Однажды в 1968 г. экономист Иллинойского университета Уолтер Примокс преподавал стандартную теорию естественной монополии, объясняя, что конкуренция не является ни вероятной, ни желательной, при этом студент отметил: «Это - не путь, это существует в Лаббоке, Штате Техас»'.
Заинтригованный профессор У. Примокс занялся исследованием. Он выяснил, что Лаббок, город с населением приблизительно 160 000 человек, действительно имел два электрических сервисных предприятия - одно городское, другое частное. Потребители были свободны выбрать службу. Хотя было дублирование средств по всему Лаббоку, коммерческие и индустриальные расценки города были самые низкие в штате Техас, а жилые расценки были более низкие, чем в других городах штата Техас. Неудивительно, граждане в Лаббоке были весьма счастливы с их электрической дуополией, рассматривая ситуацию как здоровую и более предпочтительную, чем монополия.
Подобная прямая конкуренция существует (или существовала) во многих других регионах, от маленьких городов подобно Сикестону (штат Миссури), до больших городов подобно Портленду (штат Орегон). После тщательного изучения таких ситуаций в течение многих лет, У. Примокс заключил, что потребители извлекают существенную выгоду от прямой конкуренции предприятий электрического обслуживания. Он нашел доказательство того, что такая конкуренция приводит к более низким расценкам и лучшему обслуживанию и не сопровождается разрушительными ценовыми войнами, неизбежными в таких ситуациях. Он доказывает, что любые социальные потери от неразработанной экономии масштаба на таких рынках больше, чем возмещения более жестким контролем над затратами конкурентоспособных фирм и превосходным управлением.
|
|
Это вызывающие взгляды. Они не могут вести к натиску для изменения сервисных монополий, но они должны поощрять интерес к способам улучшения эффективности стандартных форм регулирования. Если текущие режимы могут рассеивать всю прибыль от экономии масштаба в этой промышленности, то имеет место возможность усовершенствования. Работа профессора У. Примокса также закрепляет два других урока. Во-первых, даже наиболее вероятные объяснения общественного интереса к регулированию должны быть подвергнуты осторожной эмпирической оценке; во-вторых, студенты никогда не должны бояться поднимать руки в аудитории.
При переходе от государственной монополии к системе, придерживающейся рыночных принципов, для уравновешивания интересов различных сторон в конкретных проектах и для создания стабильности, необходимой для долгосрочных инвестиций, требуется введение хозяйственных договоров, исполнение которых может быть обеспечено в установленном законом порядке. Необходимо также наличие исчерпывающих и четких «правил игры», носящих недискриминаиионный характер. Создание описанных условий в долгосрочном плане является чрезвычайно желательным, однако опыт показывает, что для перехода к предоставлению услуг частными организациями и для введения конкуренции не обязательно ждать закрепления таких правил в развитой и установленной в законном порядке системе государственного регулирования.
|
|
Само по себе регулирование не является совершенным, поскольку «надлежащие» методы регулирования отнюдь не самоочевидны. Оно несовершенно и потому, что для эффективного экономического регулирования необходима такая степень развития информационной базы и самой системы, достичь которой невозможно или удается лишь в редких случаях. По этой причине регулирующие органы подвержены внешнему манипулированию. В случае, когда имеется конкуренция со стороны альтернативных товаров и услуг, регулирование может также совершенно неожиданно дать обратные результаты. Более широкое признание недостатков регулирования привело к успехам в разработке простых правил, которые могут стать неотложным законом для регулирующих органов и ведут к предсказуемым и последовательным результатам. Кроме того, эффективность процесса регулирования может быть дополнительно повышена, за счет участия в нем других заинтересованных сторон, в частности, потребителей.
Является ли процесс электроснабжения более эффективным, когда производство, передача и распределение энергии координируется в рамках одной хозяйственной единицы, или следует произвести разделение этих различных этапов снабжения электроэнергией?
В центре решения подобных проблем находится концепция естественной монополии, существование которой предполагается в тех случаях, когда один производитель может обслуживать весь рынок с меньшими издержками, чем это могли бы делать два или более производства. Именно это происходит, когда издержки производства и расходы на предоставление услуг падают по мере роста объема производства (наблюдается явление, называемое эффектом масштаба). В отраслях энергетики обычной практикой является также предоставление одной организацией ряда услуг (электро-, тепло-, пароснабжение), часть из которых может быть отнесена к категории естественных монополий, в то время как
другие к этой категории не относятся. При этом естественная монополия в предоставлении одной услуги может дать производителю преимущество в тех областях, в которых услуги могли бы предоставляться на конкурентной основе. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда одному производителю удастся с меньшими затратами предоставить более одной услуги и рамках единой организации, чем при выполнении той же работы по предоставлению каждой из таких услуг самостоятельными хозяйственными единицами. В таком случае считается, что существует экономия, обусловленная группированием видов деятельности.
За Счет выделения в отрасли сегментов, которым присущи характеристики естественной монополии, дробление стимулирует появление новых участников на таком рынке и конкуренцию в тех сегментах, которые потенциально ее допускают. Без описываемого дробления предоставление услуг во всей отрасли может остаться монополистическим, несмотря на то, что целый ряд видов деятельности может осуществляться на конкурентной основе. Групповая структура отраслей в прошлом была обоснована двумя причинами. Во-первых, в тех случаях, где отмечалась значительная экономия на группировании видов деятельности, дробление повышало издержки на предоставление услуг. При этом в тех случаях, когда существует экономия на группировании, ее следует сравнивать с выгодами, обусловленными тем, что поведение экономических субъектов в условиях конкуренции направлено на минимизацию издержек. Во-вторых, в рамках предприятий, занимавшихся предоставлением целого спектра услуг, субсидирование одного вида услуг за счет другого широко использовалось в качестве основного механизма субсидирования услуг бедным потреби гелям или потребителям отдаленных районов. При этом, однако, дробление также представляется желательным, поскольку благодаря ему отчетливее прослеживаются перекрестные субсидии между различными видами деятельности, происходит более четкое выделение потребностей в субсидиях.
|
|
На примере электроэнергетики можно продемонстрировать взаимодействие технического прогресса и государственного регулирования. Законом 1989 г. «О регулировании деятельности компаний в области коммунального хозяйства» в США было установлено, что компании, занимающиеся электроснабжением, обязаны покупать электроэнергию у независимых производителей. Это требование дало более эффективным производителям электроэнергии возможность проникнуть в данную отрасль, и в числе таких производителей оказались компании, генерирующие тепловую электроэнергию в ходе основного производственного процесса (совместное производство электрической и тепловой энергии). Распределение получили также газовые турбины с комбинированным циклом, использующие незагрязняющий окружающую среду природный газ и не требующие больших капиталовложений, хотя значительное число независимых производителей электроэнергии, по-прежнему, используют традиционные технологии.
Такое вертикальное дробление - отделение процесса производства электроэнергии от ее передачи и распределения - с тех пор успешно применяется во многих развивающихся странах, что позволило значительному числу новых компаний войти в эту отрасль. Наиболее вероятно, что область передачи электроэнергии останется естественной монополией. Сеть ее физического распределения также сохранит монополистические черты, поскольку будет по прежнему экономически невыгодным проведение более одной линии подачи электроэнергии к одному жилому дому или предприятию, но при этом альтернативные поставщики смогут конкурировать за право продажи электроэнергии по единой линии передачи.
|
|
Аналогичным образом, в области добычи и переработки природного газа эксплуатация скважин, газопроводов и местных распределительных сетей может осуществляться различными хозяйственными единицами.
При горизонтальном дроблении разделение деятельности на рынках производится, что делается по географическому признаку.
На пути процесса практических подходов к дроблению лежат препятствия, имеющие как технический, так и экономический характер. Попытка насильственного разделения тесно переплетенных сфер деятельности на не связанные между собой организационные структуры может привести к резкому росту трансакционных издержек в связи с тем, что достигнутая в рамках одной компании бесперебойная координация становится более сложной и менее эффективной, когда она осуществляется между независимыми фирмами. Кроме того, существование вертикально связанных монополий, каждая из которых стремится к получению значительной прибыли на свои затраты, может привести к более высокой стоимости предоставляемых услуг, чем в случае вертикально интегрированной фирмы. Указанные положения, однако, не означают, что не следует принимать мер против пользующихся своим положением монополистов, которые в любом случае будут утверждать, что дробление приведет к росту издержек.
Потенциал совершенствования и повышения качества инвестиций достаточно велик. Таким образом, необходимость и общее направление реформ очевидны. Несомненно, потребуются дополнительные инвестиции, однако, само по себе это не позволит избежать расточительной неэффективности, повысить качество технического обслуживания и более легкого способа удовлетворить потребности пользователей. Для достижения этих целей необходимы следующие меры: применение коммерческих принципов эксплуатации энергообъектов, поощрение конкуренции со стороны фирм в частном секторе при надлежащем регулировании их деятельности и активизации участия пользователей и других заинтересованных лиц в планировании, организации услуг и контроле за ними.
Четыре варианта организационной структуры отражают различные способы распределения собственности, финансирования и ответственности за эксплуатацию и техническое обслуживание, а также распределения риска между государственным и частным секторами. Эти варианты не носят исчерпывающий характер, а лишь представляют собой типичные образцы спектра институциональных решений53.