Сравнение – многофункциональный прием, который используется при анализе динамики и уровня хозяйственных процессов. Многообразие видов сравнения обусловлено многообразием баз сравнения. В хозяйственной практике наибольшее распространение получили следующие виды сравнения:
– с планом (бизнес-планом, бюджетом, сметой);
– с проектом;
– в динамике;
– со среднеотраслевыми показателями;
– с зарубежными аналогами;
– с нормами и нормативами.
Для того чтобы результаты сравнения были реальными, а само сравнение корректным, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей, которая обеспечивается соблюдением следующих условий:
1. Единство оценки сравниваемых показателей. Так, нельзя сравнивать объемные показатели, рассчитанные в разных ценах (с целью сопоставимости используется пересчет в сопоставимые (базисные) цены).
2. Сравниваемые интервальные показатели должны быть взяты за один и тот же период.
3. Сравниваемые показатели должны быть рассчитаны по аналогичной методике (например, показатели себестоимости выпущенной и реализованной продукции в отчетном и базисном периодах могут отличаться в связи с различным порядком их формирования в результате изменений в учетной политике).
|
|
4. При сравнении качественных показателей необходимо устранить действие количественного фактора (например, для определения размера экономии (перерасхода) по себестоимости проданной продукции необходимо из себестоимости проданной продукции отчетного периода вычесть себестоимость проданной в отчетном периоде продукции, рассчитанную исходя из затрат базисного периода).
5. При сравнении объемных показателей необходимо учесть изменения в организационной структуре предприятия. Для обеспечения сопоставимости сравниваемых объемных показателей до и после изменения в организационной структуре предприятия используют метод исключения: объемный показатель корректируют в зависимости от характера реорганизации – при слиянии и присоединении (то есть при увеличении масштабов предпринимательской деятельности) из отчетного значения показателя после реорганизации вычитают объемы новых структурных подразделений; при разделении и выделении (при уменьшении масштабов деятельности) производят уменьшение объемного показателя в периоде, предшествующем реорганизации.
6. На сводные показатели влияют как результаты, достигнутые отдельными подразделениями, так и структурный фактор. Для устранения влияния структурного фактора применяется прием пересчета базисных значений показателей на отчетную структуру. Этот прием широко используется при оценке эффективности деятельности холдингов, концернов, ассоциаций и т. п.
7. Одним из способов обеспечения сопоставимости является использование переводных коэффициентов.