Заключение. Современные согласительные системы отличает ряд фундаментальных принципов, политических стилей и методов осуществдения социальных преобразований

Современные согласительные системы отличает ряд фундаментальных принципов, политических стилей и методов осуществдения социальных преобразований. Суть согласительной системзаключается в поиске пустей согласования различных интересовОна проводит разделение между духовнс^нравствейнЫми'ценностями и материальными интересами. Государственная политик,сосредоточена на предоставлений пособий различным СоциаЛьным группам. В таких плюралистических обществах, общественные организации в значительной степени независимы от прави,тельственного контроля. Коллегиальное руководство распределяет власть между правительственными учреждениями. Полити"ки вместе с юристами законодателями и судьями ■*>■" увязываюмежду собой различные интересы, служат посредниками,в за''ключении сделок, играют роль арбитров в политических дискуссиях и устанавливают правила политической игры. Отдельныиндивиды удовлетворяют свои политические амбиции, активиучаствуя в группах влияния, оказывающих давление на прави-тельственных чиновников. Основные участники этой политической деятельности децентрализованные правительственныучреждения, коалиционные партии, общественные объединени устраивая торг друг с другом и оставаясь открытыми для самыразных информационных служб, способствуют осуществлениМаргинальных социальных преобразований. Подчеркивая необ'

ходимость прагматических компромиссов, лидеры стремятсяудовлетворить максимум притязаний на- долю в политическом«пироге». Как показал анализ плюралистических демократий вШвеции и Великобритании, первая, особенно с 1950 по 1975 г.,более эффективно функционировала в качестве согласительнойсистемы; она достигла наибольшего равновесия между диффе-ренциацией и интеграцией.

На исходе XX в. согласительные системы рассматриваютсякак своего рода окно в будущее. Согласно Френсису Фукуяме,«перед нами разворачивается некий фундаментальный процесс,диктующий всем обществам единый путь эволюционного разви-тия короче, речь идет о том, что к либеральной демократиидвижется чуть ли не сама Всеобщая история человечества»34.Признавая, что еще не во всех политических системах произош-ла институционализация либерально-демократических принци-пов, Фукуяма вместе с тем утверждает, что согласительные идеиуже одержали победу над соперниками. Либерально-демократи-ческие идеи свобода, равенство, человеческое достоинство,секторальные выборы, власть 'закона, всеобщее избирательноеправо заняли господствующее положение в мировой культуре.Экономический либерализм, основанный на рынке и частной,собственности, побеждает государственный социализм. В 1990 г.большее число государств придерживалось либерально-демокра-тических ценностей, чем в 1900 т.

Другие аналитики более пессимистичны в оценке перспективнсеобщего принятия согласительных систем35. Идеалы либе-ральной демократии главенствуют в надстройке. Однако в боль-шинстве стран на процесс принятия политических решений вебте влияют бюрократические-авторитарные тенденции. Такиег иловые учреждения, как полиция, армия, служба безопасности11 частные военизированные формирования держат под контро- \см противостоящих интересам элиты действия политическихшесидентов. В ситуации.растущей ролевой специализации ис-

I о иная тяга народа к единому сообществу также время от време-м и проявляется в терпимости к характерному для согласитель-

IIых систем многообразию групп влияния. И даже несмотря на>і о, что мировая капиталистическая экономика расширяет сферу

і іюего влияния, отдельные общинные (этнорелигиозные) конф-ликты представляют угрозу для существования слабых нацио-.і ильных государств. Особенно мало шансов на выживание оста-г і ся у согласительных систем при спаде экономического роста,\ і лублении неравенства в доходах, усиливающейся фрагмента-1111 и общества и нарушений внутреннего равновесия в результате

иностранного вмешательства. В таком случае для проведения со- [ циальных преобразований необходимы мобилизационные сис-темы, как это имело место в России, Германии, Китае, Вьетна-ме, Северной Корее, Иране и на Кубе. Мощные, обладающие]органами принуждения государства, уничтожившие старый*строй, добиваются осуществления своей политики при помощи!методов, являющихся отрицанием либерально-демократических|принципов согласительных систем.

: Глава 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: