Развитие речи у детей раннего возраста

К возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в два года он говорит двух – трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоя­нии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.

Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени у них сложились более или менее определенные представления о своих родителях, о пище, об окружающей обстановке, об игрушках.

Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свой­ства. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный смысл по­нятия, отделяя существенное от несущественного.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети научаются комби­нировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самосто­ятельной речи, направленной на управление поведением окру­жающих людей и на овладение собственным поведением.

Тем не менее, примерно до 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном при­росте активного словаря.

С 11 месяцев начинается также переход от до фонемной к фонем­ной речи, и этот процесс продолжается на втором, на третьем и даже на четвертом году жизни. К трем годам ребенок в основном пра­вильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Постепенное развитие грамматической структуры речи при­водит к тому, что к трем годам ребенок овладевает практически почти всеми падежами и может с помощью служебных слов строить сложные предложения.

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предме­тов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: “Что это?” Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услы­шанным; он непременно хочет запомнить название и самосто­ятельно повторяет его.

Около трех лет ребенок начинает внимательно прислуши­ваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеаль­ном отражении в языке.

Предполагают, что существует три основных метода усвоения языка: подражание, образование условно-рефлекторных ассоциаций, постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: