Лингвистические и графические методы

Лингвистические методы предполагают использование в ходе исследований определенного языка для обозначения характеристик какого-либо объекта (Т – осадка судна, см; B – ширина судна, м и т.п.) или процесса (t кр – продолжительность кругового рейса, ч; средние затраты времени, ч), или операции обработки информации ( – операция подготовки документа вручную; – операция подготовки документа с использованием информационных систем). Использование лингвистических методов позволяет обеспечить краткость изложения суждений и однозначность понимания их. Однако следует отметить, что этот язык имеет определенную специфику в различных отраслях хозяйства и знаний. Поэтому при изложении суждений необходимо ориентировать на общепринятые в той или иной отрасли языковые средства.

Графические методы исследования обуславливают использование различных диаграмм, графиков и гистограмм в качестве инструмента излучения какого-либо явления.

В практике исследований широкое применение нашли сетевые графики. Основой графика является информационная сетевая модель, в которой весь комплекс расчленяется на отдельные, четко определенные операции (работы), располагаемые в строгой технологической последовательности их выполнения.

Основными элементами сетевого графика являются событие, работа и критический путь.

Событие – результат предшествующего ему управленческого или производственного процесса. События могут быть исходными и завершающими.

Работа на сетевом графике является действием, которое следует совершить для перехода от одного события к другому. Для каждой работы на графике указывается ее продолжительность в определенных единицах.

Под критическим путем понимается суммарная максимальная продолжительность всех путей на графике от исходного до завершающего события.

События отражаются в виде окружностей с номером события внутри, а работы – в виде стрелок, направленных от начального события к следующему, а в итоге к завершающему.

При построении сетевого графика используют следующие простые правила:

– событий с одинаковыми номерами не должно быть, точно также и работ с одинаковыми кодами;

– не должно быть событий кроме исходного, которым не предшествует ни одна работы, а также событий кроме завершающего, из которых не выходила бы ни одна работы;

– не должно быть замкнутых контуров (петель), т.е. путей, соединяющих некоторые события с ними же самими;

На практике используются сетевые графики трех типов:

– сетевые модели, построенные в терминах событий, когда события определяют результаты выполненной работы, а стрелки между ними определяют взаимосвязи или технологическую последовательность работ;

– сетевые модели, построенные в терминах работ и событий, когда стрелками изображаются выполнения этих работ;

– сетевые модели, построенные в терминах работ, когда в окружностях указываются работы (процесс подготовки какого-либо документа).

Три приведенные здесь модели по-разному отражают содержание управленческой деятельности.

Модель первого типа фиксирует только факты окончания определенных работ, является весьма информативной, поскольку адекватно отражает содержание управленческой деятельности, однако не предусматривает моделирование этой деятельности во времени, хотя подобное моделирование является весьма важным.

Модель второго типа является более совершенной и получившей большее распространение. Она фиксирует затраты времени не выполнение каждой работы (состав и временные затраты на управленческую деятельность), взаимосвязь между работами и результаты выполнения работ. В то же время подобная сеть не позволяет исследовать информационное содержание управления на уровне документов, поскольку любая работа, указанная на модели, оформляется совокупностью документов.

Модель третьего типа обладает при построении определенными затруднениями, поскольку здесь исходных (начальных) событий столько, сколько условий необходимо для начала всех работ. Однако, она позволяет определить информационные потоки, выявить документооборот и, тем самым, обнаружить многие дефекты управления. Дополнительно имеются возможности моделирования работ во времени, анализа информационных потоков, распределения работ между исполнениями.

В целом сетевые модели обладают следующим:

– системным подходом при создании систем управления, поскольку имеется возможность разработки единого непрерывного процесса взаимосвязанных операций, направленных на достижение единой цели;

– возможностью алгоритмизации расчёта основных параметров сети;

большей по сравнению с другими моделями унифицированностью.

При разработке сетевой модели рекомендуется следующая последовательность:

1. Стадия обследования:

– разработка структурных схем отдельных подразделений;

– определение состава исходных документов, необходимых для выполнения той или иной работы;

– определение задач, решаемых подразделениями;

– разработка метода выполнения работ;

– определения полного перечня работ по каждому подразделению;

– составление первичных сетевых графиков по видам работ;

– «сшивание» сводного сетевого графика подразделения. Здесь соединяются между собой выходные данные работ поставщиков и входные данные потребителей результатов. После анализа и проверки частных графиков выполняется «сшивание» сводного сетевого графика организации.

2. Расчет параметров сетевого графика, в ходе которого определяются:

– продолжительность пути по отдельным работам;

– продолжительность критического пути;

– ранний и поздний сроки наступления события;

– резерв в определенных единицах (времени, расстояния, разнообразных ресурсов);

– коэффициент напряженности сетевого графика.

Методы расчеты параметров сетевого графика излагаются в специальной литературе. Апробированы методы расчета параметров графика на основе экономико-математического моделирования, при этом в качестве критерия эффективности устанавливаются или минимизация ресурсов, или минимизация резерва, т.е. уменьшение затрат на получение конечного результата.

Сфера использования сетевых графиков весьма разнообразна:

– разработка научно-технических программ развития организации (отрасли);

– строительство различных объектов и сооружений;

– ремонт технологического оборудования;

– распределение ресурсов и расчёт временных параметров;

– поиск кратчайших расстояний на транспортной сети.

Особенно эффективны так называемее многоразовые сетевые графики. Примером подобного сетевого графика может быть модель разработки текущего бизнес-плана, когда последовательность и алгоритмы выполнения работ заранее предопределены и неизменны.

В практике исследований системы управления также используются причинно-следственные диаграммы Исикавы типа «рыбьего скелета». Пример анализа уровня валовой производительности работы флота с помощью причинно-следственной диаграммы приведен на рис. 2. Цифрами на рис. 2 обозначены:

1. Показатель нагрузки, т/т. тнж: 1.1. Тип судна; 1.2. Род груза; 1.2.1. Партионность груза; 1.3. Судоходный путь; 1.3.1. Габариты судоходного пути; 1.3.2. Характеристика гидротехнических сооружений;

2. Пробег судна, км.: 2.1. Пробег с грузом, км.; 2.1.1. Пробег с грузом вверх, км.; 2.1.2. Пробег с грузом вниз, км.; 2.2. Пробег порожнем, км; 2.2.1. Пробег порожнем вверх, км; 2.2.2. Пробег порожнем вниз, км;

3. Затраты времени на ход, ч: 3.1. Тип судна; 3.1.1. Квалификация команды; 3.1.2. Характеристика средств автоматизации; 3.2. Судоходный путь; 3.2.1. Габариты судоходного пути; 3.2.2. Характеристика гидротехнических сооружений; 3.2.3. Судоходная обстановка; 3.3. Затраты времени на ход с грузом, ч; 3.3.1. Затраты времени на ход с грузом вверх, ч; 3.3.2. Затраты времени на ход с грузом вниз, ч; 3.4. Затраты времени на ход порожнем, ч; 3.4.1. Затраты времени на ход порожнем вверх, ч; 3.4.2. Затраты времени на ход порожнем вниз, ч; 3.5. Характеристика гидрометеорологических условий; 3.5.1. Туманы, повторяемость и видимость; 3.5.2. Направление и скорость ветра;

4. Затраты времени на погрузо-разгрузочные работы, ч: 4.1. Тип судна; 4.2. Род груза; 4.2.1. Упаковка; 4.3. Грузовая операция; 4.3.1. Погрузка груза; 4.3.2. Выгрузка груза; 4.4. Характеристика причала; 4.4.1. Тип набережной; 4.4.2. Наличие и тип швартовных устройств; 4.5. Характеристика механизации погрузо-разгрузочные работ; 4.5.1. Квалификация персонала; 4.5.2. Опыт практической работы;

Рис. 2. Пример укрупненный причинно-следственной диаграммы анализа производительности работы флота

5. Затраты времени на ремонт, ч: 5.1. Характеристика ремонтной базы; 5.1.1. Наличие специализированных цехов; 5.1.2. Характеристика судоподъемных устройств; 5.2. Характеристика технологии ремонта; 5.2.1. Средства изменения; 5.2.2. Инструмент и оснастка; 5.2.3. Документация; 5.2.4. Технологическая дисциплина; 5.3. Персонал ремонтной базы; 5.3.1. Квалификация; 5.3.2. Опят практической работы;

6. Прочие затраты времени, ч: 6.1. Тип судна; 6.1.1. Квалификация экипажа; 6.1.2. Радионавигационное оборудование; 6.2. Судоходный путь; 6.2.1. Габариты судового хода; 6.2.2. Судоходная обстановка; 6.3. Физическая и эксплуатационная навигация; 6.4. Характеристика аварийно-спасательной службы; 6.5. Характеристика ледокольного обеспечения;

Последовательность разработки подобной диаграмма сводится и следующему:

– выбор «узкого» места в исследуемом объекте или процессе;

– определение причинных факторов первого порядка, оказывающих непосредственное влияние на объект;

– определение причинных факторов второго, третьего и последующих порядков влияния;

– построение причинно-следственной диаграммы;

– определение значимости всех причинных факторов;

По результатам анализа диаграммы разрабатываются соответствующие управляющие воздействия.

Самый прямой путь в глубины исследований

пролегает через лесную чащу.

Джон Муир


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: