Элитистская мобилизационная системав Северной Корее

С 1948 по 1992 г. руководимая президентом Ким Ир Сеном Ко-рейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)' явля-лась воплощением сталинистской модели элитистской мобили-зационной системы. Ее «Великий Вождь» утверждал идеологию,представляющую смесь корейского национализма с элементамимарксизма-ленинизма, среди которых были, в частности, поло-жения об авангардной роли партии, демократическом централиз-ме и государственном социализме. В структурном плане режиммобилизовывал массы на социалистическое строительство. Об-щество было милитаризовано. Сильное государство ввело тоталь-ную регламентацию жизни населения. Центральная власть ши-роко пользовалась насилием (физическим, экономическим, иде-

алогическим), поддерживала строгую координацию, существова-ла обособленно от общественных объединений и активно дейст-)<вовала. Публичная политика была сфокусирована на скорейшей -индустриализации. В поведенческом плане правление президен-та Ким Йр Сена представляло собой культ личности. Участиемасс в политике не было ни добровольным, ни стихийным и но- і,сило организованный характер. В этом отношении северокорей-.екая политическая система, пожалуй, являет собой лучший из су-ществующих примеров тоталитарной модели.

Вместе с тем у Северной Кореи было много сходства с бю-рократическим авторитарным режимом Южной Кореи при ПакЧжон Хи. В обеих Кореях у власти находились мощные бюрок- ■ратические авторитарные элиты, утверждавшие необходимостьжесткого единоличного правления. В принятии правительст-.;венных решений участвовали военные. Экономическое разви-тие возглавляли технократы. Интеллектуалы, журналисты ипрофсоюзные активисты не могли влиять на процесс ;проведения политики. Сложившиеся группировки среди прави-тельственных деятелей выступали за проведение своего вариан-;та политического курса; технократы-прагматики боролись с чи- •новниками-идеологами. Северо- и южнокорейская высшиеэшелоны власти занимались выработкой национальных ценно-стей, способствующих ускорению экономического развития:трудовая дисциплина, трудолюбие, самоограничение и стрем-ление к достижению общей цели. Элитистские мобилизацион-ные системы, действующие в рамках северо- и южнокорейскихбюрократических авторитарных режимов, принесли определен-ные политические дивиденды. С1960 по 1980 г. ббе дации доби-лись впечатляющих темпов роста, осуществили быструю инду-стриализацию и достигли высокой степени равенства в доходах.'Придавая особую роль «человеческому капиталу» (высокой об-'разованности рабочих) и физическому капиталу (развитию тех-нологий), политики обеспечили высокие темпы роста промыш-;ленности как в условиях госсоциализма, так и в условиях госка- *питализма. Правительства Северной и Южной Кореи стреми-^лись расширить торговлю с другими странами и увеличить по- ■ток капиталовложений извне, особенно в форме совместных7предприятий. Ситуация в системах образования и здравоохра-,нения в этих странах выгодно отличалась от большинства раз-\вивающихся стран. В конце 80-х годов уровень грамотности;среди взрослого населения превысил в них 90%. Младенческая ■смертность в возрасте до 1 года составила около 25 детей на ты- сячу. Средняя продолжительность жизни достигла 70 лет12.

Конечно, между этими системами имелись и существеннееразличия. Северокорейские политические правители, возглав-лявшие элитистскую мобилизационную систему, осуществлялиболее глубокий контроль за населением. Для КНДР характерны1четко выраженный культ личности, сильная политическая пар-тия, меньшая степень социального плюрализма и большая идео-логическая приверженность делу реконструкции общества врамках государственного контроля. Госкапитализм на Юге раз-решал частное предпринимательство и частные иностранные ка-питаловложения, в большей степени, чем социалистическаяКНДР. Кампании по мобилизации масс в условиях северногорежима привели к установлению более регламентированного об-щества.

Посредством Многочисленных организационных мероприя-тий партийно-государственная элита организовывала народ наборьбу за развитие производства, получение образования и до-ступное здравоохранение. Повышение объемов производствадостигалось с помощью «молниеносных войн», «200-дневныхбоев* и ударных бригад. Так «кампания ускорения 90-х годов»нацеливала массы на упорный труд, экономию материалов, по-'вышенйе производительности труда и тем самым на достижениерешения задач национального экономического плана. С-псимощью кампании «Летящего Коня» (Чанлия) и затем кампании-«Команды Летящего Коня» предполагалось стимулировать раз-'витие экономики и построение социализма в КНДР. «Три Рево-люционных движения»' боролись за идеологическое обновле- •ние, развитие культуры и ускорение научно-технического раз-вития. Члены «Трех Революционных бригад» следовали приме-ру партизан, воевавших р японцами в 30-х и в 40^х-годах. Такимобразом, стратегия, направленная на реализацию государствен-ной политики, опиралась на метод военной мобилизации. В;конце 80-х годов в Корейскую народную армию призывали неменее 4050% юношей в возрасте от 16 до28 лет это, по-види-мому, самый высокий процент в мире. Около 10% населения со-стоит в Трудовой партии Кореи (ТПК), в других азиатских ком-мунистических режимах к правящей партии принадлежит неболее. 5% населения. Но и не будучи формально членом партии,каждый северокореец в возрасте старше восьми лет принималучастие ъ какой-нибудь организации. Участию женщин в эко-номической и политической жизни помогал Корейский демок-ратический женский союз. Лица, желавшие открыто выражатьсобственные религиозные убеждения, должны были вступить ві акие организации, как Корейская буддистская федерация, Ко-

рейская конфуцианская ассоциация или Корейская христиан-,екая федерация. Партийные кадры направляли деятельность;различных объединений через вовлечение их в Объединенные?профсоюзы Кореи, Союз сельскохозяйственных рабочих Кореши Союз работников литературы и искусства Кореи. Спортсмены'состояли в Корейском спортивном комитете. Трудовая партия;Кореи взяла, под свай патронаж молодежь, организовав Юно-шеский корпус, бойскаутов, Союз социалистической трудовоймолодежи Кореи, Красную молодую гвардию, и Детскую гвар-'дию, в которых молодежь изучала идеологию и жизнедеятель-;ность президента Ким Ир Сена. С помощью этих организациипартия стремилась добиться от масс принятия и нужных элите1политических норм типов ролевого поведения13.

Идеологический монизм наложил свой отпечаток на процесспринятия политических решений северокорейской элитистскоЙ!.мобилизационной системы. Взгляды президента Ким Ир Сенапредставляли собой сплав элементов конфуцианства, марксиз-ма-ленинизма и корейского национализма. Из конфуцианскиконцепций, вдохновлявших династию Ли, ему были близки такиеидеи, как потребность в патриархальной опеке, политическом'порядке, социальной гармонии, личной преданности, а также г,наличии добродетельных правителей. Примеривая, некоторые;конфуцианские ценности к современной Корее, Ким Ир Серассматривал государство как своего рода большую патриархальную семью. Как дети должны слушаться отца, так и корейскинарод должен с сыновней преданностью относиться к ВеликомВождю, главному патриарху корейской нации, и своей матер партии/Подчеркивание семейного послушания в отношеииполитической элиты-отражало особое внимание, уделяемое со-циальной гармонии внутри иерархии. Как и мандарины-конфу-цианцы, президент Ким считал, что политическая жизнь напо-минает школу. Учитель пример для своих учеников, а Великий'Вождь со своими соратниками политические просветители,'.обучающие своих граждан нравственному поведению;, «правиль-^ным» воззрениям (послушанию, любви к социалистическоотечеству). Конфуцианские принципы ставят духовно-нраветвенные ценности выше материального благополучия. Аналогич4ным образом, президент Ким отверг исторический материализи выдвинул волюнтаристскую идею о том, что мышление создаематериальную действительность.

В частности, между 1948 и 1960 гг., когда влияние СоветскоеСоюза было наибольшим, Ким Ир Сен задался целью адаптиро-вать марксизм-ленинизм к корейской действительности. Его

идеологические положения делали главный упор на диктатурупролетариата, авангардную роль Трудовой партии Кореи, демок>ротический- централизм, строительство социализма и сплочениеперед лицоМ'КЛассового врага. Не приемля в массах стихийности,-Ким считал, что им необходимо сплотиться вокруг партии г- «ге-,і іерального штаба революции». (Ленин, а затем Сталин сравнива-и и коммунистическую партию с армией, которая, сохраняя же-лезную дисциплину, готова к беспощадной борьбе с контррево-люционерами.)

К концу 60-х годов марксистско-ленинские мотивы ослаблии на первый план вышла националистическая идея, связанная стермином «Чучхе». Возникший в 20-х годах, он первоначальноозначал восстановление независимости Кореи от иностранныхдержав, включая и японских колонизаторов, китайских захват-чиков и советский Коминтерн. Для интеллектуала-анархиста'(ин Чечхо (1880-1936) «Чучхе» это национальное возрожде-ние, восстановление единого, независимого корейского госу-дарстве, а также участие народа в массовых действиях, направ-ленных на возвращение Политической независимости-. Эту не-марксистскую концепцию Ким Ир Сен применил к условиямпослевоенной Кореи. Как и Син, президент Ким соединилкульт национального героя с культом корейского народа.'Дл*Кима «Чуйе» означало национальную самосто^тельносігь; гіо-нитическую независимость, экономическую самодостаточ-ность, национальную военную безопасность и чистоту языка.Изгнав из корейского языка японские > китайские, английски* ибуржуазные» термины и модернизировав язык так, чтобы онстал понятным для всех людей, президент Ким использовалязыковую реформу для укрепления корейского национализма.И место того чтобы делать упор на «Пролетарский интернацио-| іализм» в интерпретации советских лидеров, он придерживалсяГюлее националистической концепции «социалистического11 атриотизма». Короче говоря, «Чучхе» выражало волю к обрете-нию независимости от всех государств: будь то.Россия, Китай,,Япония или Соединенные Штаты14.

Коллективизм был для Ким Ир Сена важнее индивидуальныхинтересов/ Типичный сторонник идеологического монизма, онноспринимал политическую систему как единую органичную об-щность, в которой коллективные сущности нация, партия, го-сударство, народ доминируют над отдельными элементами.Как человеческим организмом управляет мозг, так и в обществеполитическая элита голова должна руководить всем осталь-иым. Северокорейские идеологи считали Ким Ир Сена «высо-

чайшим умом нации», «нервным центром общественно-полити-ческого организма». В здоровом организме отдельные части пре- *бывают в гармонии между собой. Так и в обществе следование.индивидуальным интересам должно занимать подчиненное по-ложение по.отношению к гармонизации сообщества. Индивиду-ализм объявлялся Ким Ир Сеном эгоистическим себялюбием.Он утверждал, что у индивидов не должно быть никаких раздёля-ющих разнонаправленных или антагонистических,интересов. Ра-бочий класс, крестьяне и трудовая интеллигенция должны дейст-вовать гармонично функционировать как один человек*сплоченные общей задачей осуществления революционных]предначертаний партии..

Основой политической легитимности являлось слияние ду-ховно-нравственных ценностей с материальными интересами.Социалистическое строительство считалось «священяодействи-*ем». Политические деятели прославляли Ким Ир Сена как «Из-Ібавителя нации» от японского и американского империализма.;Послушанием Великому Вождю люди «зарабатывали» себе веч*ную жизнь, В «Песне о рае» социалистическая Корея именова-лась величайшей нацией в мире, созданным Великим Вождеь«раем на земле*. Признания масс.правит^ьст^ины^ лидеры'Д<Цб^валиеь, раздавая моральные и^^ материальные поойр^щад. 1«И"гразкдан, кто проявлял преданность официальному:режищу^«обладал моральными качествами «новой социалистической личности» н трудолюбием, простотой, самоограниченией^дисципщнированвостью, удостоивались почестей, таких,Jcax зн«к |5вроя Труда КНДР и звание члена рабочей бригады «Летящего/$$ня». Способствующие поьыщенйю производительности трудапроцветанию нации получали денежные премии, повышения пслужбе и бесплатные, путевки в дома отдыха. Как моральные»'и материальные поощрения выдавались за служение коллектив*ным интересам народа, революции и партии." Официальная идеология утверждала политический элйтнзм івіто же время отрицала индивидуальную политическую свободуПатерналистское государство отвечало за обеспечение людейкоторых чиновники считали детьми, работой, пищей, кровом;одеждой, а также за доступность образования, здравоохраненияАвангардная, Трудовая партия Кореи функционировала как политический просветитель, организатор и мобидизатор. Вырамонистическую ориентацию, Центральная станция радиовеща'!ния КНДР в 1982 г, провозгласила: «Гигантская задача социали4стического строительства может быть выполнена, только коптвся партия и весь народ будут думать и действовать сообща, со*

і іасно замыслу и воле партии»15. Великий Вождь Ким Ир,Cqh,(>ыл олицетворением личного элитизма. Корейские идеологи нат,,вывали его творцом национального единства, лидером социали-;*11 ической революции, освободителем отчизны и образцом доб-^родетели и человеческой воли. Как главный выразитель едино^идеологии «Чучхе», Ким утверждал необходимость действий,;ІЮЖДЯ, партии и масс как единого целого. Хотя на лозунгах было;)написано «служи народным массам», ТПК ожидала от людей по-,слушания президенту Киму, а не вызовов социалистической сис-^лі с ме, партии, Великому Вождю или его политике16..,,,

С поведенческой, а также с идеологической точки зрения^президент Ким Ир Сен взял на себя роли главного выразителя,идей и.их исполнителя. Как харизматический лидер, он был ра-циональным пророком («Избавитель нации»), идеологом, пар-;,,і и иным вождем и военачальником. Вслед за Сталиным и lylaoj(•и насаждал культ личности. Портреты и статуи Кима, воздвиг,.?.,мутые в его честь монументы были везде. Почти каждый гражда-,,пин носил красный значок с его изображением. Разносящиеся]ц і громкоговорителей песни воодушевляли массы на усердный ■і руд, строительство социализма и служение президенту. Идео-,логическая пропаганда превозносила его, называя «£1есравнен<т„11 ым патриотом»» «Гением мировой революции» и «Солнцу* щ-$ рейского народа». По-корейски Ир Сен означает «подобньїйЦі олнцу»,, Кроме того, он возглавлял политический процесс ц ка-г;чсстве непререкаемого главы правительства. В 90-е годы он,за-5иимал посты Генерального, секретаря ЦК,ТПК, лредселдхедецпартийного Комитета по военным делам, председателя Нацио-., мальной комиссии по обороне, председателя Центрального на- [родного комитета, соединявшего в себе законодательные, ис-|иолнительные и судебные функции. Руководя Государствен-^ним политическим бюро безопасности, он выявил в составе'партии оппозиционные группировки. Партийный контроль над'вооруженными силами предотвращал военные, перевороту иподдерживал координационное единство в принятий прави-(і сльственрых решений17. ] '4, ї

Монистическая структура власти усиливала «монолитную»^идеологию и единое руководство. В качестве авангардной партии',I ГТК господствовала как над социальными группами, так и над.'правительственными учреждениями.,Ьна формулировала ноли-?і пческие приоритеты, координировала деятельность правитель-)"і іва, следила за реализацией политики, контролировала соци,-■шьные группы и мобилизовывала массы на социалистическоеі і роительство и воссоединение корейской нации.

Традиционные, религиозные и экономические; объединенпрактически зависели от партии-государства. Пример традицонной организации семья президента Кима; она и возглавлсоциалистическую династию. Он готовил своего сына Ким Че,Ира на роль своего преемника в должности президента и генрального секретаря. Его родственники занимали высшие государственные, партийные и военные посты. Традиционные rpyntпы, не принадлежавшие к семье Кима, едва ли обладали какой-самостоятельностью. На руководящих постах было мало жещин. Молодежь играла второстепенную роль. Религиозная свобода была ограничена. Экономические организации не моглвырабатывать собственную, независимую от партийно-госуда"ственного руководства политику. Официальная идеология прі;знавала три класса: рабочих, крестьян и трудовую интеллиге'цию; к последней относились партийные кадры, правительственые чиновники, специалисты, люди свободных професситехнократы. Несмотря на заявление о социалистическом равестве, эта «трудовая интеллигенция» доминировала как в партитак и в государственных'институтах.. (

Трудовая партия Кореи руководила сильным государством,чем свидетельствует низкий уровень плюрализма, широкприменение мер принуждения, высокая степень централиции, жесткая координация и всесторонний характер осущеляемой им деятельности. Военно-полицейские органы - Гоедарственное политическое бюро безопасности, Мййнстерстобщественной безопасности, Корейская народная армия; Кмитет партийного контроля и полувоенные образования вроРабоче-крестьянской Красной гвардии пользовались нсколькими способами принуждения. Физическое принуждмвключало тюремное заключение, пытки и казни. Экономииское состояло в заключении в трудовой лагерь, увольнений с гсударственных предприятий и понижении в должности. Иівидов, не согласных с единой идеологией Ким Ир Сена, ждапринуждение в форме исключения из партии (чисток)) общственного ^порицания со стороны членов партии и требованивыступить'с самокритикой. В этих условиях существовали и определенные согласительные процедуры как способ получениподдержки. Используя типичный для малых групп в азиатскобществах механизм внутригруппового влияния, правящие чиновники наделили производственные бригады, партийныячейки и учебные классы правом раздачи материальных пооЩ,рений (денег) и морального стимулирования (присвоение п.четных званий).

Власть ТПК и государства была централизованной. Над пра-вительственными органами на местах, такими, как народные со-брания, народные комитеты, исполнительные комитеты провин-ций, городов, городских районов, сельских округов и деревень,с юяли общегражданские организации типа государственногоІ Іентрального народного комитета, Политбюро и Секретариатапартии. Под надзором партии местные учреждения проводилиразработанную центром политику.

Президент Ким Ир Сен и его соратники по партии осуществ-или жесткую координацию деятельности правительственныхинститутов. ТПК и Корейская народная армия объединяли госу-іарственньїе учреждений. Военные вместе с ТПК разрабатывалии воплощали в жизнь государственную политику. Социалистиче-ской экономикой управляла центральная технократия. Полити-ческие решения принимали Политбюро, Административный со-нет (кабинет) и Государственная плановая комиссия. На уровнеотдельных фабрик все решали директора и главные инженеры,являющиеся членами местного партийного комитета.,

Власть государства распространялась на самые разные сфе-ры деятельности. В Корее практически не существовало частгного сектора в экономике, как и частного образования илиідравоохра«ения. В период с 1958 no 199Q t в сельской местно-сти функционировали государственные и кооперативные хо-іяйства. Первые были крупнее и лучше механизированы, чем,вторые; На гооударственнык фермах1 выдавал» зарплат^, а нечасть произведенной пролукздии, как получали члены коопера-тивных хозяйств. ОтдельйЫе лица не могли владеть землей единственное исключение составляли небольшие участки, вы-іеляемьіе кооперативом своим членам. На государственых кре-стьянских рынках кооператоры продавали выращенные на сво-их участках фрукты и овощи. В промышленности и торговлеконтроль принадлежал не частному бизнесу,,'а государствен-ным предприятиям и промышленным, кооперативам. Если не-большие производства могли объединяться в кооперативы, токрупные шахты, предприятия транспорта и связи, торговли,финансов являлись государственными; Министерству финан-сов, как органу центрального правительства, были подведомст-венны Центральный банк, Промышленный банк и Банк внеш-ней торговли. Это министерство, совместно с Государствен-ным комитетом по планированию, руководило разработкойэкономической политики18.

Государственная экономическая политика определяла на-правления промышленного развития. Президент Ким Ир „Сен

'і Чарльз Ф- Эндрейн

противопоставлял социализм капитализму. По его мнению,, со-'циализм означал экономическую независимость, государствен-ное планирование, централизованное руководство и обществен-^ную собственность. Для капитализма характерна экономическая;зависимость от крупного капитала, рыночные механизмы, де-гцентрализация и частная собственность- Социализм предполагаятрансформацию под влиянием партии-государства человеческоего сознания, а не изменение производственных отношений вродерабочего контроля над экономической деятельностью или унич-*тожения разницы между умственным и физическим трудом. Кро-ме того, он отвергал общество всеобщего благосостояния, при-равнивая его к «буржуазной демократии» и «буржуазному либе-рализму»19

Соединив идеологию и организацию, партийно-государст-венная власть осуществила всесторонние экономические преобразования. Политические организации обеспечили высокитемпы роста в промышленности и равенство в доходах. В частности, с 1961 по 1965 и с 1971 по 1975 гг. рост ВНП составл910% в год. Механизация сельского хозяйства Позволила уве^личить производство риса. Эти высокие темпы роста элитКНДР обеспечила благодаря заботе о создании физического *человеческого капитала. Импорт машин, оборудования итехн~логий из Советского Союза, а также Японии, Франции, Запад,ной. Германии и Швейцарии позволил Северной Корее создабазовые отрасли тяжелой промышленности: черную металлургию, угледобычу, химическую, станкостроительный) и оборок'ную. После 1980 f. стал возможен экспорт цемента, угля, сталистанков и вооружений. Особое внимание к техническому обра4зованию объяснялось тем, что технократам принадлежала веду'щая роль в обеспечении экономического развития. Благодарбыстрым темпам промышленного развития, а также правительственным программам, регулирующим трудовые ресурсы, безработица держалась на довольно низком уровне. Контроль нценами на потребительские товары, над стоимостью жильякоммунальных услуг сдерживал рост инфляции. Осуществлпрограммы распределения земли, субсидируя выращивание рса и арендную плату и обеспечивая полную занятость всеобщеобразование и здравоохранение, политики добились относительно эгалитарного распределения доходові

Несмотря на успехи этой политики, после 1980 г. экономичекая ситуация стала ухудшаться. Темпы роста ежегодно падгина 2%. Не хватало продуктов питания, сырья, нефти, угля, элетроэнергии и товаров народного потребления. Большой тор.

овый дефицит усилил экономическую стагнацию. Правительст-во нуждалось в твердой валюте для импорта передового в техно-логическом отношении оборудования из развитых капитали-стических стран. После 1990 г. СССР уже не предоставлял деше-вые' кредиты и недорогую нефть. Экономическому росту такжепрепятствовали чрезмерные государственные расходы на ар-мию, производство вооружений и строительство монументов истатуй, прославляющих Ким Ир Сена. Крестьянам не хваталоудобрений, инсектицидов, горючесмазочных материалов искладских помещений для хранения сельскохозяйственнойпродукции; поэтому снизилось производство зерна и риса. Внекоторых районах сельские жители голодали. Негибкие меха-низмы государственного планирования не могли легко приспо-собиться к изменению мировой экономики. Моральное старе-ние оборудования, отсутствие инноваций, проблемы с транс-портом на фоне экономического упадка в Советском Союзепривели корейских политиков к созданию зон свободной тор-говли и совместных предприятий с иностранными частнымиинвесторами.

Все усложнявшаяся система стратификации нуждалась в гиб-кой общественной политике. По мере падения темпов развитияросло недовольство партийно-Государственной, элитой, пользо-вавшейся значительными привилегиями. Партийным чиновни-кам, государственным служащим верхнего эшелона, старшим ар-мейским офицерам, деятелям искусства и известным спортсме-нам предоставлялись особые возможности для отдыха, новыеквартиры, роскошные, машины («мерседес-бенц», «вольво»), бес-платные путевки, продукты питания, импортные товары (часыРолекс», одежда); возможность получить высшее образование иіучшее медицинское обслуживание. Среди рядового населенияквалифицированные рабочие в тяжелой промышленности полу-чали более высокую зарплату, чем менее квалифицированные ра-ботники легкой промышленности и сельского, хозяйства. Такая«гитарная стратификация явно противоречила идеологическиміаповедям эгалитарной системы, «служащей интересам народ-пых масс»20. Для борьбы с возникающим недовольством прави-тельство активизировало программы политического просвеще-ния и идеологического принуждения.

В заключение можно сказать, что в КНДР процесс проведе-ния политики сочетал нововведения с преемственностью. Вы-сокие темпы развития и большее равенство в доходах, чем приколониальном правлении Японии, привели в КНДР к корен-

ным преобразованиям. Социально-экономическая трансфомация.происходила на фоне политической преемственностКак бы ни велика была роль авангардной' ТГОС и активистскигосударства, большое значение имело и то, что данная мобилзационная систему сохраняла преемственность династии ЛПатриархальность, покорность политической элите, политич,ская замкнутость, идеологическое принуждение, управленпосредством убеждений: все это перекликалось с династичезскими традициями прошлых веков. Ким Ир Сен, президент-мнарх, держался как отец своего народа, предоставляя заботы цвоспитанию «матери-партии». Начав свой путь как обычньпоследователь марксизма-ленинизма, он попытался затем пердать свою харизматическую легитимность сыну Ким Чен ИрПри этой династической последовательности революционносоциалистическая семья президента Ким Ир Сена функционровала в качестве господствующей политической элиты, воглавляющей мобилизационную систему21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: