double arrow

Сравнение. Сравнение – многофункциональный прием, который используется при анализе динамики и уровня хозяйственных процессов


Сравнение – многофункциональный прием, который используется при анализе динамики и уровня хозяйственных процессов. Многообразие видов сравнения обусловлено многообразием баз сравнения. В хозяйственной практике наибольшее распространение получили следующие виды сравнения:

– с планом (бизнес-планом, бюджетом, сметой);

– с проектом;

– в динамике;

– со среднеотраслевыми показателями;

– с зарубежными аналогами;

– с нормами и нормативами.

Для того чтобы результаты сравнения были реальными, а само сравнение корректным, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей, которая обеспечивается соблюдением следующих условий:

1. Единство оценки сравниваемых показателей. Так, нельзя сравнивать объемные показатели, рассчитанные в разных ценах (с целью сопоставимости используется пересчет в сопоставимые (базисные) цены).

2. Сравниваемые интервальные показатели должны быть взяты за один и тот же период.

3. Сравниваемые показатели должны быть рассчитаны по аналогичной методике (например, показатели себестоимости выпущенной и реализованной продукции в отчетном и базисном периодах могут отличаться в связи с различным порядком их формирования в результате изменений в учетной политике).

4. При сравнении качественных показателей необходимо устранить действие количественного фактора (например, для определения размера экономии (перерасхода) по себестоимости проданной продукции необходимо из себестоимости проданной продукции отчетного периода вычесть себестоимость проданной в отчетном периоде продукции, рассчитанную исходя из затрат базисного периода).

5. При сравнении объемных показателей необходимо учесть изменения в организационной структуре предприятия. Для обеспечения сопоставимости сравниваемых объемных показателей до и после изменения в организационной структуре предприятия используют метод исключения: объемный показатель корректируют в зависимости от характера реорганизации – при слиянии и присоединении (то есть при увеличении масштабов предпринимательской деятельности) из отчетного значения показателя после реорганизации вычитают объемы новых структурных подразделений; при разделении и выделении (при уменьшении масштабов деятельности) производят уменьшение объемного показателя в периоде, предшествующем реорганизации.

6. На сводные показатели влияют как результаты, достигнутые отдельными подразделениями, так и структурный фактор. Для устранения влияния структурного фактора применяется прием пересчета базисных значений показателей на отчетную структуру. Этот прием широко используется при оценке эффективности деятельности холдингов, концернов, ассоциаций и т. п.

7. Одним из способов обеспечения сопоставимости является использование переводных коэффициентов.


Сейчас читают про: