double arrow

Тема 1. Физическое развитие. Исследование и оценка показателей физического развития

Цель: изучить и освоить антропометрические, физиометрические и саматоскопические методы определения показателей физического развития человека.

Вопросы по теме:

1. Физическое здоровье.

2. Понятие о физическом развитии.

3. Признаки, характеризующие физическое развитие.

4. Значение для общества знаний показателей физического развития человека.

5. Основные показатели физического развития, регистрируемые в процессе медицинских осмотров.

6. Правила определения основных показателей физического развития.

7. Методы изучения индивидуальных показателей физического развития человека.

8. Определение физического развития методом сигмальных отклонений.

9. Методики определения росто-весового соотношения.

10. Конституция человека.

11. Методики определения осанки.

12. Понятие о плоскостопии, методики определения, профилактика.

13. Понятие о крепости телосложения.

14. Акселерация и ретардация развития.

15. Понятие о биоритмах.

16. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения.

17. Особенности здоровья и физического развития студентов. Адаптация к новым условиям обучения.

18. Режим труда и отдыха.

19. Утомление и переутомление. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления.

20. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический объем, минутный объем крови, их изменение с возрастом, продолжительность сердечного цикла.

21. Изменения деятельности ССС в зависимости от типов конституции.

22. Влияние питания на деятельность ССС.

23. Гиподинамия и сердечнососудистая патология.

24. Показатели внешнего дыхания

25. Гигиена дыхания. Значение дыхания через нос. Воспитание правильного дыхания у детей и подростков.

26. Дыхание на большой высоте (горная болезнь).

27. Дыхание при повышенном давлении (кессонная болезнь).

28. Тканевое дыхание при физических нагрузках.

ЗАНЯТИЕ № 1

ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Вопросы для самоконтроля:

Характеристика антропометрического профиля человека: группы, пропорциональность и гармоничность физического развития.

Практическая работа № 1

Определение группы, гармоничности и пропорциональности физического развития

Ход выполнения работы:

1. Зарисуйте таблицу № 1 в тетрадь. Заполните таблицу, выполняя последующие задания.

Таблица 1. Расчет сигмальных отклонений

Соматометрические показатели Собственные показатели Х Средние арифметические данные (из табл. 2) Х1 Средние квадратические отклонения (из табл. 2) s Сигмальное (индиви- дуальное) отклонение М
Возраст        
Рост стоя, см        
Масса тела, кг        
ОГК в паузе, см        

2. Определите и укажите в ней собственные показатели Х: возраст, рост стоя, массу тела, ОГК в паузе.

3. Из таблицы № 2 занесите средние арифметические данные Х1 и s, соответствующим возрастной и половой группе студента.

4. Найдите сигмальное (индивидуальное) отклонение по формуле:

  (X - X1)
М = ---------------
  s

В том случае, если величина какого-либо показателя Х превысит среднее арифметическое - Х1, полученная разность будет иметь поло­жительное значение, если же она окажется меньше, то полученная разность отрицательная. Соответствующий знак приобретает и ве­личина сигмального отклонения.

Таблица 2. Средние соматометрические показатели человека (Л. Ф. Кобзев, 1971; К. П. Дорожнова и др., 1975)

Показатели Возраст, лет Мальчики Девочки
X1 s X1 s
           
Рост, см   115,23 5,24 114,90 4,40
    123,40 5,40 123,95 5,70
    126,46 5,56 126,66 5,76
    130,30 5,98 131,02 6,00
    136,78 6,02 136,08 6,54
    140,16 6,08 142,18 6,76
    146,64 7,06 148,60 8,90
    151,88 7,14 154,22 7,56
    159,56 9,02 159,50 6,58
    167,08 8,92 161,76 5,56
    171,66 7,48 161,06 5,44
    173,50 6,48 161,74 5,74
    174,80 6,12 162,14 5,68
    175,50 7,00 163,20 5,82
           
Масса тела, кг   20,56 2,78 20,55 2,02
    23,88 3,80 24,40 4,58
    25,88 3,95 24,60 4,50
    27,00 4,28 27,76 4,68
    31,06 4,32 30,50 4,98
    33,06 4,98 34,70 6,44
    37,36 6,16 39,08 7,94
    41,66 7,38 45,94 8,56
    47,82 8,60 47.54 7.80
    55,56 9,72 53,88 7,42
    60,26 8.64 55,98 7.06
    63,26 8,02 58,30 7,12
    65,90 8,00 59,18 7,10
    66,50 8,22 59.10 7,02
           
ОКГ, см   57,10 2,82 56,63 3,02
    59,34 3,24 57,88 4,10
    60,96 3,34 59,14 3,76
    62,30 3,10 61.22 4,20
    65,03 3,92 63,08 4,06
    66,90 3,84 66.00 4,86
    69,48 5,03 69.66 6,20
    72,64 4,90 74,48 6,32
    76,44 5,52 77,46 5,32
    81,68 6,32 79,80 4,40
    84,66 5,60 80,94 5,90
    86,12 4,96 82,18 6,38
    88,20 5,01 84,28 6,09
    90,20 5,20 84,93 6,38

5. Постройте профиль физического развития обследуемого (рис. 1).

Для этого проведите три (по числу признаков) горизонтальные линии. Вертикальная ось является нулевой точкой отсчета сигмальных отклонений. По правую и левую сторону от нее на равном рас­стоянии нанесите деления, указывающие границы среднеквадратических отклонений в пределах от 0 до -Зs в левую сторону и до +3s — в правую.

              М - Рост
                М - Масса тела
              М - ОКГ
- 3s - 2s -1s     1s 2s 3s  

Рис. 1. График антропометрического профиля

6. На горизонтальных линиях "Рост", "Масса тела" и "ОГК" отложите найденные величины сигмальных индивидуальных отклонений обследуемого в виде точек. Соедините их между собой - получится график (профиль) индивидуального раз­вития обследуемого.

7. Оцените физическое развитие обследуемого по полученному графику (рис.1.) и напишите выводы в тетради, осветив и обосновав:

· Группу физического развития.

Нормативами для оценки антропометрического профиля обследуемого служат стандарты физического развития. Оценка имеет варианты двух типов:

- Первый тип: в зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 3).

- Второй тип: возрастное развитие (табл.4).

Оценку физического развития необходимо провести по результатам двух показателей из трех (табл. 3.). По табл. 4 уточните возрастное развитие.

Пример: физическое развитие среднее, 2 или 3 точки, обозначающие индивидуальное сигмальное отклонение признаков (роста, массы тела, ОГК), на графике расположены в интервале от -1 до +1ст (табл.3). Физическое развитие соответственно возрасту – норма (табл 4.).

Таблица 3. Группы физического развития

Группа физического развития Сигмальные отклонения
I Среднее развитие от М -1s до М +1s
II Выше среднего от М +1s до М +2s
III Высокое от М +2s до М +3s
IV Ниже среднего от М -1s до М - 2s
V Низкое от М -2s до М -3s

Таблица 4. Стандарты оценки возрастного развития

Возрастное развитие Сигмальные отклонения
I Соответствует возрасту - норма -1 до +2s
II Дефицит массы тела меньше -1s
III Избыток массы тела больше +2s
IV Низкий рост меньше -2s

· Пропорциональность физического развития.

Физическое развитие может быть пропорциональным и непро­порциональным. В первом случае точки, обозначающие сигмаль­ные отклонения отдельных показателей на графике, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга на величину не более одной сигмы.

· Гормоничность физического развития.

Гармоническое физическое развитие характеризуется соответствием росту массы тела и ОГК. Допустимо небольшое превышение массы тела и ОГК за счет хорошо развитой муску­латуры.

Дисгармоническое физическое развитие отмечается в том слу­чае, когда показатели массы тела и ОГК отстают от показателей роста на 1—2 сигмы (или имеется повышенное жироотложение). Резко дисгармоническое развитие характеризуется значительным отставанием массы тела и ОГК от длины тела или, напротив, большим превышением массы вследствие избыточного жироотло­жения.

Отставание в развитии грудной клетки говорит о недоста­точной ее натренированности. В таком случае необходимы занятия спортом, в частности плаванием, легкой атлетикой.

8. Напишите рекомендации для поддержания или улучшения показателей физического развития.

Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: