Экономическое и правовое содержание понятия «конкуренция»

Термин «конкуренция» (competition, concurrence, Wettbewerb) происходит от позднелатинского слова «concurentia» (от concurrere) – сталкиваться. В общеупотребительном смысле конкуренция означает соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении более лучших результатов в определенной общественной сфере[16]. В экономической науке сложилось несколько определений понятия «конкуренция». Различают конкуренцию как:

1) особую ситуацию на рынке, которая характеризуется двумя факторами:

- наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;

- свободой для покупателей и продавцов входить на рынок или покидать его;

2) постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;

3) элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы[17].

Данные определения отражают положительное значение конкуренции как экономического явления, фактора достижения экономического успеха отдельными предпринимателями, потребителями продукции и общества в целом. Обобщая указанные определения и данные многочисленных исследований в области экономики, конкуренции и монополии, выделим следующее преимущества конкуренции и конкурентной политики в управлении экономической деятельностью общества и государства.

Прежде всего конкурентные условия хозяйствования во многом способствуют эффективному распределению экономических ресурсов общества, развитию предпринимательской инициативы, создают возможность свободной предпринимательской деятельности в рамках закона. Кроме того, конкуренция стимулирует расширение ассортимента и увеличение качества товаров производителями, ибо делать это вынуждает борьба на рынке за потребительский спрос. По этой же причине в условиях конкуренции поставщиками товаров поддерживаются более низкие цены, чем в условиях монополии, поскольку низкие или доступные цены привлекают клиентов и являются одним из факторов конкурентноспособности предприятия. В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны. Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям[18].

Однако для понимания проблематики конкурентного регулирования необходимо осознавать и имеющиеся объективные недостатки конкуренции. Их необходимо учитывать при создании и совершенствовании модели конкурентного регулирования и вообще для более объективного понимания реалий экономической жизни, предпринимательской деятельности конкуренции присущи некоторые отрицательные свойства, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику, проявляющееся в том, что конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время делает невозможным существование этого равновесия. Это выражается в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников хозяйственного оборота. В частности, с понижением цены товара определенное количество производителей товара выталкивается с рынка, что для определенных предпринимателей означает разорение, а для трудящихся безработицу. Следствием такого неустойчивого положения конкуренции и основанного на ней рыночного механизма является также тот факт, что она учитывает и удовлетворяет в основном, индивидуальные запросы потребителей. Однако существует потребность в таких товарах и услугах, производство которых не может в полной мере обеспечить конкурентный рынок. В частности, национальная оборона, транспортировка нефти и газа по трубопроводам, борьба со стихийными бедствиями и др. В связи с вышеизложенным было бы неверным говорить о совершенстве как свободной, так и всякой конкуренции вообще, без учета ее негативных проявлений. Поэтому спорной представляется теория «совершенной конкуренции», которая абсолютизировала свободную конкуренцию периода классического капитализма, являясь чистой абстракцией, удобной для научного исследования сущности конкуренции. Ведь, чтобы данная теория могла воплотиться в реальной экономической действительности, требуется достаточно много допущений, условий, которые далеко не всегда могут осуществиться (в частности, такие, как абсолютно свободный доступ на рынок, полная информированность о его состоянии, большое число независимых продавцов и покупателей и т.д.)[19].

Важные преимущества конкуренции как рыночного регулятора и катализатора развития экономики, повышения уровня благосостояния общества, с одной стороны, и недостатки конкуренции, требующие контроля и минимизации ее издержек и противодействия возможным рыночным и социально-экономическим эксцессам, - с другой, предопределяют необходимость государственного регулирования конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: