Цель: изучить и освоить антропометрические, физиометрические и саматоскопические методы определения показателей физического развития человека.
Вопросы по теме:
1. Физическое здоровье.
2. Понятие о физическом развитии.
3. Признаки, характеризующие физическое развитие.
4. Значение для общества знаний показателей физического развития человека.
5. Основные показатели физического развития, регистрируемые в процессе медицинских осмотров.
6. Правила определения основных показателей физического развития.
7. Методы изучения индивидуальных показателей физического развития человека.
8. Определение физического развития методом сигмальных отклонений.
9. Методики определения росто-весового соотношения.
10. Конституция человека.
11. Методики определения осанки.
12. Понятие о плоскостопии, методики определения, профилактика.
13. Понятие о крепости телосложения.
14. Акселерация и ретардация развития.
15. Понятие о биоритмах.
16. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения.
17. Особенности здоровья и физического развития студентов. Адаптация к новым условиям обучения.
18. Режим труда и отдыха.
19. Утомление и переутомление. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления.
20. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический объем, минутный объем крови, их изменение с возрастом, продолжительность сердечного цикла.
21. Изменения деятельности ССС в зависимости от типов конституции.
22. Влияние питания на деятельность ССС.
23. Гиподинамия и сердечнососудистая патология.
24. Показатели внешнего дыхания
25. Гигиена дыхания. Значение дыхания через нос. Воспитание правильного дыхания у детей и подростков.
26. Дыхание на большой высоте (горная болезнь).
27. Дыхание при повышенном давлении (кессонная болезнь).
28. Тканевое дыхание при физических нагрузках.
ЗАНЯТИЕ № 1
ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Вопросы для самоконтроля:
Характеристика антропометрического профиля человека: группы, пропорциональность и гармоничность физического развития.
Практическая работа № 1
Определение группы, гармоничности и пропорциональности физического развития
Ход выполнения работы:
1. Зарисуйте таблицу № 1 в тетрадь. Заполните таблицу, выполняя последующие задания.
Таблица 1. Расчет сигмальных отклонений
Соматометрические показатели | Собственные показатели Х | Средние арифметические данные (из табл. 2) Х1 | Средние квадратические отклонения (из табл. 2) s | Сигмальное (индиви- дуальное) отклонение М |
Возраст | ||||
Рост стоя, см | ||||
Масса тела, кг | ||||
ОГК в паузе, см |
2. Определите и укажите в ней собственные показатели Х: возраст, рост стоя, массу тела, ОГК в паузе.
3. Из таблицы № 2 занесите средние арифметические данные Х1 и s, соответствующим возрастной и половой группе студента.
4. Найдите сигмальное (индивидуальное) отклонение по формуле:
(X - X1) | |
М = | --------------- |
s |
В том случае, если величина какого-либо показателя Х превысит среднее арифметическое - Х1, полученная разность будет иметь положительное значение, если же она окажется меньше, то полученная разность отрицательная. Соответствующий знак приобретает и величина сигмального отклонения.
Таблица 2. Средние соматометрические показатели человека (Л. Ф. Кобзев, 1971; К. П. Дорожнова и др., 1975)
Показатели | Возраст, лет | Мальчики | Девочки | ||
X1 | s | X1 | s | ||
Рост, см | 115,23 | 5,24 | 114,90 | 4,40 | |
123,40 | 5,40 | 123,95 | 5,70 | ||
126,46 | 5,56 | 126,66 | 5,76 | ||
130,30 | 5,98 | 131,02 | 6,00 | ||
136,78 | 6,02 | 136,08 | 6,54 | ||
140,16 | 6,08 | 142,18 | 6,76 | ||
146,64 | 7,06 | 148,60 | 8,90 | ||
151,88 | 7,14 | 154,22 | 7,56 | ||
159,56 | 9,02 | 159,50 | 6,58 | ||
167,08 | 8,92 | 161,76 | 5,56 | ||
171,66 | 7,48 | 161,06 | 5,44 | ||
173,50 | 6,48 | 161,74 | 5,74 | ||
174,80 | 6,12 | 162,14 | 5,68 | ||
175,50 | 7,00 | 163,20 | 5,82 | ||
Масса тела, кг | 20,56 | 2,78 | 20,55 | 2,02 | |
23,88 | 3,80 | 24,40 | 4,58 | ||
25,88 | 3,95 | 24,60 | 4,50 | ||
27,00 | 4,28 | 27,76 | 4,68 | ||
31,06 | 4,32 | 30,50 | 4,98 | ||
33,06 | 4,98 | 34,70 | 6,44 | ||
37,36 | 6,16 | 39,08 | 7,94 | ||
41,66 | 7,38 | 45,94 | 8,56 | ||
47,82 | 8,60 | 47.54 | 7.80 | ||
55,56 | 9,72 | 53,88 | 7,42 | ||
60,26 | 8.64 | 55,98 | 7.06 | ||
63,26 | 8,02 | 58,30 | 7,12 | ||
65,90 | 8,00 | 59,18 | 7,10 | ||
66,50 | 8,22 | 59.10 | 7,02 | ||
ОКГ, см | 57,10 | 2,82 | 56,63 | 3,02 | |
59,34 | 3,24 | 57,88 | 4,10 | ||
60,96 | 3,34 | 59,14 | 3,76 | ||
62,30 | 3,10 | 61.22 | 4,20 | ||
65,03 | 3,92 | 63,08 | 4,06 | ||
66,90 | 3,84 | 66.00 | 4,86 | ||
69,48 | 5,03 | 69.66 | 6,20 | ||
72,64 | 4,90 | 74,48 | 6,32 | ||
76,44 | 5,52 | 77,46 | 5,32 | ||
81,68 | 6,32 | 79,80 | 4,40 | ||
84,66 | 5,60 | 80,94 | 5,90 | ||
86,12 | 4,96 | 82,18 | 6,38 | ||
88,20 | 5,01 | 84,28 | 6,09 | ||
90,20 | 5,20 | 84,93 | 6,38 |
5. Постройте профиль физического развития обследуемого (рис. 1).
Для этого проведите три (по числу признаков) горизонтальные линии. Вертикальная ось является нулевой точкой отсчета сигмальных отклонений. По правую и левую сторону от нее на равном расстоянии нанесите деления, указывающие границы среднеквадратических отклонений в пределах от 0 до -Зs в левую сторону и до +3s — в правую.
М - Рост | ||||||||
М - Масса тела | ||||||||
М - ОКГ | ||||||||
- 3s | - 2s | -1s | 1s | 2s | 3s |
Рис. 1. График антропометрического профиля
6. На горизонтальных линиях "Рост", "Масса тела" и "ОГК" отложите найденные величины сигмальных индивидуальных отклонений обследуемого в виде точек. Соедините их между собой - получится график (профиль) индивидуального развития обследуемого.
7. Оцените физическое развитие обследуемого по полученному графику (рис.1.) и напишите выводы в тетради, осветив и обосновав:
· Группу физического развития.
Нормативами для оценки антропометрического профиля обследуемого служат стандарты физического развития. Оценка имеет варианты двух типов:
- Первый тип: в зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 3).
- Второй тип: возрастное развитие (табл.4).
Оценку физического развития необходимо провести по результатам двух показателей из трех (табл. 3.). По табл. 4 уточните возрастное развитие.
Пример: физическое развитие среднее, 2 или 3 точки, обозначающие индивидуальное сигмальное отклонение признаков (роста, массы тела, ОГК), на графике расположены в интервале от -1 до +1ст (табл.3). Физическое развитие соответственно возрасту – норма (табл 4.).
Таблица 3. Группы физического развития
Группа физического развития | Сигмальные отклонения | |
I | Среднее развитие | от М -1s до М +1s |
II | Выше среднего | от М +1s до М +2s |
III | Высокое | от М +2s до М +3s |
IV | Ниже среднего | от М -1s до М - 2s |
V | Низкое | от М -2s до М -3s |
Таблица 4. Стандарты оценки возрастного развития
Возрастное развитие | Сигмальные отклонения | |
I | Соответствует возрасту - норма | -1 до +2s |
II | Дефицит массы тела | меньше -1s |
III | Избыток массы тела | больше +2s |
IV | Низкий рост | меньше -2s |
· Пропорциональность физического развития.
Физическое развитие может быть пропорциональным и непропорциональным. В первом случае точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных показателей на графике, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга на величину не более одной сигмы.
· Гормоничность физического развития.
Гармоническое физическое развитие характеризуется соответствием росту массы тела и ОГК. Допустимо небольшое превышение массы тела и ОГК за счет хорошо развитой мускулатуры.
Дисгармоническое физическое развитие отмечается в том случае, когда показатели массы тела и ОГК отстают от показателей роста на 1—2 сигмы (или имеется повышенное жироотложение). Резко дисгармоническое развитие характеризуется значительным отставанием массы тела и ОГК от длины тела или, напротив, большим превышением массы вследствие избыточного жироотложения.
Отставание в развитии грудной клетки говорит о недостаточной ее натренированности. В таком случае необходимы занятия спортом, в частности плаванием, легкой атлетикой.
8. Напишите рекомендации для поддержания или улучшения показателей физического развития.
Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.