Заказ № 1233



Глава II. Теоретические основы воспитания


2.3. Цель и задачи воспитания




туры, которые, по его мнению, могут наилучшим обра­зом отвечать поставленной цели. Если выбор — то из чего? Прежде всего из «материального — духовного». Еще А. Эк­зюпери писал: «На свете есть только одна проблема, одна единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, по­литикой, балаганами и кроссвордами. Совершенно невоз­можно жить без поэзии, без красок, без любви». Это и выбор определенных областей культуры: экономики, по­литики, права, морали, художественной культуры, сти­ля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Вот почему насущная задача современного школьного педагога — повышение грамот­ности и профессионализма в области многих наук: эко­номики, политолотии,.культурологии, этики, эстетики, права, медицины и т.д. Есть еще одни выход — привле­чение в процесс воспитания специалистов этих дисцип­лин (теоретиков и практиков), ибо содержание воспита­ния требует поднятия его с уровня житейско-обыденного на уровень, отвечающий современным научным требо­ваниям.

Это еше и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой -- музыкой, литературой, изобрази­тельным творчеством, манерой поведения, бытом и т.д., увы, столь привлекательной и потребляемой с удоволь­ствием обывателем нашего времени (взрослым и ребен­ком). Эта истина стара: «На сладостях, пирожных, кон­фетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть про­стой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботи­лись о такой пище; пользуйся ею» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).

Это и выбор между «модным и консервативным»: в оценке истории, в литературе, экономике, политике, произведениях искусства, одежде, формах поведения, бытовых мелочах... Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со време­нем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкан­тов).


Особую важность представляет с этих позиций ориен­тация школьных педагогов в молодежной субкультуре. Что­бы повести своих воспитанников в большую общечело­веческую культуру. При этом стратегия и тактика отбора произведений культуры требуют выстраивания определен­ной логики приобщения к культуре, чтобы это приобще­ние было ненавязчивым, не бестактным, не оголенным морализированием и замещением «вашего бескультурья» на «высокую'культуру». Думается, что эта логика, опре­деляемая стратегией отбора содержания воспитания, пред­полагает несколько ступеней между двумя полюсами: ма­териальное -> духовное, пассивное —> активное, зло — > добро, ложное -^ истинное, низменное -^ высокое, грязь -> чистота, ненависть -» любовь, бездействие —> действие, невежество -* просвещенность и т.д. Количество «ступе­нек» определяется уровнем воспитанности школьника, на котором он находится в момент педагогического воздей­ствия.

ЗАДАЧИ ТАКТИЧЕСКИЕ

Потребность конкретизации стратеги­ческих задач неизменно вызывает у педагога потребность составить пере­чень еще более конкретных задач — тактических, кото­рые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. при­близиться к реализации воспитательной цели. А это есть не что иное как потребность планирования воспитатель­ной работы. Еще Д.И. Менделеев писал: «В лабиринте из­вестных фактов легко потеряться без плана». А процесс воспитания, как известно, -- процесс многофакторный. Таким образом, план воспитательной работы -- насущ­ная необходимость воспитательного процесса, диктуемая его целенаправленным характером, его сущностью.

Диалектический характер целеполагания в воспитатель­ном процессе хорошо реализуется в созданной А.С. Ма­каренко теории и практике постановки перспектив жиз­недеятельности детского коллектива и личности: систе­мы перспектив — близких, средних и дальних*. При этом критерием успешности или неуспешности воспитатель-

* Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспита­тельного процесса. Избр. пед. соч. М, 1977. Т. 1. С. 232—239.



Глава II. Теоретические основы воспитания


2.3. Цель и задачи воспитания




ного процесса выступает закономерность, проявляюща­яся в том, что «чем богаче жизненная перспектива лич­ности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода»*.

Начинать надо с сегодняшней, доступной перспекти­вы близко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хо­рошему, радостному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, рисовать, танцевать, петь, кон­струировать, строить, общаться, ходить в походы, весе­литься... Все это легко вплетается в ткань повседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается педаго­гом как близкая и более отдаленная (средняя) перспек­тива. Из определенной направленности серии близких и средних перспектив исподволь складывается сущностное содержание далекой перспективы — цели воспитания.

А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... — надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жиз­ни и, если хочешь, ее цель. Только один человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другой находит более сложные и богатые прелести — в работе, в красо­те, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже и Сей­час материя, выражена в музыке Бетховена или Чайков­ского, в великих изобретениях, в технике, — очень вы­сокая штука, такая высокая, что я не променял бы ее на вечность»**.

И еще об одной важной особенности целеполагания в воспитательном процессе необходимо помнить. Цель и задачи определяются педагогом, они подчас скрыты, за­вуалированы от воспитанника, ради которого они стави­лись и которому, в конечном счете, их реализовывать. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели вос­питанников -- разнолики, разноплановы, а достиже­ние их происходит в едином процессе.

Осознавая свои жизненные цели, старшеклассники на­зывают (в игре «Цветик-семицветик»): здоровье, любовь,

* Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

** Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 15 августа 1938 года. Собр. соч.: В 7т. М„ 1958, Т. 7. С. 465.


счастье, высшее образование, интеллигентность, хоро­шая семья, профессия, общение с искусством, друзья, высокие нравственные качества... Это совпадает с целью педагогической. Но в ответах школьников еще и такое: «много дармовых денег», «везенье и удача», «богатство», «выйти замуж за мафиози», «дом из 25 комнат», «сво­бодно тусоваться с кем хочу и где хочу», «связи»... Это уже не вписывается в нашу формулу цели.

И еще. Мысли воспитанника относительно цели сум­бурны, противоречивы, порой абстрактны, неопреде-1енны. Вот стихотворение старшеклассницы Юли Фе-юровой, написанное как ответ на философское выс­казывание «Не имеющий гармонии в душе проигрывает самого начала»:

Что есть гармония души?

И что теряет проигравший?

Мечты куда-то отошли,

Остался он, все что-то ждавший. Путь беспорядочен и прост, Но что скрывается за этим? А то, что жизнь, как чистый холст, Что белизной своею светел.

Он чист, свободен от тревог,

Печали, горя и заботы.

Таким казаться каждый мог,

Когда б нашелся этот кто-то. Но человек есть человек, Он тонет в грусти, в неудачах И мрачно доживает век В своих поставленных задачах.

Их словно нет, они нигде -

Роятся в хаосе и бездне,

И голова трещит от дел

Пустых, никчемных, бесполезных. Создавший образ свой таким, Неусомнившийся в провале, Тот, мысли чьи неглубоки, Средь нас останется едва ли!

Мудрость педагогическая, видимо, в том заключает­ся, чтобы, организуя жизнедеятельность детей в воспи­тательном процессе школы, постепенно, исподволь ру­ководствуясь целью и задачами воспитания, вводить в



 

Глава II. Теоретические основы воспитания

жизнь детей ценностные ориентации, приобщение к ко­торым переориентирует (если цель неблаговидна), выве­дет (если.цель расплывчата и туманна}... к цели возвы­шенной, сформулированной самим педагогом.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Цели воспитания в глобальном и локальном значении: как
они взаимосвязаны? Не противоречат ли друг другу? И если
да, то как выходить из этого противоречия?

2. Как формулируется цель воспитания в современной гума­
нистической теории воспитания? Найдите доводы, подтвер­
ждающие ее необходимость.

3. Диалектическое единство цели и стратегических задач.

4. Задачи стратегические и тактические как основа отбора со­
держания и планирования воспитательной работы.

5. Основные идеи, позволяющие педагогу стимулировать са­
моактуализацию воспитанников в процессе воспитания.

Рекомендуеиая литература

Амонашвили Ш.А. Единство цели. М., 1987.

Берне Р. Развитие Я-концпции и воспитание. М., 1986.

Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1993.

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной шко­лы. М., 1999. Гл. VI, § 1.

Караковский В.А. и др. Ориентирование детей на общечело­веческие ценности // Кн. Воспитание? Воспитание... Воспита­ние! М., 2000. Гл. V.

Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М., 1977.

Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.

Маленкова Л. И. Я — Человек. Старшеклассникам о самопоз­нании и самовоспитании. М., 1996.

Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

МаслоуА. Самоактуализация. Психология личности. Тесты. М., 1982.

Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин Э.С, Цели современного воспитания, Ульяновск, 1996.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, ил­люстрациях. М., 1999. Темы 8, 9.


2.4.Сопротивление воспитанию»

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Целеполагание в школьной воспитательной системе // Кн. Управление воспитательной системой школы: проблемы и ре­шения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999- Ч. III. §1,9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: