Статистические методы

Статистические методы исследования систем управления дают, пожалуй, самый обширный материал для анализа. Предметом исследования являются массовые явления социально-экономической жизни организаций не только с количественной точки зрения, но и в неразрывной связи с качественным содержанием в конкретных условиях места и времени (например, динамика объемов перевозок грузов и пассажиров по отдельным судовладельцам и в целом по отрасли).

Все изменения характеризуются посредством статистических показателей двух видов:

– учетно-оценочные, отражающие объем или уровень изучаемого явления;

– аналитические (средние величины, показатели удельных весов, степени тесноты связи и т.п.).

Методология статистического исследования в общем случае сводиться к следующему:

1. Постановка цели исследований. На этом этапе важно определить четкое понимание сущности изучаемого объекта или процесса, знание законов развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем провести статистическое исследование влияния отдельных факторов на уровень показателя валовой производительности работы флота, необходимо в первую очередь четко представлять понятия названного показателя, знать методы расчёта, определить состав факторов и характер их воздействия (например, с увеличением продолжительности оборота при прочих равных условиях валовая производительность уменьшается и растет с увеличением нагрузки).

2. Разработка программы исследований. В программе указывается объект исследований, последовательность всех процедур, формы документов и статистических таблиц применительно к отдельным элементам системы управления и объекту в целом, а также гипотезы о возможных причинных связях между факторами или явлениями, организационные вопросы исследований.

3. Формирование команды исследователей, имеющих фундаментальные знания изучаемой проблемы. Команда в целом разбивается на рабочие групп, назначаются руководители группы, определяется их ответственность и в зависимости от трудоемкости исследований, закрепленных за каждой группой, выделяются необходимые ресурсы.

4. Выполнение непосредственно статистических исследований, в ходе которых заполняются первичной информацией (учётно-оценочными показателями) формы документов, отраженные в программе исследований. В ходе выполнения этого этапа исследований особые внимание уделяется вопросам счетного и логического контроля первичной информации, достоверности, полноты во всем её многообразии (охват всех единиц исследуемой совокупности или наиболее существенных сторон исследуемого явления за максимально длительные периоды).

5. Группировка и сводка учетно-оценочных показателей по однородным группам, подгруппам и т.п., подсчёт итогов по каждой группе и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Этот этап даёт возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в различных условиях.

6. Обработка статистических показателей, получение аналитических и анализ результатов статистических исследований. Разработка выводов и рекомендаций по совершенствованию системы управления.

При статистическом исследовании производственной деятельности предприятия рекомендуется следующие шесть групп учетно-оценочных показателей:

– анализ факторов производства (трудовые ресурсы, средства и предметы труда);

– анализ использования труда;

– анализ использования средств труда;

– анализ использования предметов труда;

– анализ полезного результата (количество и качество продукции или услуг, выручка от реализации и т.п.);

– анализ эффективности производства (прибыль, показатели рентабельности, производительности труды, платежеспособности и т.п.).

Благодаря использованию статистических исследований аппарат управления предприятиям получает всестороннюю характеристику управляемого объекта, включая:

– обоснованность и степень выполнения плановых заданий;

– выявление неиспользованных резервов производства, производительности труда и производственных мощностей, материальных ресурсов, непроизводительных затрат и т.п.;

– конкурентоспособность каждого вида продукции, состояние и сегментация рынка;

– обоснование проблемы ценообразования;

– прогнозирование последствий управленческих решений;

Основными статистическими методами, используемыми в практике исследований системы управления, являются следующие:

– методы обоснования абсолютных, относительных и средних величин;

– методы обоснования характеристик статистических распределений;

– методы корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа;

– методы исследования динамических рядов;

– методы обоснования тенденций развития предприятия;

Упомянутые методы статистических исследований изложены в специальной литературе.

В заключении отметим, что управлять сложными социальными и экономическими системами невозможно без достоверной и полной статистической информации.

Кто не понимает логики, обычно не понимаем и того, что он ее не понимает.

Тадеуш Котарбинский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: