Принципы и методы ценообразования. Элементы и структура цены

Ценообразование на продукцию, основные средства, работы и услуги предприятий основано на принципах осуществления политики цен.

В зависимости от особенностей отраслей набор принципов может быть разным. Так в агропромышленном комплексе из принципов ценообразования можно выделить следующие:

- цены должны учитывать спрос и предложение на продукцию;

- цены должны быть ориентированы на объективные природные условия;

- цены должны быть дифференцированы по зонам и регионам страны;

- экономически обоснованное соотношение цен на разные виды сельскохозяйственной продукции одного и того района;

- экономически обоснованное соотношение цен на виды продукции одной и той же отрасли;

- цены должны стимулировать повышение качества продукции;

- цены должны формироваться с учетом сроков реализации продукции;

- цены должны содействовать устранению сезонности в производстве продукции животноводства;

- в цене должна отражаться полезность, потребительская стоимость продукции;

- оптимальное для сельскохозяйственных предприятий соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары;

- гибкость цен.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

Состав розничной цены приведены ниже (рис. 18.1).

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) Налог на добавленную стоимость Наценки посреднических организаций Товарные наценки
Отпускная цена предприятия
Оптовая рыночная цена
Розничная цена

Рис. 18.1. Состав и структура цены на продукцию

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т.д.), но и развитие предприятия.

Важное место в структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог на добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается правительством. Он включает алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и прочие изделия.

Налог на добавленную стоимость имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка – 18%. Вместе с тем по отдельным группам товаров установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассортимента и ряд других).

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: