Термины и определения

ПРАВИЛА

ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ТУРКМЕНИСТАНА

Глава 1

Термины и определения

Атмосферное давление на аэродроме (давление на аэродроме) - значение атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба (мм.рт.ст.), в миллибарах (МБАР) или гектопаскалях (ГПа), на уровне порога ВПП.

Аэродром (вертодром) - земельный или водный участок, специально подготовленный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Аэродром базовый - аэродром, предназначенный для базирования воздушных судов и имеющий для этой цели необходимые сооружения.

Аэродром назначения - аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена планом полета и заданием на полет.

Аэродром запасной - указанный в плане полета, выбранный перед полетом или в полете аэродром, (в том числе аэродром вылета), куда может следовать воздушное судно, если посадка на аэродроме назначения невозможна или нецелесообразна.

Аэродром запасной, при взлете - аэродром, на котором воздушное судно может произвести посадку, если такая необходимость возникнет сразу после взлета и отсутствует возможность использовать аэродром вылета.

Аэродром запасной, на маршруте - аэродром, на который воздушное судно может произвести посадку, если во время полета по маршруту оно оказалось в нештатной или аварийной обстановке

Аэродром временный - аэродром, предназначенный для обеспечения полетов воздушных судов в определенный период времени и не имеющий стационарных сооружений и оборудования, но подлежащий учету в установленном порядке.

Аэродром горный* - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома (КТА), а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря.

Аэродромный круг полетов (схема полета в зоне взлета и посадки) - установленный маршрут в районе аэродрома, по которому (или части которого) выполняется набор высоты после взлета, снижение для захода на посадку, ожидание посадки, выполнение полета над аэродромом или выход воздушного судна за пределы района аэродрома.

Аэронавигационный запас топлива - резерв топлива сверх расчетного количества для полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения, необходимый на случай изменения плана полета, вызванного направлением на запасной аэродром, отклонением от утвержденного маршрута, усилением скорости встречного ветра и другими обстоятельствами.

Аэронавигационная информация - сведения касающиеся характеристик и фактического состояния аэродромов, порядка маневрирования в районе аэродрома, воздушных трасс и их оборудования радио-, электротехническими средствами.

Аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

Аэропорт международный - аэропорт, выделенный для приема, выпуска и обслуживания воздушных судов, выполняющих международные полеты, и имеющий пункты пограничного, таможенного и карантинного контроля.

Безопасность полетов - комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Боковая полоса безопасности (БПБ) - специально подготовленный участок аэродрома, примыкающий к боковой стороне ВПП и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов.

Болтанка - беспорядочные перемещения воздушного судна, при полете в турбулентной атмосфере (умеренная болтанка - при приросте перегрузки до ± 1,0, сильная - ± 1,0 и более, а в посадочной конфигурации умеренная ± 0,3-0,4, сильная более ± 0,4).

Бортовое аварийно - спасательное оборудование (БАСО) самолетов и вертолетов ГА - технические средства как функционально связанные с конструкцией ВС, так и съемные средства и снаряжения, используемые при возникновении аварийной обстановки на борту.

Бортовое пилотажно-навигационное оборудование - совокупность измерительных, вычислительных, управляющих систем и устройств, а также систем отображения информации на борту воздушного судна, предназначенных для обеспечения решения задач ручного, автоматизированного, полуавтоматического и автоматического самолетовождения или вертолетовождения от взлета до посадки и выдачи информации экипажу.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов.

Взлетная дистанция - расстояние по горизонтали, проходимое самолетом от точки старта до точки на высоте 10,7 м относительно уровня ВПП в точке отрыва.

Визуальный заход на посадку - заход на посадку при полете по ППП, когда схема захода на посадку по приборам частично или полностью не соблюдается и заход выполняется по визуальным наземным ориентирам.

Видимость (дальность видимости) - определяемое атмосферными условиями максимальное расстояние, с которого видны и опознаются неосвещенные объекты (ориентиры) днем и световые ориентиры (освещенные объекты) ночью.

Видимость вертикальная - максимальное расстояние от поверхности земли до уровня, с которого вертикально вниз видны объекты на земной поверхности.

Видимость на ВПП (RVR) - максимальное расстояние в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, можно видеть маркировку ее покрытия или огни, ограничивающие ВПП или обозначающие ее осевую линию. На аэродромах, оборудованных светосигнальными системами ОВИ или ОМИ типа М-2, за видимость на ВПП принимается видимость ОВИ или ОМИ соответственно. При отсутствии ОВИ или ОМИ типа М-2 за видимость на ВПП ночью принимается видимость световых ориентиров.

Вне трассовый полет - маршрут вне воздушной трассы, местной воздушной линии, согласованный с компетентными органами, заинтересованными ведомствами и организациями и предназначенный для выполнения авиационных работ.

Воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение воздушных судов и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства.

Воздушная трасса - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора, ограниченное по ширине и высоте и оборудованное радионавигационными средствами.

Воздушное движение - движение воздушных судов, находящиеся в полете, и движение воздушных судов площади маневрирования аэродрома.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, в отличие от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности.

Воздушное судно, потерпевшее бедствие - воздушное судно, получившее при взлете, полете, посадке или при падении серьезные повреждения или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.

Воздушное судно, терпящее бедствие - воздушное судно, оказавшееся в условиях, когда ему или находящимся на его борту людям угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа.

Вынужденная посадка - посадка на аэродроме или вне аэродрома по причинам, не позволяющим выполнить полет согласно плану.

Высота безопасная - минимальная допустимая высота полета, гарантирующая воздушное судно от столкновения с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней.

Высота нижней границы облаков (ВНГО) - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков, находящихся ниже 6000 м (20 000 фут) и закрывающих более половины неба. В случае, когда нижнюю границу облаков определить невозможно, следует руководствоваться вертикальной видимостью.

Высота перехода - установленная в районе аэродрома высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на значение давления 760 мм.рт.ст.(1013,2 мбар) при наборе заданного эшелона

Высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна.

Высота полета абсолютная - высота полета от среднего уровня моря.

Высота полета истинная - высота полета от уровня точки на земной

(водной) поверхности, находящейся непосредственно под воздушным судном.

Высота полета относительная - высота полета от уровня условно выбранной точки.

Высота принятия решения (ВПР) - установленная абсолютная или относительная высота при точном заходе на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасность посадки.

Примечание 1. Абсолютная высота принятия решения отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота принятия решения - от превышения порога ВПП.

Примечание 2. “Необходимый визуальный контакт с ориентирами” означает видимость части визуальных средств или зоны захода на посадку в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна и скорости его изменения по отношению к номинальной траектории полета. При полетах по категории III с использованием относительной высоты принятия решения необходимый визуальный контакт с ориентирами заключается в выполнении процедур, указанных для конкретных правил и условий полета.

Высота визуального прерванного захода - высота, указанная в схеме визуального захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг если положение воздушного судна в пространстве или параметры его движения не обеспечивают безопасной посадки.

Вне трассовый полет - маршрут вне воздушной трассы, местной воздушной линии, согласованный с компетентными органами, заинтересованными ведомствами и организациями и предназначенный для выполнения полетного задания (авиационных работ).

Давление стандартное - атмосферное давление на среднем уровне моря в соответствии с параметрами стандартной атмосферы. Числовое значение стандартного давления равно 1013,25 гПа, что соответствует 760 мм.рт.ст. или 1013,25 мбар.

Диспетчерская информация - информация, передаваемая диспетчером службы движения экипажу о метеоусловиях, воздушной обстановке, работе радио-, электротехнических средств, состоянии аэродромов и другие сведения, необходимые для выполнения полета.

Диспетчерское разрешение - разрешение, выдаваемое диспетчером службы движения командиру воздушного судна, связанное с выполнением полета и обоснованное соответствующими условиями и установленными правилами полетов в гражданской авиации.

Диспетчерская рекомендация - рекомендация экипажу по принятию мер, касающихся выполнения полета, и используемая по усмотрению экипажа.

Диспетчерское указание - указание диспетчера службы движения командиру воздушного судна, связанное с выполнением задания на полет и обязательное для исполнения.

Диспетчерское обеспечение плана воздушного движения - оформление и передача органам службы движения предварительного плана (заявки) на выполнение предстоящих полетов в органы контролирующие и разрешающие полеты в закрепленном за ними воздушном пространстве, получение и подача сообщений о разрешении полетов, а также принятие оперативных мер по обеспечению безопасности и регулярности движения воздушных судов.

Зависимые параллельные заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных ВПП.

Задание на полет - документ установленной формы, содержащий необходимые сведения об экипаже, воздушном судне и определяющий цель полета (полета)

Заявка на полет, предварительный план полета - документ установленной формы подаваемый в определенное время в соответствующий орган УВД и содержащий необходимые сведения для обеспечения полета (полетов).

Заход на посадку по ПВП - этап визуального полета, выполняемый с соблюдением правил ПВП и при установленных минимумах ПВП.

Заход на посадку по приборам - заход, выполняемый по ППП по установленной схеме, с использованием радиотехнических систем, под управлением и контролем диспетчера службы движения.

Зона нормальных полетов - воздушное пространство определенных размеров, простирающееся по обе стороны от осевой линии курса курсового радиомаяка ILS. При независимых параллельных заходах на посадку учитывается только внутренняя половина зоны нормальных полетов.

Зона ожидания - воздушное пространство определенных размеров, установленное, как правило, над РНТ района аэродрома (аэроузла), для ожидания воздушными судами своей очереди подхода к аэродрому или захода на посадку.

Зона (район) подхода - воздушное пространство в границах аэродрома (аэроузла), исключая зону взлета и посадки и воздушное пространство районов МДП.

Зона (район) УВД - воздушное пространство установленных размеров, в котором орган УВД осуществляет свои функции.

Зона аэродромная (пилотажная) - воздушное пространство установленных размеров для отработки техники пилотирования и других полетных заданий.

Зона взлета и посадки - воздушное пространство от уровня аэродрома до высоты второго эшелона включительно в границах, обеспечивающих маневрирование воздушных судов при взлете и заходе на посадку.

Зональная навигация (RNAV) - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полеты по любой желаемой траектории и в пределах зоны действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями автономных средств, или их комбинации.

Зона запретная - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов запрещены.

Зона ограничения - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями.

Зона специальная - воздушное пространство установленных размеров предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, полетов на малых и предельно малых высотах, пусков ракет, воздушных стрельб и других специальных полетов.

Командир воздушного судна - лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном данного типа и руководства экипажем.

Контрольная высота - высота, которую должен показывать высотомер воздушного судна на эшелоне перехода после перевода шкалы высотомера на давление аэродрома или минимальное давление, приведенное к уровню моря. Контрольная высота рассчитывается штурманской службой аэропорта и передается на борт воздушного судна при снижении с эшелона полета перед заходом на посадку.

Контрольная точка аэродрома (КТА) - условная точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.

Контрольный пункт (ориентир) - определенный географический ориентир, относительно которого должно быть сообщено местоположение воздушного судна.

Конфигурация самолета - сочетание положений средств механизации крыла, шасси внешних подвесок и других частей и агрегатов самолета, определяющих его аэродинамические качества.

Концевая полоса безопасности (КПБ) - специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к концам ВПП и БПБ, предназначенный для повышения безопасности при возможных выкатываниях воздушного судна за их пределы при взлете и посадке.

Концевая полоса торможения - специально подготовленный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенной для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета.

Летное поле - часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, РД, перроны и площадки специального назначения.

Летная эксплуатация воздушного судна - комплекс работ, предусмотренный Руководством по летной эксплуатации ВС по управлению воздушным судном, его системами и оборудованием, осуществляемый экипажем при выполнении полетного задания с момента запуска двигателей до их выключения.

Маркированный рубеж - вертикальная плоскость в воздушном пространстве, перпендикулярная воздушной трассе, МВЛ, коридору, маршруту полета, местоположение которой определяется от угломерно - дальномерной РНТ или местом установки ОПРС, маркерного маяка, после пролета которой на эшелоне (высоте) не ниже безопасного диспетчеру службы движения дается право разрешать, а экипажу воздушного судна снижаться для захода на посадку по установленной схеме.

Местная воздушная линия (МВЛ) - коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине и предназначенный для выполнения полетов воздушных судов при осуществлении местных воздушных сообщений.

Местность горная* - местность с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500м и более в радиусе 25 км, а также местность с превышением над уровнем моря 2000м и более.

Местность холмистая - пересеченная местность с относительными превышениями рельефа от 200 до 500м в радиусе 25 км.

Местность равнинная - местность с относительными превышениями рельефа менее 200м в радиусе 25 км.

Метод числа М - способ выполнения полетов воздушных судов с назначенными органами УВД числами М для обеспечения выдерживания на трассах установленных интервалов продольного эшелонирования.

Минимальная безопасная высота пролета препятствий - минимальная (ОСА, ОСН) абсолютная или относительная высота над превышением соответствующего порога ВПП или, в соответствующих случаях, над превышением аэродрома, используемая для обеспечения соблюдения соответствующих критериев пролета препятствий.

Примечание 1. Абсолютная высота пролета препятствий отсчитывается от среднего уровня моря, а относительная высота пролета препятствий - от превышения порога ВПП или, в случае неточных заходов на посадку, от превышения аэродрома или превышения порога ВПП, если его превышение более чем на 2 м меньше превышения аэродрома. Относительная высота пролета препятствий для захода на посадку по кругу отсчитывается от превышения аэродрома.

Примечание 2. В тех случаях, когда используются оба понятия, для удобства можно применять форму “ абсолютная/относительная высота пролета препятствий” и сокращение “ ОСА/Н “.

Минимальная высота снижения - указанная в схеме неточного захода на посадку или схеме захода на посадку по кругу абсолютная/относительная высота, ниже которой снижение не должно производиться без необходимого визуального контакта с ориентирами.

Примечание 1. Минимальная абсолютная высота снижения отсчитывается от среднего уровня моря, а минимальная относительная высота снижения от превышения аэродрома или превышения порога ВПП, если его превышение более чем на 2 м меньше превышения аэродрома. Минимальная относительная высота снижения для захода на посадку по кругу отсчитывается от превышения аэродрома.

Примечание 2. “ Необходимый визуальный контакт с ориентирами “ означает видимость части визуальных средств или зоны захода на посадку в течение времени, достаточного для оценки пилотом местоположения воздушного судна и скорости его изменения по отношению к номинальной траектории полета. В случае захода на посадку по кругу необходим визуальный контакт с ориентирами в районе ВПП.

Минимум аэродрома - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых в зависимости от рельефа местности, препятствий на ней, наземных посадочных систем обеспечивается безопасность взлета, захода на посадку и посадки воздушных судов на данном аэродроме.

Минимум аэродрома тренировочный - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых на данном аэродроме разрешаются тренировочные полеты на воздушном судне данного типа.

Минимум воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых летно-технические характеристики воздушного судна и его оборудование в сочетании с наземной посадочной системой аэродрома позволяют безопасно производить взлет и посадку.

Минимум командира воздушного судна - минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых командиру воздушного судна разрешается выполнять взлет, посадку или визуальный полет на данном типе воздушного судна.

Минимум вида авиационных работ - минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение авиационных работ данного вида.

Независимые параллельные вылеты - одновременные вылеты с параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП в одном направлении.

Независимые параллельные заходы на посадку - одновременные заходы на посадку на параллельные или почти параллельные оборудованные ВПП в тех случаях, когда не установлены минимумы радиолокационного эшелонирования воздушных судов, находящихся на продолжении осевых линий смежных ВПП.

Оборудованная ВПП - одна из ниже перечисленных типов ВПП:

1. ВПП, оборудованная визуальными средствами и каким-либо видом не визуальных средств, обеспечивающими визуальный заход воздушного судна на посадку с прямой или по кратчайшему маршруту.

2. ВПП, оборудованная системой посадки по типу ИЛС, допущенной для захода на посадку воздушных судов по минимуму I категории ИКАО.

3. ВПП, оборудованная системой посадки по типу ИЛС, допущенной для захода на посадку воздушных судов по минимуму II категории ИКАО.

4. ВПП, оборудованная системой посадки по типу ИЛС, допущенной для захода на посадку воздушных судов по минимуму III категории ИКАО и предназначенной для:

а) захода на посадку и посадки при дальности видимости от 400 до 200 м, без ограничения по высоте принятия решения;

б) захода на посадку и посадки при дальности видимости на ВПП от 200 до 50 м (без ограничения по высоте принятия решения) с использованием светосигнального оборудования и маркировочных знаков при рулении;

в) захода на посадку, посадки и руления по приборам.

Ограничения по скорости ветра - предельно допустимые значения продольной или боковой составляющих скорости ветра, позволяющие безопасно производить взлет и посадку на воздушном судне данного типа, а также предельно допустимое значение скорости ветра, при котором разрешается выполнение авиационных работ данного вида.

Обледенение - отложение льда на различных частях воздушного судна (слабое - при отложении льда на передней кромке крыла до 0,5 мм / мин, умеренное - от 0,5 до 1 мм / мин, сильное - более 1 мм / мин.

Опасное сближение - Ситуация, в которой, по мнению пилота или персонала органа управления воздушным движением, расстояние между воздушными судами или с другими материальными объектами на интервалы и дистанции менее половины установленных настоящими Правилами, а также их относительное местоположение и скорость таковы, что безопасность данных воздушных судов может быть поставлена под угрозу.

Орган УВД - общий термин, означающий в соответствующих случаях центры Единой системы управления воздушным движением, ведомственные командные, диспетчерские или другие пункты, выполняющие в пределах своей компетенции функции планирования, координирования и непосредственного управления воздушным движением в установленных для них зонах и районах.

Опасный случай - ситуация, которая возникает в результате внезапного отказа авиационной техники или попадания воздушного судна в условия, требующие от экипажа действий, отличающихся от обычного пилотирования воздушного судна.

Переходный слой - воздушное пространство между высотой перехода и эшелоном перехода. Полеты воздушных судов в переходном слое в режиме горизонтального полета запрещаются.

План полета - документ установленной формы, представляемый диспетчеру службы движения командиром воздушного судна и содержащий определенные формализованные сведения о предстоящем полете или части полета, необходимые для отработки, индикации и обеспечения полета.

Площадь маневрирования - часть аэродрома, исключая перроны которая используется для взлета, посадки и связанного с ними маневрирования воздушных судов.

Полет визуальный - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту и земным ориентирам.

Полет визуальный ночью - полет, выполняемый в ночных условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяется экипажем визуально по естественному горизонту и световым, земным ориентирам с одновременным контролем по приборам.

Полет по приборам - полет, выполняемый в условиях, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем полностью или частично по пилотажным и навигационным приборам.

Полетное время -период с момента начала движения воздушного судна при взлете или отрыва от земной (водной) поверхности при вертикальном взлете до момента окончания его пробега при посадке или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке.

Полусмешанные операции - условие одновременного использования параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП, при котором одна ВПП используется исключительно для взлетов, а другая ВПП используется как для посадки, так и для взлетов.

Порог ВПП - начало участка ВПП, предназначенного для приземления воздушных судов.

Посадочная дистанция - расстояние по горизонтали, проходимое воздушным судном с высоты 15м (9 м для самолетов со скоростью захода на посадку менее 200 км/ч при градиенте снижения не более 5%) над уровнем торца ВПП до полной его остановки.

Посадочная площадка - земельный (водный, ледовый) участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодные для взлета и посадки воздушных судов.

Потеря ориентировки - обстановка, при которой экипаж воздушного судна не знает и не может определить свое местонахождение с точностью, необходимой для определения направления полета в целях выполнения задания на полет.

Превышение аэродрома - абсолютная высота наивысшей точки ВПП. При наличии нескольких ВПП выбирается наибольшее значение.

Превышение порога ВПП - абсолютная высота поверхности порога ВПП.

Проверка летная - определение уровня профессиональной подготовленности лиц летного состава в процессе выполнения ими задания на полет.

Проверяющий - должностное лицо командно-летного, инспекторского или инструкторского состава, имеющее допуск к инструкторским полетам на воздушном судне данного типа и включенное в экипаж в целях его летной проверки или тренировки.

Промежуточная защитная зона - При независимых параллельных заходах на посадку - коридор определенных размеров, который расположен между продолженными осевыми линиями двух ВПП и при входе ВС в который необходимо вмешательство диспетчера для управления маневром любого подвергающегося угрозе воздушного судна, выполняющего заход на посадку на соседнюю ВПП.

Пункт обязательного донесения - географическая точка (ориентир), о пролете которой экипаж воздушного судна обязан сообщить диспетчеру (органу УВД).

Раздельные операции -условия одновременного использования параллельных или почти параллельных оборудованных ВПП, при котором одна ВПП используется исключительно для посадки, а другая ВПП используется исключительно для взлетов.

Район авиационных работ - район (зона), в границах которого выполняются полеты по авиационным работам.

Район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Район ответственности за поисково-спасательное обеспечение - участок местности и воздушное пространство над ним, в границах которого ответственность за поисково-спасательное обеспечение возложена на соответствующее должностное лицо.

Район поисково-спасательных работ - участок местности и воздушное пространство над ним, в границах которого осуществляются поиск и спасение экипажа и пассажиров воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие.

Расчетное время прилета - расчетное время (момент) выхода воздушного судна на ДПРМ или ОПРС аэродрома (КТА - при отсутствии радиосредств).

Режим полета - параметры полета воздушного судна.

Рубеж передачи управления полетом - рубеж, установленный на линии пути воздушного судна с которого непосредственное управление полетом данного судна передается от одного органа УВД другому.

Рубеж ухода (возврата) - рубеж, рассчитанный так, чтобы в случае ухода с него на запасной аэродром количество топлива на борту воздушного судна к расчетному времени прилета на запасной аэродром было не менее чем на 30 мин полета на высоте круга.

Сборник аэронавигационной информации (АИП) - выпущенная или санкционированная государством публикация, которая содержит долгосрочную аэронавигационную информацию, имеющую важное значение для обеспечения полетов воздушных судов в пределах воздушного пространства государства.

Свободная зона - Находящаяся под контролем служб аэропорта участок земной или водной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты самолетом до установленного значения.

Сдвиг ветра - изменение направления и (или) скорости ветра в пространстве, включая восходящие и нисходящие потоки (сдвиг ветра слабый - до 2 м/с на 30 м высоты, умеренный - от 2 до 4 м/с на 30 м высоты, сильный - от 4 до 6 м/с на 30 м высоты, очень сильный - 6 м/с и более на 30 м высоты).

Сигнал бедствия (“СОС” - телеграфный “Терплю бедствие”, “МЭЙДЕЙ”- радиотелефонный) - международный сигнал, передаваемый в случаях, когда воздушному судну и находящимся на нем пассажирам и экипажу угрожает непосредственная опасность и требуется немедленная помощь.

Сигнал срочности (“ЬЬЬ” - телеграфный, “ПАН”- радиотелефонный) - международный сигнал передаваемый в случаях возможной опасности для воздушного судна и находящимся на нем пассажирам и экипажа.

Скорость принятия решения - наибольшая скорость разбега самолета, при которой в случае отказа критического двигателя возможно как безопасное прекращения, так и безопасное продолжение взлета.

Сложные метеоусловия - видимость 2000 м и менее и (или) высота нижней границы облаков 200 м и ниже при их общем количестве более двух октантов.

Сложное орнитологическая обстановка - нахождение или появление птиц на пути движение воздушного судна (на ВПП при разбеге и пробеге или на траектории полета), которое может привести к столкновению с ними.

Смешанные операции - одновременное выполнение заходов на посадку, посадки и взлетов на параллельные или почти параллельные ВПП.

Техническое обслуживание воздушного судна - комплекс работ, предусмотренный эксплуатационной - технической документацией (ЭТД) по подготовке воздушного судна до готового к полету состояния, выполняемый инженерно - техническим персоналом с момента выключения экипажем двигателей после выполнения полетного задания до получения разрешения на выруливания с места стоянки ВС от лица инженерно - технического персонала, обеспечивающего запуск двигателей.

Экипаж гражданского воздушного судна - лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении заданий на полет.

Эксплуатант аэродрома - юридическое или физическое лицо, которому данный аэродром принадлежит на правах собственности, по договору аренды или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Эшелонирование - общий термин, означающий вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве, обеспечивающее безопасность воздушного движения.

Эшелон нижний (минимальный безопасный) - ближайший к безопасной высоте расчетный эшелон полета, но не ниже безопасной высоты.

Эшелон перехода - установленный эшелон для перевода давления барометрического высотомера с давления стандартного (760мм.рт.ст., 1013,2 мбар.) на давление аэродрома или минимальное давление, приведенное к среднему уровню моря. Эшелоном перехода является нижний эшелон аэродрома (аэроузла, части района УВД).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: