Обычно развитие речи ребенка в течение первого года жизни происходит так. В первые месяцы жизни у младенца появляется повышенный интерес к человеческой речи, она выделяется в его восприятии из мира других звуков. В возрасте около 1 месяца новорожденный начинает произносить какие-либо простые звуки типа а-а, у-у, э-э. Около двух-четырех месяцев от рождения возникает гукание, затем — в 4—6 месяцев — гуление, повторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляется лепет, а в 9—10 месяцев в речи младенца замечаются первые слова. Голосовые реакции и соответствующие действия младенца чаще всего появляются в присутствии взрослого и возникают в ситуациях, где общение взрослого с ребенком целесообразно.
Способность к хорошему пониманию речи взрослого младенец демонстрирует во второй половине первого полугодия жизни.
Первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова, и это, по-видимому, говорит о том, что способность к восприятию и правильному пониманию языка мимики и жестов является у человека врожденной. Начиная со второго полугодия жизни, степень понимания ребенком речи взрослого начинает быстро увеличиваться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