стабилизация, возрастные изменения, преобразование. Особую роль в развитии личности играет воспитание как целенаправленное и организованное воздействие субъекта воспитательной деятельности (социальных институтов или уполномоченных ими отдельных лиц) на объект воспитания с целью формирования определенного типа личности, соответствующего социальному заказу общества на данном историческом этапе его развития.
Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Факторы среды (формы обучения, родители, общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Однако личностью человек становится не сразу, а проходит два крупных этапа (А.Н. Леонтьев). Первое рождение
относится к дошкольному возрасту. На этом этапе происходят первые подчинения непосредственных побуждений ребенка социальным нормам (см. Эффект «горькой конфеты»). Этот этап характеризует первый признак личности - способность к опосредованному поведению. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Этот этап знаменует наличие второго признака личности - способности к сознательному руководству собственным поведением.
Механизмы стихийного развития личности:
1) сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив), затем (при правильном воспитании) это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (произошел сдвиг мотива на цель);
2) идентификация (ребенок действует по образу и подобию окружающих его людей);
3) принятие и освоение множества ролей. Приняв роль (сын, ученик, товарищ), ребенок ведет себя в соответствии с принятой ролью. Все три механизма действуют совместно. Воспитание - это создание условий для полноценного действия этих механизмов.
Идентификация - важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и пр.
Роль - совокупность прав и обязанностей, соответствующих позиции человека в обществе, в системе межличностных отношений.
Эффект «горькой конфеты» - ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Экспериментатор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комнаты. После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нормам (делать, как сказано - не вставая со стула),
НАРУШЕНИЯ
Классификации личностных нарушений остаются все еще спорными. В отечественной психологии выделяют:
1) нарушение структуры иерархии мотивов, что влечет за собой изменение деятельности: из опосредованной она превращается в импульсивную, исчезают «дальние» мотивы, некоторые становятся влечениями (например, при алкоголизме), доминируют в жизни больного;
2) формирование патологических потребностей и мотивов.
В этом случае меняется самосознание человека, его образ «Я», что приводит к появлению, например, синдрома дисморфобии, анорек-сии и т.п.;
3) нарушение смыслообразования. Мотив превращается только в знаемый, или происходит сужение круга явлений, которым человек придает смысл;
4) нарушение саморегуляции. Так, у больных с нарушением личности в процессе саморегуляции дальние цели не участвуют;
5) нарушение критичности и спонтанности поведения. Нарушение критичности проявляется в нецеленаправленных действиях, расторможенности поведения, в нецеленаправленности суждений и т.п. При этом деятельность больного лишена смысла и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.
Дисморфобия (дис + греч. morphe - форма, phobos - страх). Представление о мнимом внешнем уродстве, страх телесных изменений. Дисморфобия может носить характер навязчивых, сверхценных и бредовых идей.
Анорексия невротическая (ан(а) - отрицание + греч. orexis - желание есть, аппетит).Отсутствие аппетита, возникающее при неврозах в связи с перевозбуждением коры головного мозга.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Сторонники идеографического подхода к изучению личности (Г. Олпорт и др.) утверждают, что черты личности образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой.
В противовес им сторонники номотетического подхода (Р. Кет-телл, Г. Айзенк) подчеркивали, что уникальность личности не является препятствием для ее изучения. Одной из первых наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель
личности, разработанная Р. Кеттеллом, в которой исходный набор черт определяет индивидуальные особенности личности человека и может диагносцироваться опросником (16 PF). Другой широко распространенной факторной моделью личности является модель «Большая пятерка», предложенная У.Т. Норманном. Она содержит 5 факторов: 1) экстраверсия, 2) дружелюбие, 3)добросовестность, сознательность^) нейротизм, 5) культура. (Разработан «Пятифак-торный опросник» - «культура» на «открытость».)
Каждая из перечисленных моделей личности позволяет изучать индивидуальные особенности личности.
В характеристику целостной личности входят и ее типичные черты. Типологические черты личности описаны в многочисленных типологиях, разработанных в современной психологии (номо-тетический подход). Некоторые из них являются типологиями темперамента или характера (см. Темперамент, Характер), а не личности в целом. К типологиям личности можно отнести, например, ценностную типологию Э. Шпрангера (1928). По признаку доминирующей в жизни ценности, формирующей и определяющей целиком личность человека, он выделил типы (теоретический, экономический, эстетический, общественный, политический и религиозный). Достаточно известными являются: типология личности К. Юнга, психологический портрет в разработке Д. Кейрси, социально-психологические типы и др.
Метод идеографический'- метод исследования личности, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов (Г. Ол-порт).
Метод номотетический - метод исследования личности, ориентированный на установление обобщений (Р. Кеттелл, Г. Айзенк).
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные
Для изучения уровня развития личности в отечественной психологии использовался эксперимент, который носит название эффект «горькой конфеты».
Диагностические
К методам диагностики личности относятся: ранжирование, Q-классификация, интервью, саморанжирование, опросники и проективные методики.
Ранжирование личностных характеристик выражается в присвоении численного балла каждому испытуемому в соответствии со шкалой ранжирования (пятибалльной и др.).
Интервью - структурированная беседа (по заранее составленному плану).
Саморанжирование - оценка своих качеств самим испытуемым согласно предложенной шкале.
Опросники - состоят из большого числа вопросов или утверждений, предполагающих ответ (согласен - не согласен), например, 16-факторный опросник Р. Кеттела, MM PI (миннесот-ский, многофакторный личностный опросник) и др.).
К проективным методикам относят: тест Роршаха, ТАТ и др.
ТЕМА 17 • ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ
Активность живых существ - основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жизни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднозначны.
Таблица 7
Особенности потребностей и мотивов
Потребности | Мотивы |
П. - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного | Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении |
П. - переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению | М. - то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее М. - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями |
Потребности | Мотивы |
Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь | Цель и мотив не совпадают. Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг мотива на цель. |
Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.
Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.
Мотивировка - логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.
Сдвиг мотива на цель - превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.
ФУНКЦИИ
Потребности выполняют побудительную функцию деятельности и поведения, а мотивы — направляющую.
ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Проблема причинности (детерминации) поведения и деятельности человека была предметом многих теорий личности. Поэтому в науке сосуществуют самые различные теории мотивации.
Бихевиористская (Б. Скиннер). Считает основой активности потребность, нужду организма (есть, пить, иметь нормальную температуру и т.д.), вызванную отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Поведение мотивируется последствиями действий и прошлым опытом. Так, если действие привело к сня-
тию потребностного напряжения, то вероятность повторения этого действия растет, а если оно не наступает, то вероятность повторения действия уменьшается.
Психоаналитическая (3. Фрейд). Основой мотивации поведения, по мнению 3. Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты (жизни и смерти) - физические потребности организма. Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая является источником его активности. При этом если удовлетворение потребности по каким-либо причинам (моральные ограничения, страх наказания и т. п.) невозможно, то энергия инстинкта может быть направлена в другое русло - на выполнение деятельности, не связанной с инстинктом (политику, творчество, бизнес, и т.п.). Такое направление энергии инстинкта в иное русло называют сублимацией.
Гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс). Мотивирующая сила человеческого поведения по мнению гуманистической теории состоит в реализации им самим своих способностей и потенций.
Когнитивная (Л. Фестингер). Мотивами поведения личности по мнению представителей этого направления, является стремление к соответствию между знаниями о мире и о себе, то есть к консонансу. Несоответствие когниций переживается личностью как состояние дискомфорта, и она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Это стремление и есть мощный мотивирующий фактор человеческого поведения и отношения к миру. Разрешить диссонанс можно тремя способами: изменить одну из когниций, снизить ее значимость или добавить новую когницию.
Деятельностная (А.Н. Леонтьев). Согласно концепции А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как и другие психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности.
Сублимация - направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.
Когниция - любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения.
Когнитивный (лат. cognitivo - знания) - познавательный.
Когнитивный консонанс - соответствие между когнициями.
Когнитивный диссонанс- некоторое противоречие между двумя или более когнициями. 174
КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ
Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.
Таблица 8
Виды потребностей и мотивов
Классификации потребностей | Классификация мотивов |
В отечественной психологии (В.Д. Шадриков) потребности делятся по предмету потребностей: 1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предметы обихода); 2) социальные: а) в общении, б) в самоактуализации, в) в служении обществу, г) в социальном признании; 3) духовные: а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве. Все виды потребностей взаимосвязаны между собой. | В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Мотивы учебной деятельности (А.К. Маркова): 1) познавательные (интересы), 2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу), 3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.). |
В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей (рис. 38) | В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.). Выделяют: 1) мотивы достижений, 2) мотивы успеха, 3) мотивы власти, 4) мотивы аффилиации, 5) мотивы помощи. |
Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.
Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.
Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.
Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.
Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.
Склонность - направленность индивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающая волевой компонент.
Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.
Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.
Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения включает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п. Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач.
Мотив успеха - ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач. Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации (закон Иеркса-Додсо-на).
Мотив избегания неудачи - более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.
Мотив власти - способность лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Источниками власти являются: вознаграждение, принуждение и нормативная власть (власть знатока).
Мотив аффилиации (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиа
ции имеет две формы: надежда на присоединение (НА) и боязнь отвержения (БО).
Манипуляция (лат. manipulation - обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия). В психологии - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Мотив помощи, альтруистические мотивы - альтруизм - это любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Исследования показали, что:
- чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал; -люди, обладающие эмпатией;
- больше альтруизма проявляется к зависимому от него человеку, чем к независимому, приятному и привлекательному, к знакомому, человеку той же этнической группе. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).
Эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать. Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.).
Мотив отвергания - проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми.
РАЗВИТИЕ
В каждом возрастном периоде устанавливается определенная иерархия потребностей. Ведущие потребности определяют направленность личности (гуманистическую, индивидуалистическую).
Последовательность появления потребностей в онтогенезе совпадает с пирамидой А. Маслоу.
С возрастом происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, идеалов, и, следовательно, меняется направленность личности в сторону общественной. Увеличивается осознанность мотивов.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Таблица 9
Свойства потребностей и мотивов
Потребности | Мотивы |
- Биологические потребности генетически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и деятельности личности | - Мотивы формируются на основе потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами |
- Имеют свой предмет (пища, книга и др.) | - Некоторые мотивы могут стать доминирующими в структуре мотивации личности, образуя стержень всей сферы (направленность) |
- Воспроизводятся, для многих характерна периодичность возникновения (еда, сон и др.). Возникновение новых потребностей - необходимое условие развития личности | - Мотив отличается от цели. Цель - это предвиденный результат, а мотив побуждение к достижению цели. Но возможен сдвиг мотива на цель (см. ниже) |
- Приобретают конкретное содержание в зависимости от способа удовлетворения | - Мотивы - осознанные побуждения (некоторые ученые считают мотивами и неосознанные) |
- Изменяются в связи с изменением условий жизни и деятельности личности, ее развития, обучения и воспитания | - Может изменяться в процессе деятельности, и, напротив, при сохранности мотива может изменяться выполняемая деятельность |
- Различаются по силе | - Различаются по силе |
Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, то есть стать мотивом. Например. Первоначально ребенок выполняет требование (цель) (уступать место старшим) ради общения с матерью, ее одобрения. Со временем при правильном воспитании это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом, целью).
НАРУШЕНИЯ
Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут приводить к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиники выделяют три формы нервно-психические расстройств: невростению, истерию и невроз навязчивых состояний.
Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными стремлениями личности и ее возможностями. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.
Истерия возникает в результате конфликта между чрезмерно завышенными требованиями к другим людям и заниженными к себе, а также противоречивыми потребностями (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями). Для истерии наиболее часты двигательные расстройства, расстройства болевой чувствительности, сенсорики, речи.
Невроз навязчивых состояний часто бывает обусловлен жизнью без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Потребности людей отличаются разной выраженностью:
- модальностью (в чем нужда),
- силой (степенью потребностной напряженности),
- остротой (степенью переживания неудовлетворенности).
Выраженность потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и пр. Так, пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям с сильной нервной системой - больше двигательной активности, мужчинам свойственно испытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.