Статистические методы исследования систем управления дают, пожалуй, самый обширный материал для анализа. Предметом исследования являются массовые явления социально-экономической жизни организаций не только с количественной точки зрения, но и в неразрывной связи с качественным содержанием в конкретных условиях места и времени (например, динамика объемов перевозок грузов и пассажиров по отдельным судовладельцам и в целом по отрасли).
Все изменения характеризуются посредством статистических показателей двух видов:
– учетно-оценочные, отражающие объем или уровень изучаемого явления;
– аналитические (средние величины, показатели удельных весов, степени тесноты связи и т.п.).
Методология статистического исследования в общем случае сводиться к следующему:
1. Постановка цели исследований. На этом этапе важно определить четкое понимание сущности изучаемого объекта или процесса, знание законов развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем провести статистическое исследование влияния отдельных факторов на уровень показателя валовой производительности работы флота, необходимо в первую очередь четко представлять понятия названного показателя, знать методы расчёта, определить состав факторов и характер их воздействия (например, с увеличением продолжительности оборота при прочих равных условиях валовая производительность уменьшается и растет с увеличением нагрузки).
|
|
2. Разработка программы исследований. В программе указывается объект исследований, последовательность всех процедур, формы документов и статистических таблиц применительно к отдельным элементам системы управления и объекту в целом, а также гипотезы о возможных причинных связях между факторами или явлениями, организационные вопросы исследований.
3. Формирование команды исследователей, имеющих фундаментальные знания изучаемой проблемы. Команда в целом разбивается на рабочие групп, назначаются руководители группы, определяется их ответственность и в зависимости от трудоемкости исследований, закрепленных за каждой группой, выделяются необходимые ресурсы.
4. Выполнение непосредственно статистических исследований, в ходе которых заполняются первичной информацией (учётно-оценочными показателями) формы документов, отраженные в программе исследований. В ходе выполнения этого этапа исследований особые внимание уделяется вопросам счетного и логического контроля первичной информации, достоверности, полноты во всем её многообразии (охват всех единиц исследуемой совокупности или наиболее существенных сторон исследуемого явления за максимально длительные периоды).
|
|
5. Группировка и сводка учетно-оценочных показателей по однородным группам, подгруппам и т.п., подсчёт итогов по каждой группе и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Этот этап даёт возможность выделить из состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности явлений, развивающихся в различных условиях.
6. Обработка статистических показателей, получение аналитических и анализ результатов статистических исследований. Разработка выводов и рекомендаций по совершенствованию системы управления.
При статистическом исследовании производственной деятельности предприятия рекомендуется следующие шесть групп учетно-оценочных показателей:
– анализ факторов производства (трудовые ресурсы, средства и предметы труда);
– анализ использования труда;
– анализ использования средств труда;
– анализ использования предметов труда;
– анализ полезного результата (количество и качество продукции или услуг, выручка от реализации и т.п.);
– анализ эффективности производства (прибыль, показатели рентабельности, производительности труды, платежеспособности и т.п.).
Благодаря использованию статистических исследований аппарат управления предприятиям получает всестороннюю характеристику управляемого объекта, включая:
– обоснованность и степень выполнения плановых заданий;
– выявление неиспользованных резервов производства, производительности труда и производственных мощностей, материальных ресурсов, непроизводительных затрат и т.п.;
– конкурентоспособность каждого вида продукции, состояние и сегментация рынка;
– обоснование проблемы ценообразования;
– прогнозирование последствий управленческих решений;
Основными статистическими методами, используемыми в практике исследований системы управления, являются следующие:
– методы обоснования абсолютных, относительных и средних величин;
– методы обоснования характеристик статистических распределений;
– методы корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа;
– методы исследования динамических рядов;
– методы обоснования тенденций развития предприятия;
Упомянутые методы статистических исследований изложены в специальной литературе.
В заключении отметим, что управлять сложными социальными и экономическими системами невозможно без достоверной и полной статистической информации.
Кто не понимает логики, обычно не понимаем и того, что он ее не понимает.
Тадеуш Котарбинский