Глава 11. • домашние учреждения (различные виды брака, семьи, по­ложение женщин, положение детей, прошедшее и буду­щее домашних отношений)

домашние учреждения (различные виды брака, семьи, по­ложение женщин, положение детей, прошедшее и буду­щее домашних отношений);

обрядовые учреждения (дано понятие обряда вообще, его влияние на жизнь общества, приветствия, формы обра­щения, титулы, знаки отличия и одежда, отличия клас­сов, прошедшее и будущее обряда);

политические учреждения (описан широчайший спектр признаков политических учреждений политическая организация, интеграция и дифференциация, политиче­ские формы и силы, политические главы: вожди, короли и т.п., сложные политические главы, совещательные ор­ганы, представительные собрания, министерства, органы местного самоуправления, военная судебная, исполни­тельная системы, законы, прошедшее и будущее полити­ческих учреждений);

церковные учреждения (прослежена история становления церкви от идей первобытных людей, знахарей, жрецов, становления церковной иерархии, церковной системы как общественной связи, отношений церкви и государст­ва до прошедшего и будущего церковных учреждений);

профессиональные учреждения (анализ деятельности самых различных профессий — врачей и хирургов, танцоров и музыкантов, ораторов и поэтов, актеров и драматургов, биографов, историков, литераторов, судей и законников, ученых и философов, учителей, архитекторов, скульпто­ров, живописцев и т.д.);

промышленные учреждения (рассмотрена сложнейшая гам­ма вопросов важнейшего социального института общест­ва — экономического)1.

Всякий социальный институт, по Г. Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». Профессор Ю.А. Левада в курсе лекций по социологии, вышедшем в 1969 г., феномену «социальный институт» дал следующее опре­деление: это «нечто подобн9е органу в живом организме: это узел деятельности людей, сохраняющийся стабильным на про тяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы»1.

В западной социологии под социальным институтом чаще всего понимают устойчивый комплекс формальных и нефор­мальных правил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Социальные институты (от лат. Institutum — установление, учреждение)— это исторически сложившиеся устойчивые фор­мы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потреб­ностей личности, социальных групп, общества в целом. Социальные институты предопределяют жизнеспособность любого общества. Термин употребляется в самых разнообраз­ных значениях. Говорят об институте государства, семьи, церк­ви, образования и т.д.

Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию обще­ственных связей и отношений, обладание такими чертами, как:

• постоянное и прочное взаимодействие между участника­ми связей и отношений;

• четкое определение функций, прав и обязанностей, ко­торые обеспечивают взаимодействие каждого из участни­ков связи;

• регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;

• наличие специально подготовленных кадров, обеспечиваю­щих функционирование социальных институтов, и т.д.

Функции, формы и источники развития. В зависимости от сферы действия и выполняемых функций социальные институты могут подразделяться на: 1) реляционные,определяющие ролевую структуру общества по различным признакам — пол, возраст, образование, вид за­нятия, способности; 2) регулятивные, определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий ин­дивида для достижения личных целей. Они же определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы. К та­ким институтам относятся все механизмы социального контроля.

Институты могут быть культурными (идеологические, рели­гиозные, связанные с образованием, искусством и т. п.), а так же интегративными, связанными с социальными ролями, от­ветственными за удовлетворение потребностей и интересов со­циальной общности.

Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются эндогенные (внутрен­ние) и экзогенные (внешние) факторы.

Среди экзогенных важнейшими факторами являются воз­действия на социальную систему элементов культуры и лично­стей. Изменения социальных институтов под влиянием разви­вающихся культурных подсистем обусловлены прежде всего на­коплением человечеством новых знаний. Кроме того, большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают изме­нения в ценностных ориентациях, а также в способах оценки объективной реальности, формирующих мировоззрение кон­кретной культурной общности.

Большое влияние на социальный институт может оказать выдающаяся личность. Действия таких личностей часто меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (например, Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в фор­мировании мировосприятия и миропонимания индивидов, на­пример, институт семьи, образования и т.п.

Эндогенные изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, ко­торая стоит перед ним, не способствует реализации потребно­стей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действо­вать на основе иных норм и предписаний.

Институционализация. Процесс упорядочения и формализации со- циальных связей и отношений имеет большую и порой драматическую историю и на­зывается институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности — матери­альной, физиологической или духовной. Возникновение опре­деленных социальных потребностей, а также условий для их реализации, удовлетворения - важнейший момент институционализации. Например, институт семьи удовлетворяет по­требность в воспроизводстве людей, в воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социаль­ной адаптации и т.д.

История развития социальных институтов — это, по сути, постепенное превращение институтов традиционного типа в современные социальные институты, это касается, например, институтов семьи, права, церкви и т.п. Чем отличаются совре­менные институты от традиционных? Последние, как правило, характеризуются жестко предписанным ритуалом, веками ос­вященными обычаями, а также родственными связями и отно­шениями. Это хорошо видно на уровне родовых отношений. Род и большесемейная община были ведущими институтами первобытного общества. Уже тогда появились институты, регу­лирующие отношения между родами, большесемейными общи­нами, находящимися как бы над этими исторически первыми социальными ячейками. Прежде всего это институты обмена произведенными продуктами, т.е. экономических связей. Затем сформировались и политические институты, которые в функ­циональном плане преследовали вполне конкретные цели.

Развиваясь, социальные институты все более специализиро­вались по функциям; в зависимости от важности тех или иных функций некоторые из них занимали в системе социальных институтов ведущее положение. В жизни общества по мере его развития лидировали те или иные социальные институты-вож­ди племен, совет старейшин, церковь, государство и т.д В Но­вом и Новейшем времени в качестве ведущих выступают ин­ституты государства, науки, образования и другие, которые часто перестают зависеть от системы моральных принципов и норм, что в определенной степени ведет к отчуждению лично­сти от общества.

По мнению американских социологов, процесс интенсив­ной индустриализации общества, начавшийся в США в 30-е годы, привел к значительному повышению роли социальной стратификации, которая взяла на себя ряд социальных функ­ций, традиционно выполняемых семьей. Так, Э. Чэпл и К. Кун писали:

В процессе ослабления социальных функций, выполняемых институтом семьи, некоторые вторичные группы (например, профсоюзы) достигли такого уровня взаимодействия, которое рав­но взаимодействию первичных групп (семьи и других. — Авт.) или даже превосходит их1.

Социологи Т. Парсонс, Р. Бейлз и Ф. Шилз утверждают:

ясно, что в более «развитых» обществах не структуры родства, а социальные институты, такие, как государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации, играют решаю­щую роль. Процесс, посредством которого неродственные инсти­туты начинают играть первостепенную роль в социальной структу­ре, неизбежно влечет за собою потерю функций некоторыми или даже всеми институтами родства1.

Подобные взгляды складывались в США в 50-е годы, когда институты государственно-монополистического капитала ста­вили своей задачей тотальный контроль над всеми обществен­ными процессами. Эти тенденции подметил еще в XIX в. Г. Спенсер. Анализируя регулятивную систему, в том числе ин­ститут власти, он привлек внимание к механизмам «социального контроля». Политическое управление Г. Спенсер рассматривал как один из видов этого контроля. Основоположник учения о социальных институтах утверждал, что весь социальный кон­троль держится на «страхе перед живыми и перед мертвыми», Страх перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми — церковь. Эти два института, по его мнению, возник­ли и постепенно развились из «эмбриональных» форм, которые появились еще при родовом строе, в первобытном обществе.

Социальный контроль за повседневным поведением людей, считает Спенсер, осуществляется «церемониальными институ­тами», которые старше, чем церковь и государство, а действуют значительно эффективнее. Они регулируют общение, символи­зируя «статус» и «ранг» субъектов, вступающих в отношения между собой, поддерживая «чувство субординации».

Социальный институт, как было отмечено ранее, образуется на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных субъектов (индивидов, групп, общностей). Но он не сводится к сумме этих субъектов и их взаимодействий. Со­циальный институт носит надындивидуальный характер, обла­дает собственным, новым системным качеством и своей логи­кой развития. Итак, Социальные институты — это организованные социальные системы, выполняющие определенные функции, с устойчивой структурой, интегрированными элементами.

Они включают системы ценностей, норм, идеалов, образцов деятельности и поведения всех субъектов социокультурного процесса. Системы ценностей обусловливают сходное поведе­ние индивидов, всех субъектов социального действия, согласо­вывают их стремления, устанавливают формы, способы удовле­творения их потребностей и интересов, разрешают конфликты, на определенное время обеспечивают состояние равновесия в рамках той или иной социальной общности или общества в це­лом. Для того чтобы социальный институт функционировал, мало иметь в его структуре полный набор социокультурных элементов. Важно, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, переросли в социальные роли и статусы.

Процесс формирования ценностных ориентации личности, ее ожиданий и тд. — важнейший компонент институционализации.

Еще одним важным компонентом институционализации яв­ляется организационное формирование социального института: создание его материальной, финансовой, ресурсной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделенных ма­териальными и финансовыми средствами для выполнения оп­ределенных социальных функций, будь то институт церкви, се­мьи, высшего образования и т.п.

Формирование социального института проходит стихийно или сознательно, но в любом случае он характеризуется нали­чием цели. Кроме цели обязательно имеются функции, которые обеспечивают достижение этой цели, а также набор социальных ролей, характерных для данного института.

Итак, исходя из сказанного можно дать еще одно определение: Социальный институт — это специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечи­вающее достижение определенных целей, относительную ус­тойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Выполняя свои функции, социальные институты стимули­руют действия субъектов, согласующиеся со стандартами пове­дения, и подавляют их девиантное (отклоняющееся от стандар­тов. — Авт.) поведение, т.е. контролируют поведение субъектов.

Каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции инсти­тутов как элементов тех или иных социальных систем.

Как правило, выделяют четыре основных социальных ин­ститута: 1) институт семьи, выполняющий наиболее важную функцию — воспроизводство членов общества, 2) институт здравоохранения, 3) институт социальной защиты и 4) в более широком плане — государства.

В рамках государства, где действуют еще и другие институ­ты, например, образования, средств массовой информации, реализуется другая важная функция — социализация.

В рамках государства есть еще функции производства и рас­пределения. Они обеспечиваются экономическими, социальны­ми и политическими институтами. Большая роль здесь принад­лежит институтам управления и контроля, которые реализуют эти функции, опираясь на систему социальных норм и предпи­саний. Взаимопереплетаясь, действуют моральные и правовые нормы, традиции, обычаи, решения администрации. Поведение субъектов регулируется через систему поощрений и наказаний.

Функциональные качества различных социальных институ­тов отличаются друг от друга. Например, собственность, обмен, банки, хозяйственные объединения находятся в ведении ин­ститута экономики. Но утверждать, что этот институт и другие, например политические, социальные, разделяет китайская сте­на, было бы ошибочно. В реальной жизни их функции пере­плетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно.

Политические институты — государство, партии, профсою­зы и другие общественные организации — занимаются вопро­сами производства, социальной защиты и санкций. Кроме того, они регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологических ценностей, поддерживают сложив­шиеся социально-классовые структуры.

Свои специфические функциональные качества имеют со­циально-культурные и воспитательные институты. Прежде всего они помогают решать проблемы социализации субъектов, индивидов; делается это через усвоение закрепленных в созна­нии, в нормах права устойчивых социокультурных стандартов поведения. Такие стандарты поддерживаются и регулируются или силой общественного мнения, или силой закона. Обяза­тельность исполнения норм обеспечивается принудительно си­лой соответствующих органов, т.е. системы институтов госу­дарства, наделенного особыми полномочиями.

Существуют еще специфические функции социальных ин­ститутов, которые чаще всего называют церсмониально-символическими. Здесь тоже существуют свои нормы поведения, за которыми следят данные институты. Эти нормы регулируют ак­ты группового, межгруппового, индивидуального поведения, определяют его порядок, деятельность субъектов.

Социальные институты взаимодействуют с социальной сре­дой, в качестве которой выступает общество. Чем стабильнее, упорядоченное функционируют все социальные институты, тем крепче общество, динамичнее его развитие. Но происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различ­ных субъектов (отдельных людей, групп, слоев, классов), следо­вательно, меняется характер взаимодействия социальных ин­ститутов с социальной средой. Может наступить такая ситуа­ция, при которой изменения потребностей не найдут отраже­ние в структуре и функциях социального института и в его дея­тельности возникает дисфункция. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопреде­ленности его функций, понижении социального авторитета, трансформации отдельных функций в деятельность, направ­ленную не на достижение рациональной цели, удовлетворение широкого круга, в первую очередь, социально-экономических потребностей людей, а на поддержание собственного существо­вания. (Подробнее, на примерах, мы расскажем об этом чуть ниже. — Авт.). Такой институт начинает испытывать различ­ные трудности: от недостатка материальных, финансовых средств, отсутствия хорошо подготовленных высокопрофессио­нальных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа ин­ститута или государственного деятеля.

Все перечисленное в основном носит внешний, формально организационный характер, это внешние проявления дисфунк­ций, а не содержательные, о чем говорилось выше.

Чаще всего это явление связывается с утратой основного качества института — деперсонализацией. Принцип деперсона­лизации заключается в том, что функционирование социаль­ного института, удовлетворяющего широкий спектр социально-экономических, политико-идеологических семейно-бытовых потребностей, в основном не зависит от личности тех, кто должен выполнять задачи, решаемые конкретным социальным институтом: от их склонностей, установок, ценностных ориен­тации и других субъективных характеристик. Оптимальная дея тельность социального института достигается за счет объектив­но действующего механизма, обеспечивающего распределение социальных ролей (когда каждый субъект знает свой маневр), и этим обеспечивается четкое исполнение возложенных на ин­ститут задач. Дисфункция в деятельности социального институ­та заставляет «подгонять» его работу под интересы отдельных лиц (государственных, административных и т.п.), их персональных качеств.

Неудовлетворенные социальные потребности вызывают к жизни новые силы, нормативно не регулируемые виды дея­тельности. Они на полузаконных или вовсе незаконных осно­ваниях восполняют дисфункцию законных институтов. Эти но­вые силы вторгаются во все сферы деятельности и порождают имущественные, хозяйственные, уголовные и административ­ные правонарушения, так как действуют вопреки существую­щим нормам морали и права, юридическим законам.

Почему стала возможна такая картина? Это попытались вы­яснить социологи Академии Госслужбы при Президенте Рос­сии. Они задали респондентам довольно простой вопрос: «Как можно охарактеризовать действия центральных органов государственной власти в решении ключевых проблем социально-экономического развития?» Абсо­лютное большинство опрошенных назвали альтернативу «Ут­рата контроля за развитием событий.» — 61%; на второе место вышел ответ: «Некомпетентное руководство.» — 31%; затрудня­лись с ответом 4%. Утрату контроля за развитием событий рес­понденты связывают прежде всего с просчетами (вольными или невольными, в силу некомпетентности или преднамеренности. - Авт.) в разработке политики реформ. Кроме того, отмечают утрату контроля «верхов» за положением дел «внизу». Давая оценку власти в открытых вопросах, опрошенные не скупились на слова и не церемонились в определениях: «Льется горячий бесконечный дождь законов, указов, распоряжений, которые никто не выполняет»1.

В результате от 40 до 80% общего объема валового внутрен­него продукта России находится сегодня под контролем кри­минального мира. Экономическая преступность и коррупция в России приобретают поистине катастрофические масштабы. Наши мафиози «наращивают свои «грязные» капиталы не в легальном секторе экономики, а путем хапков из бюджета государства и новые миллионы долларов переводят в зарубежные

банки»1.

В силу обозначенных и других причин в последнее десяти­летие в российском обществе наблюдается быстрый рост пре­ступности, которая носит в основном организованный харак­тер, так как действует на основах четкой субординации, спе­циализации и жесткой дисциплины. Ее чертами является планируемость, распределение преступных ролей, каждый субъект имеет свои интересы и специализацию. Огромные средства, добытые преступным путем, идут на подкуп чиновников раз­личных правительственных структур: от поселка, города район­ного, областного, краевого, республиканского масштаба до сто­личных центров.

Естественно, что профилактику подобного рода правонару­шений надо начинать с переориентации деятельности социаль­ных институтов, чтобы они в большей степени удовлетворяли имеющиеся и возникающие социальные потребности, а также создавать новые социальные институты и трансформировать сами социальные потребности, постепенно менять обществен­ное сознание.

11.2. Социальные организации

С социальными институтами тесно связаны социальные организации. Социальная организация — это в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле — социальная

подсистема организации.

Термин «организация» (от франц. organisation, позднелат. organise — сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функ­ционирования элементов системы.

Организация как элемент социальной организации. В социологии ведущим понятием является элемент социальной структуры. В этом плне социальная организация понимается как структуры система отношений, объединяющих какое- то число таких элементов, например, индивидов (групп) для достижения определенной цели. Понятие «организация» употребляют в экономике, биоло­гии, кибернетике, многих других науках, а такие в сферах дея­тельности, где действуют социальные группы и упорядочивает­ся их деятельность. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рам­ках социальной организации (в форме производственных, ре­лигиозных, национальных, научных организаций, политических партий, профессиональных союзов и т.д.). Социальная органи­зация оформляет социальные группы в коллектив. Видный ис­следователь проблемы социальной организации А. И. Пригожий определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель1.

Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сфор­мировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Ка­ждый член группы имеет свою собственную позицию, отра­жающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает предста­вителей рабочих, инженерно-технических работников, разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функ­цию со стороны социальной системы. Социальные организации имеют ряд основных черт.

1. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой це­ли. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регули­рования их деятельности для достижения цели, которой нельзя

достичь в одиночку.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, со­циальная организация — это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, которые устанавливаются социаль­ным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

3. Характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляю­щая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффектив­ность и стабильность функционирования.

4. Характерная черта организации—управляющие подсисте­мы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации.

В числе важнейших средств значительную роль играют ин­ституциональные, или внутриорганизационные нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют норматив­ные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, де­терминируют организационный порядок, систему относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения и

взаимодействия.

Организации различаются в соответствии с основными сфе­рами жизнедеятельности общества. Большинство из них вклю­чают в себя несколько качественно различных подсистем. Так, в производственной организации, как правило, имеются техни­ческая, экономическая, управленческая, социальная подсисте­мы. Отношения в социальной организации, их формы опреде­ляются функциональными особенностями конкретной органи­зации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нор­мами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требова­ния: как безличный институт и как человеческая общность. В свою очередь, каждый индивид предъявляет к организации свои требования, такие, как защита его социального положе­ния, обеспечение его профессионального и статусного роста, создание условий для развития его личности. Взаимодействие этих требований — один из важных источников развития органи­зации. От их реализации зависит ее социальная эффективность.

Как правило, социальная организация — это целостная со­циальная система, состоящая из различных подсистем и их элементов. Целое всегда больше своих составляющих и качест­венно отличается от них. Поэтому всякая социальная организация характеризуется особым кооперативным эффектом, при­ростом дополнительной энергии, называемым синергетикой, а общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется в результате того, что организация интегрирует уси­лия всех своих элементов (субъектов). Координация, одновре­менность усилий этих субъектов дает прирост энергии: элемен­ты организации, включенные в ее систему, приобретают новое качество, превращаясь в частично специализированные, вы­полняющие более узкие функции, однонаправленные элемен­ты, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия концентрируется на одной це­ли — управляющая подсистема координирует действия людей.

Типология социальных организации. Социологи-специалисты дают типологиюсоциальных организаций, используя разныеподходы и методы. Но наиболее распространенными типами организации являются формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в сис­темах связей, статусов и норм.

Формальная организация, как правило, возникает в результа­те соответствующего административного, политического реше­ния, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регла­ментирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Раз­деление труда выступает как система статусов — должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководи­тель — подчиненные.

Для успешного функционирования формальной организа­ции необходима деловая информация. Ее прохождение, приня­тие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Ме­жду субъектами не предусматриваются никакие иные отноше­ния, кроме служебных, регламентированных правилами внут­реннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В ос­нове ее деятельности лежит принцип целесообразности.

Одним из первых ввел в социологию категорию формальной организации немецкий ученый Макс Вебер. Он же высказал верное предположение, что формальная организация, как пра­вило, стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценивал роль бюрократии, утверждая, что без нее невозможен технический, технологический, организа­ционный прогресс. Вебер сформулировал основные черты бю­рократии идеального типа. Этот тип предполагает следующие свойства: управленческая деятельность совершается постоянно; существует потолок, сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого субъекта в аппарате управления; выше­стоящий руководитель осуществляет контроль за нижестоящим чиновником, который отделен от собственности на средства управления, а должность отделена от субъекта, выполняющего административные функции; управленческая работа становится особой профессией; существует система подготовки чиновни­ков, управленческие функции документируются; в управлении главным является принцип безличности.

Вебер утверждал, что главное достоинство бюрократии — высокая хозяйственная и экономическая эффективность. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания и постоян­ство управленческого процесса, служебная тайна и субордина­ция, единоначалие и экономичность, сведение к минимуму конфликтов и уважение профессионализма коллег. Таковы, по Веберу, главные достоинства бюрократического управления организацией.

Но уже в конце XIX и в начале XX вв. он высказал немало верных мыслей относительно опасности, которую несет в себе усиление бюрократии в формальных организациях, в обществе в целом. Вебер полагал, что бюрократия может превратиться в класс, если ее деятельность не будет жестко контролироваться государством. Среди главных недостатков бюрократии он назы­вал игнорирование специфики конфликтных ситуаций, дея­тельность в жестко определенных рамках, по шаблону, т.е. от­сутствие какого-либо творчества в работе, злоупотребление властью. Чтобы бороться с этими и другими негативными тен­денциями в деятельности бюрократии, ученый предлагал, как отмечалось выше, систему контроля, гарантий, ограничиющих власть бюрократов. Одним из условий, порождающих все­властие бюрократии, по праву считается отсутствие полной информации об их деятельности. Это положение, безусловно, справедливо.

