double arrow

Виды памяти, их особенности

Память - богатый в своих проявлениях познавательный процесс, поэтому наука насчитывает несколько классификаций видов памяти, совершенных по различным признакам зависимости от того, что именно человек запоминает и воспроизводит, различают четыре вида памяти: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память выражается в запоминании образов, представлений конкретных предметов, явлений, их свойств, наглядно данных связей между ними зависимости от того, какими анализаторами человек воспринимает объекты во время их запоминания, образная память бывает зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и т.д. Довольно часто эти виды памяти работают комбинированно: так, образ определенного человека представляет собой сочетание работы зрительной, слуховой и обонятельной памятью.

Двигательная память проявляется в запоминании и воспроизведении человеком своих движений и их сочетаний.

Двигательная память является основой для формирования различных умений и навыков, усвоение устной и письменной речи, комплексов движений и т.д. Со временем многое из содержания этого вида памяти приобретает неосознаваемого характеру, чтобы избегать излишнего психической нагрузки Да, мы умеем ходить, писать автоматизирован благодаря двигательной памяти.

Эмоциональная память заключается в запоминании и воспроизведении человеком своих эмоций и чувств.

Это один из самых ранних видов памяти, начинает свою работу еще в раннем детстве Воспоминания детства чаще всего связаны с глубокими переживаниями общем яркие, эмоционально насыщенные события статью во храниться в памяти человека очень долго Следует отметить, что запоминается прежде всего эмоционально окрашенная информации.

Словесно-логическая память заключается в запоминании мыслей, понятий, суждений, умозаключений, отражающие существенные связи и отношения предметов и явлений, их общие свойства

В отличие от образной, двигательной и эмоциональной памяти, которая есть и у животных, словесно-логическая память является специфически человеческой памятью на мысли, суждения, закономерности. Словесно-логическая память тесно связанного связана с речью и мышлением человека Она формируется вместе с ними и достигает своего заключительного вида позже двигательную, эмоциональную и образную.

Другая классификация видов памяти опирается на признак длительности сохранения информации и имеет следующие виды: кратковременная, долговременная, оперативная.

Кратковременная память удерживает информацию в течение очень незначительного времени (доли секунд), ее задача - дать возможность психике решить дальнейшую судьбу информации, поступившей к мозгу - забыть ненужное или запомнить что-то.

Долговременная память сохраняет информацию в течение значительных отрезков времени, иногда всей жизни человека. В нее поступает материал из кратковременной памяти, который не находится там в неизменном виде: обобщается, классифицируется, объединяется в смысловые группы.

Оперативная память нужна для выполнения человеком определенных текущих операций и содержание информации при них. Так, синхронный переводчик содержит слова, услышанные от иностранца, пока не переведет их, потом забывает.

При кратковременном запоминании воспроизведение материала происходит в той \"фотографической\" форме и последовательности, в которой он воспринимался, поскольку нет времени на переработку информации.

Следующая классификация обладает признаком для распределения видов памяти активность сознания и делится на: непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память - память, в которой человек запоминает и воспроизводит информацию, не прилагая для этого волевых усилий, а опираясь на интерес, значимость такой информации (в развитии предшествует произвольной).

Произвольная память - в ее работе четко поставленная цель, прилагаются соответствующие волевые усилия для запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Характеристика основных процессов памяти

Запоминаниеэто процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.

К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. 

Непроизвольное это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Забывание проявляется в двух основных формах:

а) невозможность припомнить или узнать;

б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Представление памяти — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении — с максимальной полнотойотображения конкретных признаков.

Представления памяти различаются:

1) по ведущему анализатору — зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные;

2) по содержанию — математические, технические, музыкальные.

Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти весьма индивидуальны.

Известные в психологии механизмы памяти делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движенрш, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо школы, в которой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения является появление персеверирующих образов, которые характеризуются исключительной устойчивостью.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта, например когда мы задаемся целью вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, слова «идут сами собой». Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу.

Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мышления.

Забывание

Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная, "фактическая" форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде.

Как доказано опытами И. П. Павлова, угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшего количества повторений, чем для их начального образования. Кроме того, угасшие рефлексы могут при определенных условиях растормаживаться. Этим объясняются отдельные факты неожиданного воспроизведения того, что казалось давно забытым. Так, один человек в болезненном состоянии заговорил на немецком языке, которому научился много лет назад, но потом, долго не пользуясь им, казалось, совсем его забыл.

Темпы забывания

Забывание зависит от времени. Это впервые экспериментально установил немецкий психолог Эббингауз (1850-1909), который показал, что забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется. Эббингауз констатировал эту закономерность на забывании отдельных бессмысленных слогов. Многочисленные исследования, проведенные после него, показали, что темп забывания зависит и от содержания материала, его осознанности. Чем более осознан материал, тем медленнее он забывается.

Однако и относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем медленнее. Эту закономерность важно учитывать в учебной работе. Надо предупреждать забывание. Как говорил К. Д. Ушинский, "воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж".

Воображение - способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

Таким образом, существенным признаком воображения является способность субъекта создавать новые образы. Образ воображения не имеет аналогов в реальной действительности.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

1) представление действительности в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемные задачи;

2) регулирование эмоциональных состояний, при помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять потребности, снимать порождаемую ими напряженность;

3) участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека: обращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4) формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами;

5) планирование и программирование деятельности, составление программ, оценки их правильности, процесса реализации.

Пассивное воображениепроявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы сами всплывают, помимо воли и желания человека, а не формируются им. Например, в сновидениях. Активная формавоображения проявляется, например, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Творчество – процесс, в результате которого появляются принципиально новые или значительно усовершенствованные пути решения определенных задач. Очевидно, что творческое мышление и воображение связаны между собой.

Можно выделить такие особенности творческого воображения:

· с его помощью создаются совершенно новые образы, не на основе их описания, а на основе собственных мыслей субъекта;

· может быть как произвольным, так и непроизвольным;

· способность к творческому воображению отчасти определяется с рождения, но ее можно развивать;

· взаимосвязь воображения и творчества можно увидеть в их сходных этапах и приемах.

Этапы творческого воображения:

1. Возникновение творческой идеи. В сознании появляется смутный образ, первые задумки. Это не всегда происходит осознанно.

2. Вынашивание замысла. Размышления о том, как можно воплотить идею в жизнь, мысленное усовершенствование и т.д.

3. Реализация замысла.

Приемы творческого воображения можно выделить, изучив результаты творческих процессов.

Например, для того, чтобы придумать большинство сказочных предметов и существ, были использованы такие приемы:

1. Агглютинация – создание образа из двух разных идей (русалка, кентавр).

2. Аналогия – создание образа по аналогии с другим.

3. Преувеличение или преуменьшение (Гулливер и лилипуты).

4. Типизация – отнесение объекта к определенному типу.

5. Придача – объекту приписываются новые функции и свойства (ковер-самолет).

6. Перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации.

26 билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: