Метод эксперимента

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Суть эксперимента заключается в том, что он дает возможность проверить каждое управленческое новшество на ограниченном количестве объектов. В ходе проверки новшество испытывается на эффективность, и выявляются условия, при которых результаты эксперимента должны быть широко реализованы.

В качестве примера можно привести историю становления большегрузных составов в Волжском пароходстве, инициатором которой был капитан толкача ОТ-2005 Сенаторов Н.М. По признанию Николая Михайловича «Мне стыдно стоять в рубке, поскольку с однониточным составом пр. 1787 я обгоняю пассажирские суда». Экипаж толкача ОТ-2005 обеспечил двухмесячную безаварийную эксплуатацию двухниточного состава, после чего вся группа из 11 толкачей пр. 428 стала работать с подобным составом. Естественно при неудачном ходе эксперимента большегрузных составов на Волге не было.

Необходимость эксперимента вызывается в основном следующими причинами:

– проверка на практике противоположных альтернатив;

– снижение риска от непредвиденных последствий оригинального управленческого решения;

– преодоление сопротивления в основном внутренней среды организации изменениям, поскольку стадия эксперимента облегчает процессы их широкого внедрения.

Таким образом, эксперимент, это:

– комплексная диагностика новшества;

– исследование действием.

Всякий организационно-управленческий эксперимент должен проводиться в соответствии с программой, основными моментами которой являются:

– организаторы эксперимента;

– наименование управленческого нововведения;

– обоснование возможности и целесообразности внедрения новшества;

– изложение гипотез (с греческого hupothesis – предположение, означает допущение, истинное значение которого пока не определенно) с указанием положительных и отрицательных последствий эксперимента;

– экспериментальные и контрольные объекты (назначение последних – база для сравнения эффективности) с указанием степени их специфики и сопоставимости;

– сценарий проведения эксперимента в составе: места и сроков; порядка создания экспериментальной ситуации; порядка выполнения периодических оценок начального, промежуточного и конечного состояний экспериментального и контролируемого объектов; процедур завершения;

– состав выводов и рекомендаций по масштабам внедрения новшества.

При положительном завершении эксперимента обязательно определяется экономическая эффективность в соответствии с действующими методическими положениями.

Сфера использования экспериментального метода исследований систем управления может быть весьма разнообразной.

Как не коротки слова «да» и «нет»

все же они требуют самого

серьезного размышления.

Сократ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: