Обзор рынка СПС в России

СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

Конспект лекций

Смоленск – 200__

Рекомендуемая литература:

1. Введение в правовую информатику: Справочно-правовые системы Консультант, Гарант+. Учеб. для вузов. /Под общей ред. А.Б.Новикова и В.Л.Комынина. М.: 1999.

2. Мазай В.Н. Правовая информатика. Лабораторный практикум. М.:.ОУ МУПК, 2004.

Лекция 1. ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ПОНЯТИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА

Принятие обоснованных решений в сфере как экономики, так и политики невозможно без обладания достаточным объемом правовой информации. Особенно остро эта необходимость ощущается в период реформирования экономического и политического устройства. Задачу удовлетворения потребности в своевременном предоставлении необходимого объема правовой информации решают различные средства массовой информации (СМИ).

В этой области конкурируют как традиционные СМИ, так и правовые информационные системы (ПИС). Часто в отечественной литературе используется термин: справочно-правовые системы (СПС). Оба сокращения используются в данном материале.

По настоящему эффективная ПИС может быть создана только с применением современных информационных технологий. Созданная таким образом ПИС называется компьютерной.

Компьютерная справочно-правовая система –это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним. Эти инструменты могут позволять производить поиск документов, формировать подборки документов, выводить документы или их фрагменты на печать.

Преимущества компьютерных СПС очевидны. Это и доступность информации, и удобство работы с нею. Проблема же, присущая таким системам, – недостаточная оперативность – может быть решена с помощью глобальной сети Интернет.

Обзор рынка СПС в России

На рынке справочно-правовых систем в России работает большое количество фирм как разрабатывающих собственные программные комплексы, так и обслуживающих существующие. Наиболее известны следующие продукты таких фирм (по данным АО "Консультант Плюс"):

· "Консультант Плюс" (АО "Консультант Плюс");

· "ГАРАНТ" (НПП "Гарант-Сервис");

· "Кодекс" (Центр компьютерных разработок).

Системы, созданные государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств:

· "Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

· "Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

· "ЮСИС" (фирма "Инталекс");

· "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");

· "Юридический мир" (издательство "Дело и право");

· "Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии");

· "1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон" (компания "1C");

· "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Различные продукты могут существенно различаться не только по задачам, решаемым с их помощью, но и по качеству.

Качество СПС зависит как от качества предоставляемой информации, так и от качества инструментов, используемых для работы с ней. Применение самых последних компьютерных технологий не поможет, если в СПС не содержится полной правовой информации, или если информация обновляется с недостаточной периодичностью. И наоборот, СПС, содержащая даже самую полную и оперативно обновляющуюся информацию, не будет достаточно эффективна, если не предоставлены качественные инструменты для обработки этой информации.

Таким образом, основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются:

· полнота информации;

· достоверность информации;

· оперативность обновления информации.

· Параметры, характеризующие качество программной оболочки:

· поисковые возможности системы;

· средства актуализации информации;

· дополнительные сервисные функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: