Цель и задачи воспитания; стратегия и тактика его организации

Блаженство твое, совершенствование твое есть твоя цель.

А.Н. Радищев

О том поразмысли, что ждет впереди; Цель выбрав благую, к ней прямо иди.

Фирдоуси

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Одна ю главных характеристик вос­питания — его целенаправленность. Це­ленаправленность предполагает про­ектирование результата.

Цель воспитания: «в глобальном выражении -- идеал совершенного, с точки зрения данного общества, чело­века, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспи­тательной деятельности»*.

Цель воспитания, таким образом, выступает как иде­альный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). «Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет со­бой реальные действия человека, группы, коллектива, общества...» (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (обще­ственно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализа­ции в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от осо­бенностей личности).

Для любой цели (в обыденном и педагогическом оби­ходе нередко употребляются слова «надежда», «вера») характерна ее позитивная направленность. Приведем в до­казательство некоторые точки зрения.

B.C. Соловьев: «Вся прелесть детей для нас, особая, человеческая их прелесть неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что мы, будут лучше нас». И.П. Пав­лов: «Жизнь перестает привязывать к себе, когда исчеза-

* Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстра­циях. М., 1999. С. 336.



Глава II. Теоретические основы воспитания


2.3. Цель и задачи воспитания




ет цель». А.С. Макаренко: «Истинным стимулом челове­ческой жизни является завтрашняя радость». Н.Н. Мик­лухо-Маклай: «Ценить людей надо по тем целям, кото­рые они ставят». Д. Дидро: «Если нет цели, не.делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель нич­тожна». Х.Л. Борхес: «Каждый шаг является целью».

В структуре способностей человека, а педагога в осо­бенности, проявляет себя такое свойство личности как антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение, пре­дугадывание) — способность предвидеть результаты дей­ствий; появление предметов, прогнозировать явления, «моделировать» в сознании предстоящие события»*. На­личие этого свойства для педагога чрезвычайно важно, его надо всемерно культивировать и развивать. Без него нет целенаправленности воспитания, а значит и самого воспитательного процесса.

В.А. Сухомлинский писал: «Без научного предвидения воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель — в неграмотную няньку, педагогика — в зна­харство. Нужно научно предвидеть — в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчи­вого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий». А.С. Макаренко постоянно утверждал: «Хорошее в че­ловеке всегда приходится проектировать... К человеку нуж­но подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться...» И это определило суть его педагогической концепции и содержание деятельнос­ти созданных им учебно-воспитательных заведений:

«Воспитать человека — значит воспитать у него перс­пективные пути, по которым располагается его завтраш-' няя радость. Можно написать целую методику этой важ­ной работы. Она заключается в организации новых перс­пектив, в использовании уже имеющихся, в постеленной постановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять пер­спективы целого коллектива, доводить их до перспектив всей страны...»


Наша современница-учительница школы № 536 г. Санкт-Петербурга Т.Й. Гончарова так определяет свою точку зрения на цель обучения и воспитания школьни­ков в современных условиях: «Личность — человек, впи­тывающий в себя непреходящие ценности духовной куль­туры, активно и сознательно участвующий в творческом процессе, испытывающий внутреннюю потребность быть полезным обществу».

Мы рассматриваем цель воспитания как создание в процессе воспитания условий для разностороннего, гар­моничного развития личности школьника, возможно бо­лее полную его самореализацию в этом качестве, т.е. «спо­собного строить жизнь, достойную человека... основан­ную на ДОБРЕ, ИСТИНЕ, КРАСОТЕ»*.

Разностороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интел­лектуально-познавательную, ценностно-ориентировоч­ную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, внеформальную де­ятельность свободного общения. Это и задействованностъ школьника, и его активная позиция, и удовлетворяющее положение в различных социальных группах: в семье, в ученических коллективах, в отношениях со взрослыми, в неформальных объединениях сверстников, в интимно-личностном общении с разными людьми... Это и разно­образие территориальное, временное... Это и разнообра­зие душевных состояний человека в зависимости от сло­жившейся социальной, педагогической, психологической ситуации: состояние глубокой интеллектуальной сосре­доточенности и веселой, жизнерадостной расслабленно­сти; радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скорби, если на то есть причины; высокие твор­ческие порывы в любом виде деятельности, чувство ус­талости и отдохновения на лоне природы или в кругу дру­зей; это высокое чувство любви и его антипода — нена­висти...

Гармоничное развитие предполагает гармоничное со­четание в организуемой педагогической деятельности об-



* Конюхов Н:И. Словарь-справочник практического психолога. М., 1996.


* Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление// Кн. Педаго­гика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. С. 372.



Глава II. Теоретические основы воспитания


2.3. Цель и задачи воспитания




щечеловеческих, социальных, национальных и личност­ных ценностей (Истины, Добра, Красоты), гармонию в.развитии и стимулировании здорового образа жизни (три­единство «интеллект + тело + душа»); это гармоничное развитие в едином воспитательном воздействии всех сфер (сторон) формирующегося отношения к миру — созна­ния, эмоций, поведения. Это, наконец, гармония всех воспитательных воздействий на личность. В этом слож­ность, ибо процесс воспитания — процесс многофактор­ный, поэтому гармонизация среды обитания ребенка, придание ей воспитывающего характера — важнейшее ус­ловие, предмет особой заботы каждого воспитателя, пе­дагогического коллектива в целом. Это и гармония цели и задач воспитания. Это и гармония постоянно (по мере взросления человека) возрастающей свободы и ответ­ственности личности, уважения и требовательности, ру­ководства и самостоятельности, средств самовыражения личности и требований окружающих людей, условий, общества...

Такое проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника современ­ной школы должно находить свой конечный итог в само­актуализации личности, что означает (в интерпретации известного современного психолога А. Масдоу) «непре­рывное стремление к возможно более полному выявле­нию своих личностных возможностей. Самоактуализиру­ющейся личности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои прин­ципы. Это личности, способные к творчеству, полноцен­ному общению, активному саморазвитию»*.

Путь к осуществлению потенциальных возможностей человека, к его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Физиологичес­кие потребности (в пище, сне и т.п.), без удовлетворе­ния которых невозможно ничего другое, всегда выступа­ют на первый план. За ними следует потребность в защи­щенности (укрыться в убежище, избежать опасности,

См. Маслоу Л. Самоактуализация; Психология личности. М., 1982.


обеспечить завтрашний день и т.п.). Ее удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определен­ном обществе, принадлежать к группе, в которой с то­бой считают, и т.п.).

Если потребности этих трех категорий удовлетворяют­ся, то в личности возникают новые черты и качества, невозможные прежде: уверенность в своих силах, вера в людей, оптимизм, стремление к осуществлению полез­ных целей, жизнерадостность... На этой основе становится возможной и достижимой главная цель воспитания — раз­ностороннее и гармоничное развитие личности, ее само­актуализация.

Привлекательность этой цели для педагогов конкрети­зируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуали­зирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать свою практическую воспитательную деятельность. Пере­числим здесь эти признаки: «]) более эффективное вос­приятие реальности и более комфортабельное отношение к ней; 2) принятие себя, других, природы как они-есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центри­рованность на задаче, а не на себе; 5) некоторая авто­номность, потребность в уединении; 6) личная автоно­мия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оценок; 8) мис­тичность и опыт высших состояний; 9) чувство соприча­стности, эмпатии, единения с другими; 10) демократи­ческая структура характера; II) различение средств и цели, добра и зла; 12) философское, неврожденное чувство юмора; 13) самоактуализирующееся творчество; 14) со­противление раскультуриванию». Каждый из признаков может быть детализирован в конкретной воспитательной работе.

ИДЕЯСАМОРАЗВИ­ТИЯ И САМО­ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕС­КОМ ПРОЦЕССЕ

Таким образом, основной идеей те­ории и методики воспитания являет­ся идея саморазвития ребенка (под­ростка): он есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализую­щееся существо. Об этом писал еще один из основопо­ложников отечественной педологии Л.С. Выготский: «Че-



_Глава П. Теоретические основы воспитания


2.3. Цель и задачи воспитания




ловек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал дру­гого». То есть педагог по собственному произволу не мо­жет сделать ребенка, ни хуже, ни лучше. Он может лишь создать условия, чтобы ребенок (подросток) сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, Л.И. Новикова, В.А. Караковский. Вот почему в формули­ровке цели воспитания необходимо еще добавить — в ус­ловиях личностно-ориентированной коллективной творчес­кой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и по­тенциальных возможностей, может сформулировать чер­ты самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспи­тания. Она может быть сформулирована в идее о том, что САМОактуализирующаяся личность развивается, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основ­ным условиям: 1) если воспитывающая деятельность бу­дет инструментована как самодеятельность воспитанни­ков; 2) если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс САМОпознания и САМОвоспи-тания.

Психологи выделяют два основных источника самовос­питания, реализуя которые воспитатель может стимули­ровать самоактуализацию личности школьника в воспи­тательном процессе:

J) внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия школь­ника;

2) внутренние требования личности к себе, обусловлен­ные осознанием противоречий «Я реального» и «Я иде­ального», между целями растущего человека и возмож­ностями их реализации, между осознанными недостат­ками и потребностью их искоренения. Блестящим примером этого являются дневники Л.Н. Тол­стого. Вот одна из записей: «Я дурен собой, неловок... ску­чен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыд­лив как ребенок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и


то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праз­дность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был осно­вательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собою...; но есть вещи, кото­рые я люблю больше добра, — славу»*.

Нередко самовоспитание бывает сопряжено с проти­востоянием.социально-бытовому окружению, с которым взаимодействует подросток. В позитивном случае это уси­ливает устойчивость его жизненной позиции: «Я, действи­тельно, являюсь той белой вороной, о которой мы се­годня говорили, так как я не потребляю спиртных напит­ков и никогда не страдала от никотиновой зависимости в отличие от своих одноклассниц. Но от этого я не стра­даю, у меня все равно есть друзья и в компании я себя чужой не чувствую» (Наталья К.).

Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой ее конкретизацию — определение стра­тегических и тактических задач воспитания. Стратегичес­кие задачи позволяют педагогу на основе анализа усло­вий, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, определить основные направления его деятельности, ото­брать содержание и средства воспитания, наметить кон­кретную программу организации и развития ученического коллектива, «программу человеческой личности» приме­нительно к каждому воспитаннику, выработать стратегию и тактику своего взаимодействия с малым педагогичес­ким коллективом, с внешкольными учебно-воспитатель­ными учреждениями, с родителями учащихся.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Выбор стратегических задач воспи­тания -- это есть отбор содержания воспитательной работы школьным пе­дагогом. Это выбор тех областей куль-

С. 38.

Толстой Л.Н. Дневники 1847—1894 гг. Соб.соч.: В 20 т. М., 1965. Т. 19.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: