double arrow

Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

Государство — это суверенное политико-территориальная организация публичной власти обладающим специальным аппаратом для выполнения функции по управлению обществом, его защите от внутренних и внешних посягательств, издающая веления обязательные для населения всей страны.

Право - это система действующих в обществе общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных и охраняемых законом.

Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право — это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Право — естественная форма экономических отношений. Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой — уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода — необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена. Итак, право не просто воздействует на экономику, оно — имманентная ее часть. Б олее того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIX в. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем.

Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования.

1) государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

2) оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества — также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

3) государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. (денежном обращении, бюджет, финансирование образования, культуры и др.)

4) с усложнением экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. В данном случае речь идет о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права (борьба с монополизмом; контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; соблюдение экологических требований в процессе производства и т. д.)

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. («отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик, излишняя административной урегулированность эк отношений) Преимуществом господства государства в экономике является возможность быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем. Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др.

Политика – искусство управлять. Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработка стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация избранного стратегического курса. В развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной власти.

Изложенное позволяет определить оптимальный вариант воздействия государства на политику. Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие.

Воздействие государства на политику может быть различным в зависимости от степени развитости гражданского общества, его институтов. Чем больше политических функций берет на себя государство, тем меньше их остается гражданскому обществу, и наоборот. В странах с неразвитым гражданским обществом государство доминирует, господствует в сфере политики, т. е. не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободы человека.

Государство как носитель суверенной власти ответственно за реализацию политического курса по всем направлениям и действует, управляя и принуждая. Успех указанных действий зависит от того, насколько реализуемая политика отвечает интересам общества, насколько общество солидарно с властью.

Право воздействует на политику по нескольким направлениям.

Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т. д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.

Право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.

Термин «культуры» многозначен. Культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Различают материальную и духовную культуру, а в более узком смысле данный термин относят к сфере духовной жизни людей;

Это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т. д.);

Это характеристика определенных исторических эпох (культура древнего мира и т.д.), народов или наций (например, русская культура);

Это степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура работников милиции).

Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру, носителями которой являются общество, партии и политические лидеры, граждане. Развитие политической культуры в свою очередь образует важнейшую предпосылку развития и нормального функционирования политической системы общества, всех ветвей государственной власти.

Государство заботится и о развитии духовной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и другие учреждения культуры.

Право создает оптимальные условия для творчества, для созидания культурных ценностей, для культурного развития человека. На основе права формируется особый пласт культуры — правовая культура, носителями которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политические деятели, граждане.

Способы поддержки:

1)реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры;

3)формирование и реализация государственных программ в области культуры;
4) государственные гарантии прав и свобод субъектов культурной деятельности;
5)государственная поддержка культурной деятельности;
6)мониторинг, учет и контроль в сфере культуры;
7)образование и научно-исследовательская деятельность в сфере культуры;
9) правовое регулирование общественных отношений в сфере культуры и установление и применение ответственности за нарушения законодательства о культуре.

Формы государственной поддержки культуры:

1) создания учреждений культуры, обеспечения выполнения их функций,

2) разработки и реализации целевых программ в сфере культуры;

3) предоставления в установленном бюджетным законодательством порядке субсидий негосударственным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности по оказанию услуг в сфере культуры;

4) учреждения и финансирования стипендий, премий, грантов в сфере культуры;

5) поддержки профессиональной деятельности творческих работников, педагогических работников образовательных учреждений в сфере культуры;

6) организации и финансирования мероприятий по развитию исследовательской, научно-методической и информационной базы, проведению маркетинговых исследований в сфере культуры;

7) организации и финансирования образовательной деятельности в сфере культуры, осуществляемой государственными образовательными учреждениями среднего и дополнительного профессионального образования;

8) пропаганды культуры.

9) государственная охрана национального культурного достояния и культурного наследия;

10) международное сотрудничество и деятельность по расширению культурного пространства;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: