В предыдущей главе, обсуждая проблему применения исторического метода в экономической науке, мы пришли к выводу, что наряду с бесспорными достоинствами этот метод имеет Ряд недостатков: в частности, он является аналитически менее эффективным, чем теоретические методы познания, и потому, Изучая экономическую науку исключительно сквозь призму экономической истории и истории экономических учений, мы вряд ли получим о ней полноценное представление. Одним из способов преодоления неэффективности и непродуктивности исто-
179
рического метода может стать трансформация его в эволюционный метод — метод, при котором исследователь стремится выявить в историческом материале определенное логическое ядро, где сосредоточены только наиболее значимые исторические закономерности, имеющее существенное значение для последующего воссоздания теоретической картины исследуемого объекта1. В этом смысле эволюционный метод является переходным к теоретическим методам исследования:
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД => ЭВОЛЮЦИОННЫЙ МЕТОД => ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Главная причина, по которой необходим подобный путь исследования и трансформации одного метода в другой, достаточно очевидна: сам хозяйственный процесс и результат этого процесса никогда не совпадают друг с другом. Историческое никогда не может быть тождественно теоретическому, историческое всегда содержит теоретическое лишь во фрагментах, отдельных элементах, и наоборот, теоретическое включает в себя лишь самое существенное и важное из исторического. Эволюционный метод в данном случае является переходным, он помогает экономисту-исследователю совершить скачок от исторических фактов к фактам теоретического порядка. Экономист-эволюционист мыслит и как историк, и как теоретик; если так можно выразиться, его интересует теория в истории и история, принявшая форму теории.
Но как же тогда работает эволюционный метод в экономическом исследовании, и каким образом происходит трансформация исторического метода в эволюционный метод и трансформация эволюционного метода в теоретический метод?
Попробуем взять два примера: первый из истории экономических учений, второй — из истории экономики. В первом случае это будет исследование экономической концепции К. Маркса, во втором случае — изучение истории хозяйственных институтов.
Экономист, решивший ограничиться исследованием места Марксовой концепции в истории экономической мысли, действует очень просто: он берет «Капитал», а также другие экономические работы Маркса и начинает их воспроизводить в своей ра-
|
|
1 В принципе, работа любого ученого подобна работе хорошего скульптора, который, создавая статую, просто убирает все лишнее из обрабатываемой им глыбы.
боте: тогда-то и тогда-то Маркс написал то-то, в таком-то году 0н высказал следующую мысль, в другом году — другую мысль, в таком своем труде отстаивал такое положение и т.д. Может присутствовать также сопоставление Марксовой концепции и иных теорий, исследоваться вопрос о месте экономического учения Маркса среди других учений и т.д. Возможна также критика Маркса с позиций той или иной экономической теории, рассуждения о связи Маркса и других марксистских и неомарксистских концепций (например, В.И. Ленина, А. Грамши, франкфуртской щколы и т.п.) и т.д. При этом само историческое исследование может быть написано весьма живо, интересно и по-своему фундаментально.
Классическим примером использования исторического метода в исследовании экономической теории К. Маркса является, например, работа М. Блауга «Экономическая теория марксизма» — глава из его известного учебника1. Здесь есть все: терминология Маркса, разбор его основных положений, путеводитель по «Капиталу», рекомендации к дальнейшему чтению, но, по существу, перед нами только историческое исследование, хотя и выполненное на очень высоком уровне. Блауг изначально ставит некую планку ценностей, выше которой он принципиально Маркса поднимать не хочет: все его теоретические оценки Маркса подчинены априорно заданным схемам, и они на деле не выводятся, а предполагаются как некие аксиомы или теоремы в рамках некой «аксиоматической системы», принятой самим Блаугом.
Примером же эволюционного метода в исследовании экономической теории К. Маркса может служить работа другого известного экономиста, классического представителя эволюционной школы во всех ее смыслах Й. Шумпетера «Капитализм, социализм и демократия»2. Несмотря на то, что описание экономического учения марксизма здесь является, по существу, историческим (ведь Маркс умер за 60 лет до выхода этой работы), de facto, применяя исторический метод в описании основоположника марксизма, Шумпетер одновременно проводит теоретический анализ учения Маркса, избавляясь от всего «исторического лишнего» и «исторически случайного» (для Блауга, например, характерен противоположный подход — акцентирование этого СлУчайного и лишнего); тем самым он трансформирует свой метод
Блауг М. Экономическая теория марксизма (глава седьмая) // Экономичес-. кая мысль в ретроспективе. М., 1994.
Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. Ч. I.
180
из исторического в эволюционный. Шумпетер рассматривает Маркса не просто как экономиста в ряду других экономистов, но и как социолога, политолога и даже как... пророка. Но проведенный таким способом целостный, междисциплинарный анализ гораздо лучше высвечивает и особенности экономической системы, созданной Марксом. В отличие от Блауга, Шумпетер не вводит каких-то заранее заданных оценок, он, наоборот, пытается (вместе с читателем) прийти к этим оценкам в ходе своего исследования.
Переход от исторического метода к эволюционному, следовательно, также связан с расширением поля зрения исследователя, с привлечением теоретического анализа, с трансформацией экономического исследования в политэкономическое (в смысле «политико-экономическое»), с устранением любых заранее заданных оценок и пристрастий.
Экономическую историю институтов также можно исследовать двумя методами: историческим и эволюционным. Экономист-историк работает исключительно как историк: он просто описывает то, как на протяжении нескольких тысяч лет развивались те или иные экономические институты (институт рынка, институт кредита, институт профсоюзов и т.п.). Он собирает экономические факты того или иного периода, обрабатывает статистические данные, интерпретирует их и анализирует. Результатом может стать достаточно глубокое и фундаментальное историческое исследование того или иного хозяйственного института '.
|
|
Для экономиста-эволюциониста история хозяйственных институтов — лишь предпосылка для последующего теоретического анализа. Классическим примером здесь является работа лауреата Нобелевской премии американского экономиста Д. Норта «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики», в предисловии к которой сам автор заявляет:
«История имеет значение. Она имеет значение не просто потому, что мы можем извлечь уроки из прошлого, но и потому, что настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества. Выбор, который мы делаем сегодня или
1 Приведем несколько примеров: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV-XVIII в.: В 3 т. М, 1982 — история возникновения капитализма; Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001 — история аграрных отношений в древности; Поланьи М. Великая трансформация. СПб., 2002 — развитие капитализма в XVI-XX вв.; Везерфорд Дж. История денег. М., 2001 — история денежного хозяйства.
завтра, сформирован прошлым. А прошлое может быть понято нами только как процесс институционального развития. Интерпретировать понятие "институты" в экономическую теорию и экономическую историю — значит сделать важный шаг в развитии этой теории и истории»1.
Сказано предельно точно в отношении сравнения между собой исторического и эволюционного методов. Для экономиста-историка история не имеет никакого значения вне самой истории, для экономиста-эволюциониста она имеет значение как первый шаг к будущей теории. Исторический метод в большинстве случаев работает уже в рамках заданной системы оценок, эволюционный метод приходит к ней в процессе своего исследования; исторический метод остается в рамках экономической дисциплины, эволюционный формулирует принципы междисциплинарного исследования; он, следуя идее «экономического империализма» Г. Беккера, стремится захватить исследовательское поле других социальных наук — социологии, истории, политологии, философии. Но экономической науке нужны как раз оба метода—и исторический, и эволюционный: без исторического метода не будет эволюционного метода, а следовательно, и возможности перейти к теоретическому исследованию.
|
|