Точка зрения Вебера на роль бюрократии в формальной организации, в обществе подвергалась и подвергается основа­тельной критике, хотя в последние десятилетия наблюдается своего рода ренессанс его идей, которые освобождаются от ус­таревших представлений, модернизируются. Например, разде­ляют власть бюрократа и власть специалиста: первому подчи­няются в силу приказа, второму — в силу авторитета, призна­ния его профессиональной подготовки, глубокого знания дела. Поэтому подчинение во втором случае добровольное, тогда как в первом - - принудительное. Какому способу управления от­дать предпочтение, какой стиль руководства эффективнее -вопрос далеко не праздный. В нынешнем обществе информа­ционной цивилизации острой проблемой оказывается опреде­ление самостоятельности специалистов. Считают, что эта само­стоятельность должна проявляться в оперативной формулиров­ке целей, постановке задач, выборе способов деятельности, ис­пользовании знаний и контроле исполнения.

Проблема противоречия между бюрократической организа­цией управления и творческой работой, предполагающей вос­приимчивость ко всем новшествам — это вопрос выживаемости любой формальной организации в условиях рыночной эконо­мики. Готовность организации признать и внедрить нововведе­ние в немалой степени зависит от наличия в организации таких норм и правил, которые поощряют творческую деятельность. Даже в традиционных обществах существуют нормы, которые поощряют (материально и морально) творческую, конструктив­ную деятельность субъектов формальных организаций (на­пример, кружки качества в Японии). Но всюду, в техногенных или традиционных обществах, всегда приходится преодолевать сопротивление бюрократии. Французский социолог М. Крозье отмечает, что характер сложившихся в бюрократической орга­низации связей и отношений препятствует инновациям (иерар­хия служебных зависимостей, желание монопольно владеть информацией, решать судьбы вверенных субъектов, определять экономическую, социальную политику — слишком лакомый кусок, чтобы можно было легко от него отказаться). Наделен ный соответствующими полномочиями чиновник считает дей­ствия подчиненных правильными, если они соответствуют приказам, уставам, внутреннему распорядку организации, уч­реждения. Малейшее отступление от этих правил ведет к санк­циям. Такой подход к оценке деятельности подчиненных не поощряет творчества, культивирует конформизм поведения, мышления, приучает жить по принципу: «Чего изволите? Как

скажете, так и сделаю».

Американские исследователи П. Блау и Т. Скотт справед­ливо подметили, что бюрократия стремится к однотипности в организационных системах. Разнородность задач, функций и элементов организации создает возможности для внедрения новинок техники и технологии, большей оптимизации управ­ления, но затрудняет руководство. Проведя эксперименты, со­брав большой эмпирический материал, они доказали, что орга­низации, выполняющие простые задачи, решают их лучше при иерархической структуре управления. А группы, решающие сложные проблемы, носящие комплексный характер, показы­вают лучшие результаты не при иерархической, а при горизон­тальной структуре организации, когда организационные отно­шения более демократичны, менее заформализованы.

Бюрократия стремится к тому, чтобы вывести за скобки, исключить собственно личные интересы субъектов, занятых в сфере управления, перевести эти интересы во всеобщие инте­ресы организации. Материальные интересы индивидов связаны не столько с задачами, целями организации, сколько с сущест­вованием конкретных подразделений организации, формами их существования, регламентации. В свое время Маркс говорил о существовании особого корпоративного интереса бюрократии в государстве. В таком случае цели формальной организации превращаются в средства поддержания ее устойчивости, мате­риальных интересов правящей элиты.

В обществе параллельно с формальными возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или соз­нательно для решения социальных потребностей. Неформаль­ные организации — это спонтанно сложившаяся система соци­альных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отлич­ные от формальных структур нормы межличностного и меж­группового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций, важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации, группы. Это взаимодейст­вие в большей степени зависит от личных привязанностей, симпатий. Отношения с другими субъектами не регламентиро­ваны приказами, установками руководства, предписаниями. Решения организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством, оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткого регламента, дисципли­ны, и подобная организация, группа менее устойчива, более пластична и подвержена изменениям. Ее структура и отноше­ния в ней во многом зависят от складывающейся ситуации.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об этом ясное пред­ставление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

Вопросы для повторения

1. Объясните, что представляет собой «социальный институт».

2. Поясните термин «институционализация».

3. Назовите виды социальных институтов, их функции.

4. Под влиянием каких факторов изменяются социальные ин­ституты?

5. Объясните, что такое «социальная организация».

6. Назовите и охарактеризуйте основные черты организации. Какие виды организаций вы знаете?

7. Какую роль играет бюрократия в формальной организации?

8. Сравните формальную и неформальную организации, их преимущества и недостатки.

12.Социология труда и трудовых организаций

Трудовая деятельность всегда включена в определенные соци­ально-экономические условия и осуществляется той или иной про­фессиональной группой, связана с социальными институтами, лока­лизована во времени и пространстве, детерминирована определен­ными формами собственности, моральным и социально-психо­логическим климатом в трудовом коллективе. В этой главе рассмат­риваются социальные формы и условия труда, его характер (коллективный или индивидуальный труд) и проблемы мотивации.

12.1. Труд и его составляющие

Общественный труд представляет собой сложное образова­ние, является предметом изучения целого ряда наук. В социо­логии труда выделяют несколько направлений анализа:

• социологию организаций, которая исследует иерархию и структуру управления производством, бизнесом и т.д.;

• социологию профессий, изучающую престижность тех или иных видов деятельности, ценностные ориентации, профессиональную пригодность и т.п.;

• трудовую деятельность как социальный процесс;

• социальные факторы повышения эффективности труда;

• влияние технологических и социальных условий на от­ношение к труду и т.д.

Безусловно, в одной сравнительно небольшой главе невоз­можно рассмотреть все аспекты поставленной проблемы.

С социально-экономической точки зрения труд представля­ет процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительные стоимости, материальные и духовные блага. По мнению К. Маркса, это «процесс, в котором человек своей собственной деятельностью контролирует обмен веществ между собой и природой»1. Мож но привести высказывание Энгельса, которое сводится к тому, что труд — первое и основное условие всей человеческой жиз­ни и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека1. В данном случае труд рассматривается в качестве основной формы жизнедеятельности человеческого общества, главного условия его бытия. Труд исторически обу­словил и способствовал выделению общества из природы, а че­ловека из животного мира.

Обстоятельно исследовал проблемы труда английский уче­ный Г. Спенсер. Им глубоко проанализированы различные ви­ды труда: сложный, свободный труд, становление и развитие капитала, деятельность рабочих союзов, организация и оплата труда при капиталистической кооперации и т.д. (рабов, кресть­ян, рабочих). За мизерное вознаграждение они работали по 12-15 часов в сутки, а наукой, искусством и т.д. могли зани­маться только аристократы, дети богатых людей и т.п. Неслу­чайно во многих языках слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют одинаковые корни, а, по определению Аристотеля, «раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб».

В разные исторические эпохи развития человечества труд выступает в различных формах, которые являются показателя­ми развития общественных отношений.

За последние 150 — 200 лет существенно возросла роль нау­ки, искусства и технического прогресса в жизни общества, осо­бенно развитых стран. Изменилась и структура населения. В прошлом веке население Англии, Франции и Германии на 2/3 состояло из рабочих и крестьян, в настоящее время — всего на 1/3. Теперь основная часть населения — это врачи, инжене­ры, ученые, деятели культуры. Как показывают расчеты, имен­но они вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран.

Основные категории труда. Процесс труда включает: 1) целесообразную | деятельность человека, или сам труд; 2) предмет труда, то, на что направлена эта деятельность; 3) орудия производства, которыми человек воз­действует на этот предмет.

Необходимо разделять два исходных понятия, которые сей­час мы слышим постоянно: индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Первое понятие означает индивиду­альное рабочее место, обособленную трудовую зону со своим субъектом, кругом обязанностей и функциями -- это элемент технологического разделения труда.

Индивидуальная трудовая деятельность — элемент экономи­ческого разделения труда. Это общественно-полезная деятель­ность граждан, основанная на личном труде отдельных субъек­тов и членов их семей. Основу такой деятельности составляют находящиеся в личной собственности средства труда, жилые здания и постройки, земля, производственные объекты, транс­портные средства и т.д. Индивидуальная трудовая деятельность выступает элементом разделения труда внутри общества.

Важное значение имеет категория «условия труда». Не вда­ваясь в детали определения основных ее характеристик, отме­тим только, что условия труда могут быть нормальные и вред­ные. При нормальных условиях работа не наносит явного вреда здоровью человека. Вредные условия труда (работа в шахтах, у доменных или мартеновских печей, в некоторых цехах химиче­ского производства и т.д.) опасны для здоровья человека и не­редко ставят под угрозу саму человеческую жизнь. Кроме того, условия труда разделяются социологами на экстремальные, от­носительно нормальные и благоприятные. Во многом они зависят от организации и содержания труда.

Под организацией труда обычно понимают форму, способы и порядок соединения живого и овеществленного труда (чело­век — оборудование, машины, инструмент). Организация труда основывается на таких ключевых элементах, как рабочее место, разделение труда и его кооперация, распределение работы и контроль. Последний элемент означает, что применяются эко­номические рычаги, социальные санкции и юридические нормы. 1 Содержательность труда. Содержание труда выражает его технико - функциональную сторону, а содержательность труда социально-психологическую.

Труд рассматривается человеком как творческий, содержатель­ный, если построен по собственному плану. Подчинение чужой власти, воле — путь к психологическому или социальному от­чуждению. Вот почему важно перед работником, сотрудником ставить цель, задачу и стремиться давать простор его фантазии в выборе путей, средств достижения этой цели, безусловно, де­ликатно контролируя его деятельность.

При организации труда на производстве, при управлении им, в бизнесе, юридической конторе большое значение имеют стимулирование и мотивация труда.

Стимулирование — это система материального и морального поощрения трудовых усилий, выраженного в прямой и косвен­ной форме, шаг от принудительного труда к свободному.

Мотивация труда — другой, более широкий шаг к свобод­ному труду, побуждение к активной трудовой деятельности, ос­нованное на удовлетворении важных человеческих потребно­стей (в самоутверждении, принадлежности к сильным лично­стям, активным бизнесменам и т.д.). Мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками. Мотивы предполага­ют субъективную оценку того или иного факта, явления; они относительны. В основе ценностей лежит объективное призна­ние чего-либо обществом в качестве непререкаемой нормы, ценности являются нравственными императивами.

Как справедливо утверждают авторы учебника «Социология труда»1, основными элементами содержательности труда, если ее понимать как социально-психологическую структуру трудо­вой деятельности, являются:

• цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, идеальный план действий;

• отношение к труду — в его основе лежит ощущение ос­мысленности труда и положенности цели как своей соб­ственной, стремление переформировать окружающий мир по собственному плану;

• стимулы труда — внешние факторы, побуждающие к трудовой активности;

• мотивы труда — внутренние стимулы, потребность, осоз­наваемая как нечто важное;

• ценности и ценностные ориентации — этические импе­ративы трудовой деятельности.

Трудовой коллектив как социальная общность и социальная организация. Трудовая деятельность, как уже отмечалось, может быть индивидуальной и

групповой. Групповая деятельность, особенно на крупных предприятиях, в акционерных обществах, по форме не может быть никакой иной, кроме коллективной.

Трудовой коллектив -- это социально-политическое и эко­номическое объединение людей, организованных для выполнения общественно-значимых и личностно ценных целей дея­тельности1.

Трудовой коллектив — важнейшая характеристика общест­венного труда. Его необходимо рассматривать как социальную общность и как социальную организацию. Единство этих двух сторон трудового коллектива обусловлено жесткой регламенти­рованностью действий, дисциплиной, системой санкций. В то же время человек обладает правом на труд и, выполняя пред­писанные функции, в сфере неформальных отношений дейст­вует по своему усмотрению.

Поэтому трудовой коллектив — это жестко организованная форма деятельности и добровольная общность единомышленников, место, где происходит соединение различных интересов и од­новременно их сталкивание. Как социальная организация трудовой коллектив есть раз­новидность общественного института, а как социальная общ­ность — элемент социальной структуры общества. В нем всегда имеются формальная и неформальная системы отношений: ад­министративно-правовая структура и структура малых групп со своими межличностными связями.

Административная организация опирается на должностную иерархию (совокупность прав и обязанностей работников) и на структуру власти.

Социальная структура коллектива — это прежде всего сово­купность целевых и должностных групп, а также ячеек общест­венных организаций и отношений между ними. Эти группы объединены единством целей и различаются по производст­венным и социальным функциям при их реализации1. Поскольку в такую сложную систему входят самые различ­ные элементы, между ними всегда возникают внутренние про­тиворечия. Это естественное состояние функционирования и развития каждой трудовой организации. Важнейшая задача ор­ганизации — разрешать эти противоречия, желательно не дово­дя их до конфликтов.

Как отмечалось, между социальной организацией трудового объединения и социальной структурой общества существует тесная взаимосвязь. Но трудовой коллектив входит еще и в тер­риториальную общность людей (находится в поселке, городе и тд.). Он связан с обществом непосредственно: его работники — это совокупность членов общества, объединенных целями со­вместной деятельности. Его состав различается по социальным свойствам, детерминированным этническими, демографиче­скими, классовыми, профессиональными и другими характери­стиками.

2.2. Трудовая организация -трудовой коллектив


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: