Основные тенденции развития транснациональной преступности и ее общественная значимость

На основе анализа крупных преступных организаций и их деятельности можно выявить характерные черты и тенденции транснациональной организованной преступности, с тем, чтобы определить те ключевые особенности этих организаций, в силу которых они представляют серьезную проблему для правоохранительных органов.

К тому же в криминологии существует мнение, что фактические сведения о транснациональных преступлениях отрывочны и неточны, нет осознания реальной угрозы этой преступности во многих странах [76, с. 189].

Большой толковый словарь русского языка под транснационализацией понимает «возникновение, создание новых транснациональных монополий, усиление их роли в мировом хозяйстве» [72, с.48]. В этом же словаре термин «транснациональный» толкуется как «международный, с участием нескольких стран». К основной тенденции, фиксируемой сейчас уголовно-правовой статистикой и общественным мнением, в сфере развития организованной преступности относится как раз то, что для нынешних организованных преступных групп практически не существует такого понятия, как граница между государствами. Многие преступные организации интернациональны по своему составу, мало того, среди их членов уже нередко можно встретить граждан других государств. Также усиливается роль преступных синдикатов, организованных по принципам транснациональных корпораций как в отдельно взятых странах, так и в общемировом масштабе в некоторых сферах жизнедеятельности. Иначе говоря, современная организованная преступность все больше приобретает международный, или транснациональный, характер [76, с.49].

Транснациональные преступные организации весьма разнообразны по своей структуре, форме и членскому составу, однако все они осуществляют свои операции через государственные границы с большой легкостью и создают огромные трудности для правоохранительных органов как на национальном, так и на международном уровнях. Одна из причин заключается в том, что они в основном опираются не на чрезмерно формализованные и структурированные иерархии, а на нежесткие сетевые структуры. В этом отношении они опередили транснациональные

корпорации: незаконный характер их деятельности вынудил их действовать скрытно с помощью «текучих» сетей и функционального сотрудничества, а не через фиксированные структуры. Транснациональными преступными организациями разработано несколько механизмов, которые помогают им защититься от правоохранительных мер.

Первая и наиважнейшая особенность - это гибкость входящих в сеть организаций. Поскольку такие организации подвижны и не имеют жесткой структуры, они быстро реагируют на меры, принимаемые правоохранительными органами. Еще одной важной чертой является их пирамидальная организационная структура. Ее имеет большинство транснациональных преступных организаций, поскольку она изолирует их главарей, связь которых с конкретными преступлениями нелегко установить, а непосредственное участие в преступных деяниях едва ли возможно выявить. Кроме того, для сохранения эффективной структуры чрезвычайно важно обеспечить замену высшего руководства и строгие правила набора новых членов организации. Важную роль играет также способность перемещаться, особенно в страны, где уголовное правосудие и правоохранительные органы намного слабее.

В этом направлении - широкое поле для совместной деятельности, как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. В условиях, когда на территории СНГ сформировалось единое криминальное пространство, когда преступники практически бепрепятственно перемещаются через границы государтсв Содружества, сохраняющаяся разобщенность в деятельности правоохранительных органов значительно снижает эффективность розыскных мероприятий.

Например, Оперативным управлением Департамента собственной безопасности МВД Республики Казахстан проводились оперативно-розыскные мероприятия по пресечению противоправной деятельности преступного сообщества, которое на протяжении длительного времени занималось легализацией дорогостоящего автотранспорта импортного и российского производства криминального происхождения с использованием поддельных документов. Указанные автомобили угонялись из России, где вносились изменения в идентификационные номера агрегатов, и с использованием поддельных бланков документов СРТС, ПТС, счет-справок Российской Федерации, перегонялись в Казахсатн, где после постановки на учет в органах РЭО дорожной полиции реализовались как новые автомобили. Благодаря таким связям криминальный автобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда товаров народного потребления давно вышли за рамки национальных границ отдельных государств. Эти сферы «теневой» деятельности наносят ущерб не только экономике приграничных регионов, но и государству в целом.

Другим важным механизмами являются проникновение в легальную предпринимательскую деятельность, что зачастую придает преступным организациям видимость респектабельности, а также использование покровительства для создания отличных контрразведывательных

возможностей, что чрезвычайно затрудняет проведение внезапных операций против них. Последним механизмом по счету, но не по назначению, с учетом опасностей, которые это представляет для общества, является коррупция, создающая благоприятные условия, в которых такие группы могут осуществлять свою деятельность при низком риске вмешательства правоохранительных органов.

Транснациональные преступные организации способны учиться на собственном опыте и приспосабливаться к новым условиям. Некоторые из них обладают стратегическим видением и приобщаются к легальной предпринимательской практике, беря на вооружение принципы диверсификации деятельности и использования новых рынков. Их деятельность все больше характеризуется изощренностью и гибкостью, их организационные структуры демонстрируют жизнестойкость и целеустремленность в управлении, они применяют эффективные методы и прибегают к помощи специалистов, а в некоторых случаях они даже запускают свои программы исследований и разработок. Это особенно характерно для отмывания денег и внедрения все более изобретательных методов контрабанды. То, как эти организации используют самую современную технологию и программы интенсивных исследований и разработок, наглядно свидетельствует о том, что они придерживаются новаторских подходов в своей работе. Данный вид преступности отличается такими сущностными признаками, как функциональность, структурированность и институциональный характер [76].

Как и транснациональные корпорации, транснациональные преступные организации все чаще вступают в стратегические союзы: Операция «Грин айс», завершившаяся в 1992 г. арестами примерно 200 лиц в различных странах, выявила связи между калийским картелем и сицилийской мафией. Мафия помогла колумбийцам проникнуть на рынок героина в Нью-Йорке в обмен на соглашение о преимущественном праве продажи кокаина в Европе. Как представляется, аналогичные связи установлены между итальянскими группами и некоторыми преступными формированиями в России, между пакистанцами и относительно небольшими датскими организациями, занимающимися торговлей наркотиками, между организациями в Нидерландах и Турции и даже между итальянскими и японскими преступными группировками. Рост числа стратегических союзов, по всей вероятности, будет продолжаться и в будущем.

От транснациональной преступности и транснациональных преступных организаций исходит скрытая повсеместная и многоплановая угроза.

Транснациональная преступность по своей природе склонна к нарушению национальных границ. Хотя ясно, что век высоких технологий и глобальных торговых и финансовых систем национальные границы стали более прозрачными, чем когда-либо, государства по-прежнему пытаются регулировать проходящие через их границы потоки. Это регулирование есть основополагающий атрибут суверенитета. Но оно неприемлемо для транснациональных преступных организаций, они бросают прямой вызов

государственному суверенитету и безопасности. Такие организации стремятся сделать национальные границы совсем прозрачными, чтобы проникать на территории, находящиеся под контролем других государств. Государства сохраняют суверенитет формально, однако если они не контролируют ввоз оружия, людей и наркотиков на всю территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального - в отличие от символического значения.

Суверенитет сохраняет свою действенность как основа функционирования международного сообщества, однако он уже не отражает реальное положение вещей в области контроля над территориальным наполнением государства. Хотя основная цель транснациональной преступности заключается в извлечении дохода, ее неизбежным побочным продуктом является скрытый, а иногда и явный вызов государственной власти и суверенитета. Это угроза не военной мощи государства, а его прерогативам, представляющим собой неотъемлемую часть государственности.

Деятельность многих транснациональных преступных организаций, использующих также стратегию террора, создает угрозу устоям общества, например, из-за злоупотребления наркотиками.

Деятельность транснациональных преступных организаций сказывается не только на тех государствах, где она осуществляется, но и на государствах их происхождения. В ряде случаев такие организации создают конкурирующие их происхождения. В ряде случаев такие организации создают конкурирующие властные структуры («государство в государстве»), основывающиеся на параллельной экономике и экономике черного рынка, масштабы которой весьма значительны. Их готовность использовать силу против государства и его представителей означает вызов государственной монополии на предусмотренное законом применения насилия и сопряжена с причинением вреда в масштабах, которые, вероятно, превышают ущерб, наносимый большинством террористических групп.

Возможно, что государственная власть неизбежно столкнется с подобным вызовом, поскольку каждая преступная сеть стремится установить силовую монополию и поддерживать систему контроля с помощью коррупции. Другими словами, транснациональные преступные организации уже в силу самой своей природы подрывают гражданское общество, прибегая к терроризму, обостряют напряженность во внутренней политике и угрожают нормальному функционированию государственного управления и правопорядка. Их деятельность особенно эффективна, если правительство уже ослаблено или является нестабильным, причем преступные организации еще боле расшатывают обстановку. По мере того, как они «осознают масштабы своего влияния и свою силу в условиях слабости государственного управления или половинчатых усилий по борьбе с ними, переход таких групп от усилий, направленных только на нейтрализацию правительственных правоохранительных мер, к усилиям, направленным на то, чтобы самим занять место правительства, уже не кажется слишком фантастичным».

Преступные организации не всегда вступают в прямую конфронтацию с государством. Альтернативный путь состоит в проникновении в органы государственной власти и их коррупция с целью нейтрализации правоохранительных мер. Общая цель в том, чтобы правительство заняло попустительские позиции и не принимало серьезных мер в отношении такой организации для пресечения ее деятельности. Один из путей ее достижения состоит в заключении молчаливого соглашения ограничить насилие, пока правительство не вмешивается в экономические предприятия данной группировки. Другим путем является коррупция лиц, имеющих полномочия или власть для принятия мер в отношении преступной организации, с тем чтобы они оставались в бездействии, получая за это вознаграждение от нее. Наихудшим является положение, при котором правительственные чиновники и преступная организация вступают в сговор. Роль правительства здесь практически сводится к укрывательству преступной организации. Такой вариант является чрезвычайным, однако при определенных условиях подобное положение может возникнуть, и его нельзя не учитывать.

Рассматривая понятие транснациональной организованной преступности, нельзя обойти стороной тенденции развития данного вида преступности, основной из которых является сближение позиций транснациональных ОПТ и террористических групп. Это сближение происходит по следующим направлениям: внутренняя и международная ориентация деятельности; сетевой тип организации; сходство методов ведения преступной и террористической деятельности; общие характерные черты (секретный характер деятельности - основа существования; сочетание законной и незаконной деятельности; использование подготовленных, квалифицированных специалистов) [77]. В отличие от террористических групп политического толка транснациональные преступные организации преследуют в первую очередь экономические, а не политические цели. Криминальный терроризм, как было указано ранее, является средством осуществления поставленных задач экономического характера. Даже раздавались голоса о том, что незаконные предприятия способствуют благосостоянию национальной экономики, повышают уровень занятости и обеспечивают гарантии на случай экономического спада. В соответствии с этой точки зрения транснациональные преступные организации якобы создают возможности для использования предпринимательских и управленческих кадров, которые в противном случае остались бы невостребованными.

Доходы от подобной деятельности огромны, по крайней мере часть их вливается обратно в местную или национальную экономику, причем обычно имеет место эффект мультипликатора. Однако такие положительные последствия представляют собой лишь часть общей картины. Доходы от транснациональной преступности могут затруднить управление экономикой, поскольку будут способствовать обострению инфляционного давления, создавать дисбаланс в развитии отдельных секторов экономики и увеличивать расходы узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях,

когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов. В той мере, в какой экономика «черного» рынка обусловливает сокращение налоговой базы, она оказывает пагубное воздействие на легальную экономику, может подорвать усилия по сбалансированию экономики и социальной поддержки.

Транснациональные преступные организации представляют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений на национальном и международном уровнях. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев террором, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить интересам общества, ни интересам акционеров, ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами. Процесс внедрения в законные учреждения является стержневым в усилиях транснациональных преступных организаций по завязыванию связей как с деловыми кругами легального бизнеса, так и с политической верхушкой. Если подобный процесс удается, то усилия правительств и правоохранительных органов по борьбе с названными организациями значительно затрудняется. Здесь уместно аналогия с вирусом, разрушающим иммунную систему организма.

Расположение финансовых учреждений представляет собой опасность и потому, что может подорвать доверие к ним общества и вызвать серьезные долгосрочные последствия в том, что касается мандата всеобщего доверия к экономике. На международном уровне отмываемые деньги еще более подрывают способность правительств контролировать и регулировать глобальную финансовую систему и управлять ею. Одновременно существует опасность того, что принятые меры приведут к обратным результатам. Так, в ответ на вызов транснациональных преступных организаций могут быть приняты меры, способные затруднить законную финансовую деятельность.

Угроза для развивающихся государств со стороны транснациональных преступных организаций имеет как системные, так и индивидуальные аспекты. На системном уровне организованная преступность подрывает усилия в области развития, поскольку скудные ресурсы приходится отвлекать от других проектов и направлять на борьбу с преступной деятельностью. Сопутствующая транснациональной преступности, снижает готовность населения идти на жертвы, связанные с политикой развития, и наносит ущерб принятию рациональных решений государственными органами. Коррупция может иметь место на нескольких уровнях, начиная от патрульного полицейского и кончая высшим руководством. Однако неизбежным результатом коррупции является то, что немногочисленная группа лиц получает выгоды за счет множества других. Что касается индивидуального уровня, то с опасностью стать жертвой преступных организаций чаще всего сталкиваются слабейшие и беднейшие. Так, транснациональная преступность может иметь катастрофические последствия для людей, с трудом поддерживающих существование.

Транснациональная преступность и участвующие в ней преступные организации бросают все более серьезный вызов попыткам обеспечить регулирование глобальной политической системы, установить кодексы и нормы поведения, принципы сдержанности и ответственности. Режимы, установленные для того, чтобы воспрепятствовать распространению ядерного, химического и биологического оружия, а также технологий, используемых для создания баллистических ракет, в огромной степени зависят от сотрудничества между поставщиками и способности изолировать отдельные государства, которые стремятся во что бы то ни стало заполучить такой потенциал, осуществляя политику государственного терроризма [77, с.152-153].

Подытоживая изложенное, отметим, что транснациональная преступность и транснациональные преступные организации создают серьезные и все еще не до конца осознанные угрозы достоинству и безопасности отдельных лиц; суверенитету, безопасности и стабильности государств; надлежащему функционированию финансовых и коммерческих учреждений на национальном и глобальном уровнях, а также порядку и стабильности международной системы. Поскольку эти угрозы носят реальный характер как для стран, в которых базируются такие организации, так и для стран, в которых они осуществляют свою деятельность, неспособность перенести борьбу с транснациональными преступными организациями на глобальный уровень создает новые возможности для их роста и развития. Организованные преступные группы уже добились огромных успехов. Как уже подчеркивалось, «ресурсы, находящиеся в распоряжении организованной преступности, приобретение огромного экономического богатства и влияния и распоряжение ими, преемственность и жизнеспособность структур и операций, постоянное вовлечение новых людей в преступную деятельность и пополнение рядов преступных организаций, а также беззастенчивые методы ведения «дел» позволяют организованной преступности противостоять сотрудникам систем уголовного правосудия. Поэтому важно, чтобы правительства приняли более жесткие меры против транснациональных преступных организаций и установили более всеобъемлющее и эффективное сотрудничество.

Транснациональными преступными организациями разработано несколько механизмов, которые помогают им защититься от правоохранительных мер.

Первая и наиважнейшая особенность - это гибкость входящих в сеть организаций. Поскольку такие организации подвижны и не имеют жесткой структуры, они быстро реагируют на меры, принимаемые правоохранительными органами. Еще одной важной чертой является их пирамидальная организационная структура. Ее имеет большинство транснациональных преступных организаций, поскольку она изолирует их главарей, связь которых с конкретными преступлениями нелегко установить, а непосредственное участие в преступных деяниях едва ли возможно выявить. Кроме того, для сохранения эффективной структуры чрезвычайно

важно обеспечить замену высшего руководства и строгие правила набора новых членов организации. Важную роль играет также способность перемещаться, особенно в страны, где уголовные правосудие и правоохранительные органы намного слабее.

Преступные организации не всегда вступают в прямую конфронтацию с государством. Альтернативный путь состоит в проникновении в органы государственной власти и их коррупция с целью нейтрализации правоохранительных мер. Общая цель в том, чтобы правительство заняло попустительские позиции и не принимало серьезных мер в отношении такой организации для пресечения ее деятельности. Один из путей ее достижения состоит в заключении молчаливого соглашения ограничить насилие, пока правительство не вмешивается в экономические предприятия данной группировки. Другим путем является коррупция лиц, имеющих полномочия или власть для принятия мер в отношении преступной организации, с тем чтобы они оставались в бездействии, получая за это вознаграждение от нее. Наихудшим является положение, при котором правительственные чиновники и преступная организация вступают в сговор. Роль правительства здесь практически сводится к укрывательству преступной организации. Такой вариант является чрезвычайным, однако при определенных условиях подобное положение может возникнуть, и его нельзя не учитывать.

В отличие от террористических групп политического толка транснациональные преступные организации преследуют в первую очередь экономические, а не политические цели.

Особого внимания с точки зрения принятия надлежащих мер заслуживает следующее:

1. выявление и регулярный мониторинг посредством глобальной
оценки различных, постоянно изменяющихся проблем, создаваемых
транснациональной организованной преступностью;

2. уделение первоочередного внимания конкретным вида
преступности, использующим тактику террора;

3. более четкое понимание проблем, вытекающих из
существующих или появляющихся различий между отдельными видами
странами в их понимании и оценке транснациональной организованной
преступности;

4. изучение проблем, связанных с различной степенью разработки
законодательной и нормативной основы в отдельных странах;

5. рассмотрение проблем, вытекающих из расширения или
перемещения деятельности транснациональных преступных организаций в
другие страны со слабыми защитными механизмами;

6. изучение условий, способствующих расширению и осту
транснациональных преступных организаций, включая социальные,
экономические и политические факторы, структурные характеристики
организованной преступности;

7. поэтапная разработка общей концепции этого явления;

8. глобальная стратегия для более эффективного межгосударственного сотрудничества.

Вопросы борьбы против организованной транснациональной преступности обсуждались неоднократно, в частности, на Всемирной конференции на уровне министров в Неаполе в 1994г. [78, с. 130-131]

Конечная цель международного сотрудничества заключается в обеспечении того, чтобы а) транснациональные преступные организации сталкивались с повышенным риском независимо от того, из какой страны ни действуют и на какую страну ориентированы их операции; б) законные предприятия могли оказывать серьезное сопротивление попыткам проникновения и поглощения со стороны транснациональных преступных организаций; с) правительства, коммерческий сектор и уголовное правосудие были неуязвимы для коррупции и насилия со стороны транснациональных преступных организаций; д) транснациональные преступные организации постепенно сворачивали свою деятельность и в конечном счете были ликвидированы. Таким образом, общие задачи состоят в том, чтобы создать враждебные и неблагоприятные условия для транснациональных преступных организаций, внедриться в эти структуры, подорвать их, в максимальной степени сделать их неприемлемо дорогостоящими.

Региональное и глобальное сотрудничество можно рассматривать в качестве перекрещивающихся стратегий, которые дополняют друг друга. Такой подход оказывает синтетическое воздействие, особенно в случаях, когда результаты совместных операций ощущаются на национальном уровне и поощряют государства к разработке внутреннего права в соответствии с их обязательствами, принятыми на международном уровне. Но существуют различия в исходных предпосылках, лежащих в основе двустороннего сотрудничества, для которой характерно постепенное укрепление системы двусторонних связей. Такой процесс носит планомерный характер и предусматривает тщательное укрепление и постепенное расширение норм, механизмов и инструментов сотрудничества. Укрепление двустороннего сотрудничества осуществляется снизу вверх, стержневым моментом являются понятия целесообразности и практичности. Конечная цель отнюдь не игнорируется, но осознается, что для ее достижения потребуется много времени. Приверженцы двустороннего подхода считают наилучшей основой для развития сотрудничества совпадение интересов двух государств, которые сталкиваются с аналогичными проблемами и проявляют готовность решить эти проблемы. Эффективность в значительной степени зависит от воли государств, и это наилучшим образом проявляется в случаях, когда отдельные государств готовы налаживать активное и стабильное сотрудничество для достижения общих целей. При этом действующее двусторонние договоры о взаимной помощи и выдаче, а также различные другие формы содействия обеспечивают модель для более высокого уровня сотрудничества.

Комплексный подход к международному сотрудничеству состоит в том, что, поскольку проблема носит глобальный характер, наилучшим

решением является деятельность, широкая по масштабам, многосторонняя по форме и глобальная по охвату. Признается необходимость упорядочить ситуацию, которая может оказаться «довольно беспорядочным набором глобальных, региональных и двусторонних механизмов, созданных без учета общих параметров». Применение многостороннего подхода позволило бы исправить сложившееся положение. Сотрудничество развивалось бы постепенно, без какой-либо общей стратегии, однако на современном этапе процесс требует планирования и регулирования, в частности за счет применения более комплексных и долгосрочных подходов, например, разработки конвенции о борьбе против организованной транснациональной преступности [78, с. 107]. Ключевая концепция многостороннего подхода состоит в том, что для решения острых проблем необходимы кардинальные меры, но такой подход наталкивается на традиционную приверженность национальному суверенитету. Но в действительности речь идет не об утрате суверенитета, а о том, готовы ли государства пожертвовать частью формальных требований, связанных с ним, чтобы предотвратить разрушения в результате деятельности транснациональных преступных организаций. Как и большинство других теоретических схем, многосторонний подход ориентирован на определенную конечную цель и предусматривает наиболее короткий и прямой путь ее достижения. Такой подход, действующий сверху вниз, учитывает различные проблемы и в то же время исходит из неумолимой логики, которая обеспечивает стимулы для их преодоления.

В области интернационализации и согласования усилий правоохранительных органов достигнут весомый прогресс, что в значительной степени явилось реакцией на расширение незаконного оборота наркотиков. Актвизируется двустороннее сотрудничество, каждый год подписываются все новые соглашения. Государства пытаются расширить сферу применения своих договоров о взаимной помощи. Так, в январе 1994 г. Великобритания и США подписали Договор о взаимной правовой помощи, в соответствии с которым стороны получили право обращаться друг к другу с просьбами о розыске и конфискации доходов, полученных в результате серьезных преступлений, включая оборот наркотиков, о получении показаний у свидетелей, о предоставлении документов и протоколов, а также о временной передаче заключенных, когда необходимо, чтобы они дали показания. Предпринимаются усилия по оказанию помощи государствам с переходной экономикой в Восточной Европе. Германия подписала договоры с Чехией, Польшей и Словакией о сотрудничестве в борьбе против организованной преступности. Значительная помощь оказывается России, главным образом на двусторонней основе, однако в некоторых случаях и на многосторонней, скоординированной основе через Сектор по предупреждению преступности и уголовном правосудию Секретариата ООН.

В 2001 году МР совместно с ФБР провел операцию по обезвреживанию создателей интернет-сайта «Коготь», распространявшего компроматы на очень известных людей России. По информации Управления «Р» ГУВД Москвы, компроматы распространяли сотрудники одного из частных

охранных предприятий России, а также американская компания, созданная выходцами из РФ. Против них возбуждено уголовное дело за нарушение неприкосновенности частной жизни. Известно, что на этом сайте были размещены анкетные данные Президента РФ В.В. Путина. ФАПСИ, как выяснилось, не смогло справиться с задачей его разрушения, поэтому российские спецслужбы обратились за помощью к ФБР. Просьба была оперативно выполнена.

Единой модели транснациональной преступной организации не существует, такие группировки различаются по форме и размерам, квалификации и специализации. Они действуют в различных регионах и на рынках разных товаров, используют самую разнообразную тактику и механизмы, обходя ограничения и скрываясь от правоохранительных органов. Диапазон транснациональных преступных организаций чрезвычайно широк: от организации с жесткой структурой до более гибких и динамичных сетевых структур. С точки зрения ведения деловых операций их структурный диапазон чрезвычайно широк: от «корпораций» до местных специализированных «фирм». Например, структура картеля наркобизнеса в колумбийском городе Кали, пожалуй, наиболее близка по своему характеру к формальной структуре корпорации, основанной на строгой иерархии, деловой специализации и планировании будущей деятельности. Это достаточно крупная организация (хотя в ней множества различных и не связанных друг с другом вспомогательных группировок), которая проводит широкомасштабный международные операции. На уровне оптовой и розничной торговли картель состоит из мелких групп, которые осуществляют деятельность на местах, ведут строгий финансовый учет и возвращают средства, полученные от торговли наркотиками, своим руководителям. На другом конце находятся гибкие нигерийские организации, которые выступают в качестве курьеров и принимают участие лишь в перевозках наркотиков.

Транснацональные преступные организации осуществляют самую разнообразную незаконную деятельность, причем невозможно составить всеобъемлющий перечень всех видов деятельности. Тем не менее некоторые из них имеют особое значение и заслуживают пристального внимания, в частности, потому что ради успеха в этой деятельности гангстеры прибегают к терроризму.

В первую очередь, это индустрия наркобизнеса. Ее опасность можно лучше всего понять, если рассматривать ее как индустрию с отдельными стадиями производства и распространения наркотиков на оптовом и розничном уровнях. Эта индустрия сулит большие выгоды главным образом в связи с отсутствием серьезной конкуренции между заинтересованными организациями и новыми видами продукции, а также потому, что как поставщики серьевых материалов, так и потребителм конечной продукции распологают весьма ограниченными возможностями влиять на положение вещей. Денежные средства от индустрии наркобизнеса поступают главным главным образом организациям, осуществляющим торговлю наркотиками,

тогда как крестьяне, которые фактически выращивают коку и опийны мак, получают весьма скромные доходы, хотя эти доходы, как правило, превосходят доходы крестьян, возделывающих другие культуры. Возникновение индустрии наркобизнеса, способной приносить многомиллиардные доллоровые доходы в год, в значительной степени способствовало развитию транснациональных преступных организаций, привело к отмыванию денег. Появляется все больше признаков усиливающейся связи наркобизнеса с другими видами незаконной торговли, особенно оружием. Полученные от распространения наркотиков денежные средства стали главным средством подкупа чиновников в госуарственном аппарате с целью обеспечить безопасные условия для транснациональных преступных организаций.

Одним из наиболее серьезных событий в области транснациональной преступности стало увеличение масштабов незаконного похищения людей. Этот феномен особенно связан с перевозом незаконных мигрантов. По одной из оценок, преступные оранизации в настоящее время пытаются нелегально ввозить до 1 млн. людей в год из бедных стран в более богатые. Это не только подрывает основу национального суверенитета, но и создает боыпую опасность для самих иммигрантов. Они подвергаются серьезным невзгодам, лишениям и унижениям, являются чрезвычайно уязвимыми, а женщины, в частности, зачастую принуждаются в сексуальному рабству. Даже те, кто прибывает в место своего назначения, нередко остаются в долгу перед контрабандистами, и их принуждают к преступной деятельности с целью добиться возвращения долга. Хотя данной проблеме в западных странах уделяется пристальное внимание, главным образом в связи с китайскими иммигрантами, она является проблемой не только для США или Европы и не ограничивается только китайцами. Последние, по некоторым оценкам, образуют лишь 20 процентов того потока иммигрантов, который захлестнул Индию, Ирак, Иран, Пакистан, Румынию, Шри-Ланку и Судан. В Москве находятся "проездом" 60000 китайцев, 80000 или более выходцев из Азии, Африки и из стран Ближнего Востока находятся в Румынии, значительное число - в Нидерландах и Испании. В 1993 г. было предпринято 1,2 млн. Попыток незаконного проникновения в США. Более того, организации контробандистов предлогают крупные взятки должностным лицам и весьма изобретательны в прокладке новых путей кнтрабанды людей через Мексику и страны Карибского бассейна. По одной из оценок, данная деятельность приносит ежегодный доход в размере примерно 3,5 млрд. доллоров США. Для государств же места назначения, а иногда и для транзитных государств этот вид деятельности сопряжен со значительными и непредвиденными расходами по оказанию медицинской помощи, помощи продовольствием, жильем и транспортом. Эта проблема создала опасность серьезных полседствий для законных иммигрантов и законных беженцев.

Важным источником гангстерских доходов является незаконная торговля оружием. Между тем грань между законными и незаконными поставками вооружений не всегда определяется точно. Это зачастую

обусловлено тем, кто является конечным потребителем, а не самой продукцией. Нередко покупателями этого оружия становятся государства, осуществляющие политический (государственный) терроризм. В некоторых случаях конечным потребителем может быть отличающееся своими действиями от других государство, которое международное сообщество пытается изолировать; в других случаях м может быть какая-либо этническая группа, пытающаяся обйти эмбарго на поставки вооружения, использующая это оружие в процессе террористической деятельности. Однако, кем бы ни был конечный потребитель, сделки на «черном» рынке оружия имеют три характерные черты: они представляют собой подпольную деятельность, значительная часть расходов связана с тайным характером таких сделок, а обратный поток денежных средств прохоит процес отмывания. Данные сделки могут оказывать существенное воздействие на местные и региональные конфликты, а также на возможности террористических групп добиваться своих целей, угрожать миру и безопасности. Торговля наркотиками и торговля оружием, как представляется, также во все большей степени взаимосвязаны со случаями участия этнических групп в торговле наркотиками с целью приобретения оружия. В одном из докладов отмечается:

«Имеются многочисленные доказательства того, что организованная претсупность участвует в незаконной торговле оружием и подрывной террористической деятельности, которая угрожает правопорядку в различных частях мира. Собранные доказательства свидетельствуют о том, что она вносит свою лепту в политические беспорядки и перевороты в различных странах мира. Сделки с наркотиками в обмен на оружие приобрели широкое рапсространение сфере организованной политической и криминальной террористической преступности, и этот преступный союз приводит к обострению многих этнических и политических конфликтов».

Значимость этих видов деятельности также определяется заложенными в них возможностями для серьезного подрыва и создания, следовательно, угрозы безопасности и стабильности на национальном и международном уровнях. Сейчас не всегда можно сказать, подстрекают ли организованные преступные группы к политическим беспорядкам и используют ли они такие беспорядки в качестве защиты от усилий правоохранительных органов.

Торговля ядерными материалами прежде всего является крупной проблемой в связи с бывшим Советским Союзом, которая вызывает боьшую тревогу, поскольку такие материалы позволяют создовать ядерное оружие. Они могут быть переданы террористическим группам ии обособившимся от междунардноо собщества госудаствам, пытающимся приобрести определенного рода стратегический ядерный потенциал, что вызывает глубокое беспокойство международного сообщества. В выступлении начальника Федеральной полиции Германии Г.Л.Захерта отмечается, что в 1992 г. имело место 59 случаев, когда предлагалось приобрести радиоактивные материалы незаконным путем, 99 случаев незаконной торговли ими и 18 случаев фактического изъятия таких материалов. В 1993 г.

был зафиксирован 241 случай, в число которых входят 118 незаконных предложений, 123 случая незаконной торговли и 21 случай изъятия материалов (три из них касались материалов, местом происхождения которых была сама Германия, а не страны бывшего СССР). В 1993г. было выявлено 545 подозреваемых в таких прступлениях, которые в основном были гражданами Германии, Чехии, Польши и России.

Вполне очевидно, что даная деятельность сопряжена с широкими возможностями для вымогательства путем шантажа, а также нанесения существенного ущерба окружающей среде, по меньшей мере в результате неумелого обащения с такими материалми. Хотя до конца не ясно, сложился ли незаконный рынок ядерных материалов, но не исключена возможность, что они могут быть использованы для шантажа с целью вымогательства. По мере продолжения ядерного разоружения доступность этих материалов, по всей вероятности, будет увеличиваться, а не уменьшаться.

Проституция давно уже стала одной из основных преступных организаций на национальном уровне, и неудивительно, что она превратилась в серьезную международную проблему. Особую активность в этой области проявляют как «триады», так и «якудзы», которые содержат женщин в положении рабынь в заведениях секс туризма на Филипинах, в Южной Корее и Таиланде. В ходе такой торговли с женщинами обращаются как с «живым товаром, имеющим рыночную стоимость и ремесло проститутки не является случайным занятием, а играет большую роль в мировой экономике, в которой женщины и дети расматриваются как источник удовльствия и «запасных частей» для развитого мира».

Однин из вариантов этого «бизнеса», который является побочным для преступных организаций, касается случаев, когда родители продают своих детей в качестве невест, причем чаще всего состоятельным мужчинам из других стран. И усыновление как явление также нуждается в более тщательном изучении и регулировании, поскольку международное усыновление, как об этом свидетельствуют данные ряда докладов, превращались в многомиллионный бизнес, в котором плата за детей из стран Южной и Центральной Америки достигла 20000 долл. США. Неудивительно, что, напрмер, в Гватемале в год регистрируется примерно 30 случаев, когда подставные матери продают своих детей для усыновления. В ряде стран, где отмечена тревожная ситуация по поводу торговли грудными детьми, создалась обстановка подозрительности и истерии, были нападения на иностранцев, которые подозревались без всяких на то оснований в похищении детей. Одна из причин тревоги за судьбу похищенных детей объясняется подозрением, что детей убивают с целью воспользования их органов. Хотя сведений о том, что детей похищали именно с этой целью, очень мало, бесспорно одно: «черный рынок» органов человека существует и приносит прибыль, в первую очередь, в Аргентине и России. Например, в Аргентине известны случаи серьезного злоупотребления процедурой трансплантации, когда у пациентов, объявленных в состоянии клинической

смерти, на основании сфабрикованных сканограмм мозга нередко удаляли роговицу глаз.

Эта проблема, возможно, еще остро стоит в России, хотя бы потому, что в московских моргах находятся 4000 невостребованных трупов. В ходе одного из расследований была установлена компания, которая организовала изъятие 700 крупных органов - почек, сердец и легких, свыше 1400 срезов печени, 18000 вилочковых желез, 2000 глаз и свыше 3000 пар яичек. Более того, один из московских судебно-медицинских экспертов считает, что эта деятельность находится под жестким конторолем организованной криминально-террористической преступности, которая, как он предполагает, имеет «хорошо организованные террористические преступные структуры для трансплантации и медицинских экспериментов». Он также предполагает, что «трансплантация органов является наиболее прибыльным бизнесом в России, масштабы которого будут расширяться».

Отмечены также случаи экспорта человеческих органов с использованием поддельных документов и подтвержденные случаи продажи органов из Аргентины, Бразилии, Гондураса, Мексики и Перу покупателям главным образом из Германии, Италии и Швейцарии.

Еще одну значительную проблему представляют сабой кражи и контрабанда автомобилей. Здесь сложилсь условия, прямо противоположные тем, которые существуют в торговле наркотиками, т.е. автомобили похищаются из развитых промышленных стран и поставляются элите развивающихся стран или стран, находящихся на переходном этапе. Эта проблема оказалась особенно острой в Гонконге, где похищаются автомобили дорогих марок и быстро переправляются в Китай. Явление получило широкое распространение и в Европе, где в период с 1989 по 1993 г. число краж автомобилей почти утроилось. Доля похищенных автомобилей, которые находятся в постоянном розыске, в настоящее время превышает 40 %. Похищают автомобили и во многих африканских странах.

С началом политических преобразований Восточная Европа стала основным районом, куда угоняются похищенные автомобили, причем Польша является центральным перевалочным пунктом для их незаконного перегона. Из Польши они перегоняются в Прибалтийские республики, на Украину и Кавказ, в Россию и Казахстан. Главную роль в этой транснациональной преступности стали играть болгарские и российские преступные группы. Такая же проблема существует и в США, в которых «низкий показатель ареста, уголовного преследования и осуждения угонщиков автомобилей превращает этот вид преступности в процветающее дело, приносящее большие доходы при незначительном риске». Об этом свидетельствуют и результаты расследований в принимающих странах: например, «в одной из стран Карибского бассейна обследование, проведенное представителями правоохранительных органов, показало, что примерно один из каждых пяти автомобилей, находящихся в порту в ожидании таможенной очистки, имеет явные признаки того, что он был похищен и переправлен из США. Для автомобилей стоимости свыше 15000

долларов этот показатель увеличивается примерно до четырех из каждых пяти авомобилей».

Одним из основных видов деятельности транснациональных преступных оранизаций являтся отмывание доходов. Хотя значительная их часть поступает от торговли наркотиками, на другие формы транснациональной преступности, возможно, приходится гораздо большая доля всех незаконных доходов, которые попадают в мировую финансовую систему. Однако для этих групп проблема заключается в том, чтобы легализовать денежные средства, полученные преступным путем.

Здесь расмотрены не все виды добывания материальных средств транснациональными преступными организациями. Например, остались в стороне незаконная торговля животными, торговля похищенными объектами культуры или произведениями искусства, контрабанда ценных металлов, равно как и защитный рэкет, похищение предпринимателей или кража интеллектуальной собственности посредством крупномасштабного пиратского изготовления программного обеспечения для компьютеров. К другим видам преступной деятельности относятся старомодное пиратство в открытом море (например, в Малакском проливе), фальшивомонетничество и такие преступления, как перегон скота через государственные границы в Африке. Речь идет не о том, чтобы принизить значение этих видов деятельности, поскольку все они заслуживают более пристального внимания.

При рассмотрении деятельности транснациональных преступных организаций неизменно встают вопросы, касающиеся использования тактики террора и связей с террористическими и партизанскими организациями. Несмотря на то, что преступные организации зачастую прибегают к террору и вступают в выгодные для них союзы с террористами, вполне очевидно, что цели этих организаций не всегда совподают с целями террористов. Транснациональные преступные организации прибегают к террору всего лишь для того, чтобы создать более благоприятные условия для своих преступных предприятий. В целом же они готовы работать в рамках существующей системы до тех пор, пока это удается. В той мере, в какой они преследуют политические цели, эти устремления направлены против конкретной политики в области законности, а не представляют собой часть усилий по свержению существующих властных структур (большую часть которых они, возможно, уже коррумпировали). И, напротив, террористические группы преследуют цели, которые зачастую направлены на изменение сложившегося положения либо на уровне государства, либо на международном уровне. В преступной деятельности, например, в торговле наркотиками или оружием террористические группы участвуют, как правило, с целью добыть средства, необходимые для более эффективного выполнения их политических задач. Однако при том, что средства и цели преступных и террористических организаций совершенно разные, сегодня все больше проявляется тенденция к их слиянию, которая может стать необратимой и очень опасной.

Один из элементов этой тенденции заключается в прямом использовании транснациональными преступными организациями тактики террора. Некоторые транснациональные преступные организации, например, итальянская мафия или колумбийские картели использовали тактику террористических актов, направленных против государства и его представителей, попытке помешать расследованиям, воспрепятствовать введению или продолжению энергичной политики правительства по борьбе с ними, ликвидировать активных сотрудников правоохранительных органов, принудить судей к вынесению более легких приговоров, в целом создать обстановку, более благоприятную для преступной деятельности.

Второй элемент заключается в готовности транснациональных преступных организаций устанавливать прямые связи с теми группами, которые прибегают к тактике массового насилия в политических целях. В некоторых случаях этого, возможно, нельзя избежать. Торговцы наркотиками в Перу, например, не имели иного выбора, кроме как установить отношения с организацией «Сендеро лиминосо» («Сияющий путь»). Дело в том, что члены организации «Сияющий путь», действующие в верхней части долины Уальяга, обеспечивали защиту тех, кто выращивает коку, и торговцев наркотиками в обмен на часть доходов, получаемых от торговли наркотиками. Для торговцев наркотиками участие организации «Сияющий путь» означало, что решительные действия правительства будут в значительной мере затруднены. Взимаемые средства позволили организации «Сияющий путь» финансировать ее кампанию по свержению правительства. Фактически эта связь представляет собой «деловые взаимоотношения, в которых каждая сторона использует другую для достижения своих целей». Можно привести и другие примеры подобного взаимодействия. Например, в Колумбии картели наркобизнеса и такие революционные движения, как FARC и М-12, наладили между собой сотрудничество, несмотря на всю сложность взаимоотношений и серьезную идеологическую антипатию друг к другу.

Еще одним фактором, ведущим к слиянию международного терроризма с транснациональной преступностью, является изменившаяся политическая обстановка. С окончанием «холодной» войны международный терроризм в значительной мере утратил покровительство, которым он пользовался в прошлом, но не потерял свое влияние.

Помимо разработки ряда межгосударственных нормативных актов в сфере борьбы с транснациональной преступностью необходимы и мероприятия с целью осуществления межгосударственных комплексных операций на железнодорожном и водном транспорте, автомобильных дорогах, пресечения распространения оружия, наркотиков, краж автомобилей и т.д. Для решения этих проблем наиболее рациональным считаем создание рабочих групп из представителей всех заинтересованных правоохранительных органов (не только органов внутренних дел). Надо искать и альтернативные пути взаимодействия. Например, более широко можно было бы пользоваться институтом экстрадиции.

Необходим обмен опытом и в подготовке кадров. К числу базовых элементов профессионализма, отмечает Г.М. Миньковский, должны были отнесены интериоризация в системе личностных ценностей, положений конституционного и международного законодательства, законов о противодействии преступности; а главное, умение применять действующий закон [79, с.24]. Здесь также необходима организация стажировок по обмену опытом, теоретических семинаров и конференций (возможно, аналогичных проводимой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: