Лекции – 4ч., семинары – 6 ч.
Задания для семинарского занятия
Задание 1. Сформулируйте вопросы для зачета по первому разделу дисциплины.
Задание 2. Сделайте обзор-анализ статей по проблеме психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с отклоняющимся развитием.
Задание 3. Охарактеризуйте основные направления работы с семьей.
Задание 4. Охарактеризуйте основные принципы психологической диагностики применительно к младенческому периоду онтогенеза.
Тематика докладов:
- Л.С. Выготский о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности.
- Теория сверхкомпенсации А. Адлера.
- Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство. Психологические проблемы интегрированного обучения.
- Методы раннего выявления детей с отклонениями в развитии.
План семинарского занятия
Вопрос | Форма работы |
1. Повторение основных понятий по теме | Методика «Случайный вопрос»: Каждый студент формулирует один вопрос по теме. Вопросы перемешиваются, каждый студент достает «случайный вопрос», готовит на него ответ. Остальные могут дополнять ответы. |
2. Л.С. Выготский о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности. | Доклад. Обсуждение. |
3. Теория сверхкомпенсации А. Адлера. | Доклад. Составление схемы сверхкомпенсационного процесса. Обсуждение. |
4. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство. Психологические проблемы интегрированного обучения. | Доклад. Заполнение матрицы «Яма» по вопросу интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Обсуждение по технологии ПОПС-формула: «Я за интегрированное обучение» «Я за дифференцированное обучение» |
5. Проблемы психологического сопровождения родителей детей с нарушениями в развитии | Групповая работа. На основе анализа статей по проблеме психологического сопровождения родителей каждая группа заполняет матрицу SWOD-анализа. |
6. Основные направления работы с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии | Групповая работа: Разработка схемы программы психолого-педагогического сопровождения семьи |
7. Методы раннего выявления детей с отклонениями в развитии | Доклад. Обсуждение. Групповая работа: составление модели службы раннего сопровождения детей. |
Раздел 2 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ»