Потребление в широком смысле слова понимается как процесс удовлетворения самых разнообразных жизненных потребностей людей, в число которых входят как потребности, объективно обусловленные физиологическими нуждами (пища, одежда, тепло, свет, энергия, информация и др.), так и субъективные потребности в общении, признании, самовыражении, индивидуализации, отличительности, выделении из общей массы людей. Вторая категория потребностей характеризуется тем, что в принципе человек смог бы прожить без их удовлетворения, но множество людей испытывают такие потребности и стремятся к их удовлетворению.
Потребление товаров и услуг с целью демонстрации своей отличительности, оригинальности, богатства, самобытности, т.е. потребление напоказ другим людям, именуют показательным. Сущность закона показательного (показного) потребления состоит в том, что спрос на отдельные виды престижных товаров и услуг определяется не их потребительной ценностью, а стремлением использовать данные товары и услуги в качестве средства показательного потребления. Подобное психологически обусловленное поведение покупателей, потребителей названо по имени социолога Торстейна Вебдера эффектом Веблена.
|
|
Так как престижность товаров тем выше, чем выше их цена, то люди, прибегающие к показательному потреблению, вступая в противоречие с законом спроса, предъявляют повышенный спрос на дорогостоящие товары. В соответствии с законом показательного потребления величина спроса на товар, приобретаемый на показ, определяется общественным мнением о престижности товара, его модностью, ограниченной доступностью, возможностью демонстрации своего товара широкому кругу окружающих лиц.
В основе закона показательного потребления лежит психологически обусловленная предрасположенность ряда людей выделяться из общей массы посредством использования в потреблении товаров и услуг, мало доступных другим людям. Тем самым избранные демонстрируют свое достоинство или, по крайней мере, оригинальность, самобытность.